«Рост выручки — в 12 раз». Заработать на массовом спорте можно, но не всякий выдержит
«Я понял, что меня «штырит» от бега и плавания, и превратил это в бизнес. Ведь многие хотят почувствовать, что совершили что-нибудь крутое. Удовольствие от преодоления себя — вот что мы продаем».
Нижегородец Александр Базанов увлекся спортом после 30 и это стало неожиданностью как для близких, так и для самого предпринимателя. Тогда он занимался проектами совсем в другой сфере. Директор X-WATERS рассказывает DK.RU, как он попал в массовый водный спорт, об особенностях «старта с низкой базы» и сходстве ивент-индустрии с велосипедом».
Спорт как лучший способ снять стресс
Можно было, как многие, усталость «запивать» или «заедать», но это неизбежно повлекло бы за собой проблемы со здоровьем. Поэтому бизнесмен сделал ставку на спорт.
Фото: Алена Глазкова
Первым его увлечением был бег. Будучи энтузиастом, мужчина быстро втянулся, поучаствовал в московском забеге, съездил в Берлин. И так вдохновился увиденным, что организовал с единомышленниками клуб для пробежек и несколько полумарафонов в Нижнем Новгороде. «Это были первые современные забеги в самом центре города, с медалями, экшеном, детскими стартами и т.п.», — ностальгирует г-н Базанов. Однако прибыли эти мероприятия ему практически не принесли, только опыт.
Заплывы: от ларьков до Волги
Параллельно бизнесмен в качестве хобби занимался плаванием. Идея создать X-Waters созрела в 2016-м, после того, как он попытался принять участие в самом популярном заплыве в Европе — через Босфор. В этом мероприятии ежегодно участвуют 2 тыс. человек. Но еще 20 тыс. желающих зарегистрироваться остаются ни с чем. Александр Базанов дважды не попадал в списки.
Однако альтернативы практически не было: в плавании, в отличие от большинства видов спорта, тогда мало было крупных стартов для любителей. Ниша пустовала, хотя запрос на такого рода активность имелся. Многим надоедает плавать в бассейне или только в курортных зонах.
Я не самый умный, но вижу, что сделано в этой сфере недостаточно. Есть те, кто хотели бы стать лидерами, но уровень развития и консолидации в отрасли примерно как уровень торговли в 90-е. Помните? Сначала были палатки, потом павильоны, потом местные торговые сети, потом всех смели федералы, консолидировали и упорядочили. Так вот, если разнообразие ивентов в лыжной и беговой индустрии напоминает этап, когда магазины у дома соседствуют с гипермаркетами, то уровень плавательной — это ларечная тема, — отмечает бизнесмен.
И он решил изменить ситуацию. Теперь его компания X-WATERS сама организует массовые заплывы на открытой воде. Спортсмены-любители проплывают значительную дистанцию в какой-либо необычной, привлекательной или экстремальной на первый взгляд местности.
Куда плывем?
Директор Х-WATERS подчеркивает, что пошел в организаторы заплывов не ради самого процесса зарабатывания денег, как это делают «серийные предприниматели». А потому, что его по-настоящему заводит дело. И сейчас нижегородец чувствует, что занимается чем-то полезным и общественно важным.
Я понял, что меня «штырит», и решил превратить это в бизнес. Ведь многие, так же, как и я, хотят почувствовать, что совершили что-нибудь крутое, гордиться собой. Мы даем им это ощущение. Удовольствие от преодоления себя — это то, что мы продаем людям, — пояснил он.
Первым делом Александр Базанов осуществил свою давнюю мечту — организовал заплыв через Волгу. Сегодня заплыв X-WATERS Volga стал крупнейшим российским стартом на открытой воде, который ежегодно собирает в Нижнем Новгороде 1500-2000 пловцов и приводит в город порядка 6000 туристов из 17 стран.
Но к 2018 г. география проекта значительно расширилась, он стал международным. Всего за год компания провела 9 заплывов, два из них — за рубежом, в Армении и Австрии. В 2019 г. организация ведет переговоры с контролирующими органами еще ряда зарубежных локаций.
Причем Александр Базанов подчеркивает, что место для стартов выбирает с коллегами особенно тщательно. Важно, чтобы место было «брендовым» или заинтересовывало людей своим рельефом, историей и т.п. В итоге в копилке Х-WATERS ивенты в таких местах, как Волга, Байкал, Баренцево море, Вёртерзее и даже Керченский пролив.
Сложнее всего – согласовать воду
Что еще хорошо бы учесть при организации массового спортивного мероприятия? По словам Александра Базанова, затевая проект вне России, необходимо либо переезжать в регион, где пройдет заплыв, погружаться в те реалии, либо много работать с местными партнерами. Потому что всегда существует культурная и экономическая специфика. Плюс никто не отменял языковые барьеры: иногда недостаточно общаться на английском, надо знать еще местный язык. Также, по опыту господина Базанова, региональные власти часто имеют протекционистский настрой. Чтобы избежать конфликтов, лучше найти в регионе партнера с нужным уровнем погруженности. Он должен быть сильным, полноценным организатором на месте.
