Учись, студент! Как подбирают для себя кадры нижегородские бизнесмены
Где иностранные инвесторы, открывающие у нас производства, находят для себя сотрудников, и насколько хороши для них выпускники нижегородских вузов?
В уже далёком 1997 году иностранные компании, присутствовавшие на тот момент в Нижегородской области, объединись, чтобы более эффективно вести свой бизнес. Была создана Организация международного сообщества Нижегородской области — ICANN (International community association of Nizhny Novgorod region). Латинская аббревиатура читается аналогично словосочетанию «I can» — «я могу».
Одним из ее первых руководителей был Кендрик Уайт. Ныне президентом организации является Ингвар Братсберг.
Задачи ICANN — представлять интересы иностранных инвесторов и организовывать для них общение с органами местной власти, друг с другом и с партнерами в России. Сотрудники ICANN могут даже помочь экспатам лучше узнать город и область: порекомендуют хорошие рестораны, магазины и экскурсии. В глобальном смысле, все это — содействие развитию международного бизнес-сообщества в Нижегородской области.
За годы работы ICANN обзавелась большим количеством полезных для инвесторов проектов, в числе которых — обучающая программа «МОСТ». Это название тоже говорящее: означает «Международное Образование Студентов».
Почему на них обратили внимание? Дело в том, что многим инвесторам, открывавшим сложные, наукоемкие производства, было интересно готовить сотрудников под себя, искать сотрудников среди выпускников вузов подходящих специальностей. И в дополнение к созданной в области системе обучения подготовки кадров, они решили сами принять в ней участие.
Ингвар Братсберг:
— ICANN в этой программе играет роль посредника между вузами и иностранными компаниями. От бизнеса в программе могут участвовать все члены ICANN, кто пожелает, но обычно каждый год это 10-12 предприятий. Суть в том, что мы совместно с вузами отбираем талантливых и активных студентов с направлений обучения, соответствующих запросу компаний. А компании, в свою очередь, организуют для них экскурсии, дискуссии, доклады и воркшопы по своим «профильным» темам. Осенью планируется уже шестой набор.
ICANN взаимодействует с ННГУ, НГТУ и НИУ ВШЭ - Нижний Новгород. Это три ключевых вуза, которые «закрывают» все специальности, выпускники которых потенциально интересны предприятиям.
Студентов, кто заполнил у себя в вузе заявку на участие — в ICANN их называют аппликантами (applicants)— в активный год может быть до 150 человек. Но в каждом потоке участвуют только 20-25 самых мотивированных.
Как замечает Ингвар Братсберг, обязательной и для студентов, и для компаний-участников является только стажировка, в ходе которой молодежь по-настоящему участвует в работе компаний, решая какие-то задачи или кейсы, но не трудоустройство: «Хотя замечательно, если отношения складываются. У нас есть участники, кто после проекта был принят на работу».
Поясняет Илья Смолин, вице-президент ICANN, генеральный директор «Магна Автомотив Рус»:
— Я бы назвал это примером краудсорсинга. Компания «Магна» такой проект сама по себе не смогла бы потянуть, несмотря на то, что работа со студентами была и остается важным элементом нашей стратегии подбора персонала. В 2015 году, участвуя в первый раз, мы, безусловно, надеялись расширить наши возможности по привлечению активных молодых людей. С другой стороны, нам также хотелось рассказывать о компании и о сфере нашей деятельности — автомобилестроении. Мы сталкивались с тем, что молодые люди не владеют информацией об этом бизнесе, не знают всех его возможностей и считают автопром чем-то таким ретроградным и громоздким, а иногда и отсталым. А мы — наоборот, молодая инновационная компания, мы с интересом делимся своими идеями, в том числе со студентами.
За время участия в проекте через компанию «Магна» прошли 12 человек, трудоустроены двое, но на самом деле, это не столь важный показатель, говорит г-н Смолин:
«Интерес бизнеса — это партнерство с вузами. Важно, что мы можем общаться с учебными заведениями и транслировать им наши потребности. Что еще дал нам этот проект? Мы стали более гибкими в плане подхода к молодым специалистам. Все мы учились в прежней системе координат, когда студенты последних курсов не могли себе позволить посвящать какое-то время работе по специальности. Сейчас с этим проще: можно даже сместить приоритеты и больше работать, а обучаться дистанционно.
Когда мы начали участвовать, у нас был такой «старорежимный» взгляд и ожидания, а в итоге у нас люди стажируются по два года, пока учатся в магистратуре, работают по удобному для них графику.
Но не стоит думать, что они просто «каталоги ксерокопируют». Если во время проекта мы можем, скажем, организовать для них бизнес-кейс в форме деловой игры, то во время стажировки они знакомятся с корпоративной культурой, стандартами, бизнес-процессами. Могут выбрать направление работы, встроиться в процесс и получить конкретный функционал. При этом, получив диплом, они могут уйти работать в другую компанию, потому что уже имеют опыт и определенные компетенции. Мы в этом не видим проблемы».
