«Скучал по еде». Как жилось и работалось в Нижнем Новгороде инвестору из Норвегии

«Скучал по еде». Как жилось и работалось в Нижнем Новгороде инвестору из Норвегии
Иллюстрация: ICANN / Денис Гайдук

Ингвар Братсберг приехал в Россию в 1998 году. Он рассказал DK.RU, каким был инвестиционный климат в стране 20 лет назад и что изменилось спустя годы.

В Нижний Новгород Ингвар прибыл в 2000-м и провел здесь один год; спустя несколько лет, в 2014 году, вернулся снова и наблюдал позитивные перемены, произошедшие за это время в стране и её «третьей столице».

С нашим городом его связывает сегодня нечто большее, чем просто бизнес.

Ингвар, когда вы впервые приехали в Россию и в Нижний Новгород, с какой компанией вы тогда были связаны?

—Я работал в норвежском медиа-холдинге. Сейчас он называется «Амедиа». Это был второй по величине медиа-холдинг Норвегии, владелец множества издательств по всей стране.

В России мы строили типографии. Они появились в шести городах — в Москве, Воронеже, Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске; в Нижнем Новгороде типография находилась в арендованном производственном корпусе рядом с цирком, на ул. Литвинова. Это был второй проект, созданный концерном в России. Типография специализировалась на изготовлении газет и журналов. У нас было партнерство с «Комсомольской правдой»: в Нижнем, Екатеринбурге, Самаре и Новосибирске она издавалась по франшизе, издателем был Виктор Шкулев (в Нижнем — Юрий Иванов), который стал нашим партнером при строительстве типографий.

Мы также инвестировали и в другие СМИ. Хотелось, чтобы развивалась местная пресса. В Норвегии в каждом городке обязательно есть хотя бы одна сильная независимая газета, и еще одна, менее сильная, которая поддерживается государством — чтобы было информационное поле. Чтобы все знали, что идет в кино, когда отправляется паром, что делает сосед и его дети, и кто сегодня умер.

Поэтому в Нижнем Новгороде мы вкладывались в «Нижегородский рабочий» как в газету, близкую и полезную для местных жителей. Не все проекты были одинаково успешны, но доля нижегородских инвестиций стала самой продуктивной частью холдинга.

Как шел процесс создания типографий как инвестпроект? Это было легко, или были сложности?

— Скажу так: в то время иностранному инвестору было гораздо проще вести дела в России, если у него был сильный российский партнер, который брал на себя решение возникающих на месте проблем. У нас такой партнер был. Сейчас партнеры инвесторов в России — это именно бизнес-партнеры. То есть, они нужны для ведения бизнеса, а не для решения административных проблем.

«Скучал по еде». Как жилось и работалось в Нижнем Новгороде инвестору из Норвегии 1

Есть ли существенная разница между Россией и Норвегией, если говорить о менталитете бизнесменов, власти, о привычках и особенностях людей и так далее? Сильно ли ощущалась, например, разница культур?

— Мы не сидели у себя в Норвегии и не ждали дивидендов, отдачи от инвестирования. На мой взгляд, Россия не отличается чем-то существенным от других стран. Если серьезно подойти к бизнесу, работать на результат, то всё получается. И это не зависит от страны.

Моя жена всегда говорит, что Норвегия «очень-очень скучная», и что она не хотела бы тут жить. Например, сейчас я в отпуске и нахожусь у родителей в Харстаде, это на севере страны. Здесь всё ровно так, как было, когда я впервые уехал отсюда 30 лет назад.

В Нижний Новгород я впервые приехал в 2000 году, и здесь не было ни одной пробки. Это был мой год без пробок! Первый и последний раз, как это со мной было. Сейчас, конечно, такого нет. Это говорит о том, что сформировался средний класс, сформировался кредитный рынок. Пробки говорят об очень многом. О прогрессе.

Кто бы мог подумать! Что еще, на ваш взгляд, поменялось в лучшую сторону?

— Безусловно, появление пробок само по себе нехорошо, но это говорит о развитии!

В 2002 году я импортировал машину в Нижний Новгород, и я потратил на это одну неделю. Это было… тяжело. Сейчас ты едешь в государственные органы, нажимаешь кнопку на автомате, берешь талон, 15 минут — и у тебя новые номера. Все очень гладко, быстро и спокойно. И все услуги для людей приобрели нормальные, рабочие, продуктивные формы.

Если говорить, например, о банковских делах в России, о развитии каких-то сервисов, то у меня есть ощущение, что многие вещи здесь проще и удобнее, и это раньше появилось, чем в Норвегии. В Норвегии уже 70 лет все идет очень плавно. Но у нас не было переворотов, как в России.