Но предприниматель отмечает, что партнеры его компании «бывают очень разными». Например, на Урале заплыв помог провести депутат, который сам увлекался спортом. Он регулярно продвигал похожие инициативы, но не мог посвящать их организации много времени. Армянские партнеры регулярно организовывали триатлонные и беговые старты, но у них не получалось расширить аудиторию.
Сложно заработать на маленьких спортивных мероприятиях. Если люди практически не приходят, то приработок будет скромный. А ведь далеко не все хотят работать только на энтузиазме, — объясняет Александр Базанов.
В небольшом населенном пункте что-то организовать проще, потому что там обычно меньше судоходства, а главное — местные власти не избалованы большим количеством ивентов и проявляют больше заинтересованности.
Сложнее всего согласовать воду. Люди, заведующие речными путями, часто не понимают, что мы делаем и зачем, как нам помочь. Приходим к ним — а они работали только с транспортом, а тут люди на воде будут. Много людей. Ведомства просто теряются, — рассказал эксперт.
Что касается травмоопасности заплывов, то, по мнению Александра Базанова, проблема во многом надумана. Трагические случаи бывают в любых видах спорта. И стоит помнить, что когда ты делаешь что-то в толпе — риски всегда увеличиваются. Но все относительно: мотоциклисты рискуют больше, чем пловцы. А люди калечатся вне спорта чаще, чем в спорте.
Чтобы учесть все риски, организаторы не только узнают все возможные достоинства и дефекты места заплыва, но и сами переплывают его до начала мероприятия:
Наша политика безопасности такова: мы стараемся создать систему правил и мер, при которой ответственный участник, выполняющий наши инструкции, имеет минимальные шансы пострадать. При этом какой-то уровень риска сохраняется всегда, и основной его источник — внутреннее состояние человека, в том числе невыявленные заболевания, пере- или недотренированность, неправильная оценка собственных сил и т.п.
Езда на велосипеде к профессиональному управлению
Бюджет самого простого и маленького старта — около 1 млн руб. Для сложных и больших мероприятий потребуется около 5-6 млн руб. Многое зависит от выбранной локации. Крупнейшие статьи расходов — логистика (перевозка команды, участников старта, и т.п.), оборудование стартовых и финишных площадок, шоу-программы, маркетинг, обеспечение безопасности на воде.
По словам Александра Базанова, Х-WATERS с самого начала удается поддерживать самоокупаемость, но о сколько-нибудь существенной прибыли пока речи не идет, все инвестируется в дальнейшее развитие. В динамике прибыли отражается то, что компания вышла на «новый» рынок и стартует с низкой базы.
«В 2016 году на нашем первом мерприятии учувствовали 400 человек, и наша выручка составила чуть больше 1 млн руб. В 2017 году прошли уже 5 мероприятий, которые посетили 2 тыс. человек. И оборот уже был 12 млн руб. В 2018-м динамика тоже мощная: 9 мероприятий и рост по обороту в 2 раза по сравнению с 2017 годом. Это все выглядит как успешная история, но такой рост тяжело выдерживать. А остановиться нельзя — момент будет упущен. Поэтому компания постоянно трансформируется и корректирует бизнес-модель, чтобы оставаться лидером растущего рынка», — отметил специалист.
В 2019 г. X-WATERS будет больше концентрироваться не на количественном росте, а на развитии существующих событий и развитии партнерской сети. А сам бизнесмен собирается расти в качестве профессионального управленца.
Александр Базанов подчеркивает, что многому научился за три года в управленческом плане. Но многому еще только начинает учиться.
Видел про это как-то хорошую юмореску. Девочка спрашивает у взрослой женщины: мама, что такое ивент-менеджмент? А та отвечает: «Дочка, ивент-мендежмент – это как езда на велосипеде. Только велосипед горит, и я горю, и всё горит и я в аду. Шутка, конечно, но в ней заложена одна глубокая мысль. Практически любой человек может научиться ивент-менеджменту, который состоит из ряда простых операций. Сложность в том, что этот ряд — длинный, и многие операции надо выполнять одновременно. К счастью, люди в основном благодарны нам за наш труд, моральная поддержка колоссальная, — рассказал он.
В целом сотрудники Х-WATERS готовы к критике и воспринимают ее адекватно, как «нормальную обратную связь». Если, конечно речь не идет от троллинге, когда цель человека — не решить проблему, а поругаться и вытянуть из скандала энергию. «Мы делаем новое дело, которому практически не у кого научиться, естественно мы периодически косячим. Мы не можем избежать ошибок, но намерены своевременно извлекать из них уроки», — считает Александр Базанов.
«Я хотел бы, чтобы нас называли главным поставщиком дофамина и адреналина в мире. И мы будем идти к этому», — признается бизнесмен. И идет планировать новый заплыв.
Фото предоставлено компанией X-WATERS.