То есть, подготовка профессиональных кадров идет, по сути, для всей промышленности региона, причем «со студенческой скамьи».
По словам Ильи Смолина, неудачного опыта общения со студентами у компании пока не было, потому что в программе сначала идет определенный отсев: до участия просто не доходят те, кто не оправдал бы ожиданий и усилий, вложенных бизнесом.
— Мы предпочитаем прежде провести тщательный отбор, чтобы выявить ребят с теми знаниями, установками, опытом, которые соответствуют нашим требованиям и культуре компании, — соглашается Ольга Красильникова, HR-менеджер филиала «Волга» компании «Объединенные пивоварни Heineken» (в проекте с 2013 года).
Не столько важны оценки в зачетной книжке, сколько понимание — «куда я как профессионал хочу развиваться», мотивация, способность к развитию, желание учиться. Те, кто прошел отбор, конечно же, серьезно настроены.
— Мы не только рассказываем им о пивоварне «Волга» и компании HEINEKEN, но и проводим обучение с целью развития soft-навыков, делимся рекомендациями и лайфхаками по построению карьеры, учим мыслить шире, применять свои знания, помогаем понять свои карьерные предпочтения.
Целевая аудитория для Heineken — студенты последних курсов специалитета и бакалавриата, магистранты технических и естественно-научных специальностей (биологи, химики): «Если знаний не хватает, то это не ключевой момент, ведь рядом всегда есть наставники, которые помогут. У нас есть «выпускники» проекта, которых мы с удовольствием приняли в команду пивоварни «Волга». Для них карьера начинается со стартовых позиций: оператор, механик, инженер-химик.
Генеральный директор компании «Русвинил» (совместного предприятия СИБУРа и Solvay) Гюнтер Надольны признается, что любит работать с молодежью. В компании с удовольствием встречают не только делегации проекта «МОСТ», но и выпускников ресурсного центра, созданного на базе Кстовского нефтяного техникума, который готовит специалистов для нефтехимической отрасли. С ним «Русвинил» тесно сотрудничает:
— Мы даем тем, кто приходит на стажировку, небольшие, но интересные проекты. И они справляются! Молодежь всегда чувствует ответственность и отдается работе, если им даешь конкретный проект. Я общаюсь лично с каждым стажером, рассчитываю, что как минимум половина может прийти к нам работать. Но даже если нет, я в любом случае буду вкладывать свои усилия. Важно дать им опыт работы на современном химическом предприятии. Эти люди — будущее нашей промышленности.
Кроме того, на мой взгляд, предприятия и вузы должны находиться в постоянном контакте, так как реалии быстро меняются, производства цифровизируются, и к выпускникам предъявляются высокие требования. А тесное взаимодействие с вузом позволяет погружать стажера сразу в корпоративную культуру компании и воспитывать нужные для работодателя навыки.
Устраивает ли иностранных работодателей «качество» наших выпускников?
Гюнтер Надольны подчеркивает, что для любой должности «Русвинил» ищет сотрудников в нашем регионе. И находит:
— Качеством стажеров, которые к нам приходят из вузов и Кстовского техникума, я доволен. Наши сотрудники положительно оценивают их готовность работать; уровень их подготовки, в смысле образования, достаточно высок. Я считаю, что у нашей области высокий потенциал, и все те предприятия, которые здесь находятся, вполне могут найти для себя хороших специалистов, которые смогут работать в промышленности.
Ингвар Братсберг:
— Я бы сказал, что уровень выпускников ничем не уступает уровню западных вузов. Это вопрос «о людях». Есть более или менее подходящие определенной компании. Но в целом, образовательная система Нижнего Новгорода очень сильна и разнообразна. Любая компания может найти себе специалиста: юрист, айтишник, производственник и так далее. Специалисты есть, другое дело — как их найти.
Тимур Халитов, генеральный директор Корпорации развития Нижегородской области, считает, что высокий научный и кадровый потенциал Нижегородской области делает ее привлекательной для инвесторов:
— Среди преимуществ нижегородского региона — одна из самых крупных в РФ систем образования и, как следствие, высококвалифицированные кадры. В нашем регионе у инвесторов есть множество возможностей по кооперации с вузами и средними специальными учебными заведениями. Работают 30 ресурсных центров для подготовки кадров.
Поэтому, размещая свое производство в Нижегородской области, инвестор может быть уверен, что на предприятие придут подготовленные работники, адаптированные к требованиям необходимой корпоративной культуры, способные достигнуть высокой производительности труда и выпускать продукцию на уровне международных стандартов.
Корпорация развития Нижегородской области
Официальный сайт: nn-invest.com
Круглосуточная линия
поддержки инвесторов: +7 (991) 451-94-94