Помните ли вы, что такое чеки? Во Франции, кажется, они до сих пор в ходу. Я думаю, что в России, как и во всех нормальных странах, это явление давно исчезло. Я это говорю к тому, что, на мой взгляд, во многом из-за того переворота Россия смогла принять сразу новейшие технологии и просто миновать то, в чем европейские страны — в том числе Франция, Италия, Норвегия — «застряли». У России это был прямой шаг в будущее.

«Скучал по еде». Как жилось и работалось в Нижнем Новгороде инвестору из Норвегии 2

г. Харстад, Норвегия / commons.wikimedia.org

Чего вам в России, когда вы сюда впервые приехали, не хватало, что вы бы хотели привезти (или привнести) сюда из Европы?

— Хорошего лосося холодного копчения. Это было бы отлично. А кроме шуток — если говорить про бизнес — не факт, что то, что шикарно работает в Норвегии или где-то еще, будет шикарно работать в другой стране, и наоборот. Потому что практики и подходы заточены под среду. Я жил в США, во Франции, в Люксембурге, в России, и везде есть свои особенности. Когда первый раз уезжаешь из родной страны, по многому скучаешь, а потом это мало-помалу уходит. Я, например, скучал по еде.

Если говорить про личную жизнь, то мне всегда было комфортно в России. Россияне гостеприимные, открытые и очень ценят дружбу.

Вы хорошо говорите по-русски, вы выучили язык у нас?

— Я учил язык в Норвегии. А потом я женился в Нижнем. Жена — нижегородка. Поэтому русский стал семейным языком.

В Нижнем есть организация, объединяющая иностранных инвесторов и сотрудников-экспатов иностранных компаний, работающих в регионе. Она называется ICANN, и ее вы сегодня возглавляете. Как она появилась?

— Ей уже 22 года, а если брать и неформальный период общения, то даже 27 лет. В Нижнем в 90-е годы было 3-5 иностранцев, которые периодически встречались. Сложился некий клуб. У руководства области, у губернатора был интерес к западным практикам, инвесторы предлагали им некоторые советы по организации бизнес-пространства в области, и к ним прислушивались. Они же помогали тем, кто приезжал в Нижний Новгород по деловым вопросам, сориентироваться, адаптироваться.

Я думаю, что сегодня область меньше нуждается в таком клубе как в «советниках», но наша функция по-прежнему в том, чтобы собирать с членов клуба информацию по проблемным вопросам и доносить ее до администрации, чтобы в конце концов это способствовало развитию бизнес-среды.

«Скучал по еде». Как жилось и работалось в Нижнем Новгороде инвестору из Норвегии 3

Ингвар Братсберг рассказывает об ICANN

Когда вы вернулись в Россию в 2014 году, став руководителем проекта норвежской компании Hexagon Composites (развивала в Нижнем Новгороде совместное производство газовых баллонов с компанией «Автокомпонент» — ред.), какие были впечатления — как изменилась бизнес-среда, инвестиционный климат?

— Прогресс ощущается лучше всего после перерыва. Я вернулся в Россию после длительного периода за рубежом. Если говорить про Нижний, то разница была огромная. Процессы для жизни, для бизнеса налажены. Все стало проще, быстрее, удобнее. Были устранены какие-то противоречия в законодательстве, свелись к минимуму случаи, когда один департамент считает так, а второй — по-другому.

Появилось на государственном уровне сопровождение инвестиционных проектов. Если раньше инвестор должен был все делать своими силами, инициативами — и порой это было сложно, то в те годы уже появился целый ряд государственных мер поддержки инвесторов.

Например, дочерняя компания норвежской Russia Baltic Pork Invest AS реализует в Нижегородской области очень крупный инвестпроект по созданию свиноводческого комплекса. Это подразумевает очень много лицензий и разрешений. Нужно искать участок, договариваться с муниципалитетами, подключать воду, газ, электричество… Самостоятельно делать это очень тяжело, особенно для тех инвесторов, кто реализует большие и комплексные проекты.

Поддержка областного руководства очень ценна и полезна. Сейчас сопровождением деятельности инвесторов успешно занимается Корпорация развития Нижегородской области.

Путь инвесторов к цели сильно сократился. Появилась предсказуемость и стабильность в сфере бизнеса. Бизнес начал ориентироваться на экспорт, не только на завоевание внутреннего рынка. Страна и область стали объективно гораздо конкурентоспособнее.

* * *

Корпорация развития Нижегородской области

Содействие реализации инвестиционных проектов на территории нижегородского региона

Официальный сайт: nn-invest.com

Круглосуточная линия поддержки инвесторов: +7 (991) 451-94-94

Читайте также:

> > > Как начать инвестпроект в Нижегородской области? FAQ

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • «Мы стоим по ту сторону забора и пытаемся конкурировать за сотрудников, которых нет»«Мы стоим по ту сторону забора и пытаемся конкурировать за сотрудников, которых нет»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.