Поправки в закон о торговле: изменились ли с лета взаимоотношения сетей и производителей?
1 января 2017 г. в полной мере вступят в силу поправки в закон о торговле, которые должны защитить конкурентную среду и помочь местным производителям бороться с диктатом торговых сетей.
Подборка публикаций: Новое в законах 2017
Новые положения Закона о торговле вступили в силу 15 июля. Политика торговых сетей теперь более жестко регулируется государством. Так, ограничена пятью процентами (вместо 10%) премия с оборота — иными словами, "ретробонусы", сбор-вознаграждение, который поставщики должны уплачивать торговой сети за продажи их товаров. Сокращен и максимальный срок отсрочки оплаты торговыми сетями продовольственных товаров, полученных от поставщиков (ПОДРОБНЕЕ).
До 1 января 2017 г. сети должны привести в соответствие с законом условия договоров поставки и иных договоров, заключенных сетями с поставщиками до 15 июля 2016 г.
Мониторингом цен и условий заключения договоров в связи с новыми условиями с лета занимались представители федеральной партийной мониторинговой группы «Честная цена». Было подозрение, что сети не упустят возможность вернуть свою выгоду, включив в договоры какие-либо новые требования, или же просто повысив цены для покупателей:
«Сегодня мы можем говорить, что закон уже продемонстрировал положительные результаты. За время нашего мониторинга торговые сети не повышали цены, то есть закон позволил сдержать аппетиты торговых сетей по отношению к потребителю. Для нас проект «Честная цена» не краткосрочный. С 1 января изменения в закон о торговле должны вступить в силу в полной мере. И мы в регионах направим силы на мониторинг ситуации», — заявила глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, руководитель мониторинговой группы Ирина Яровая.
Тем не менее, как отметила Ирина Яровая, после принятия изменений в законодательство торговые сети ищут новые формы злоупотреблений.
Способы, при помощи которых торговые сети могут «прятать» поборы — незаконный аудит производителей, возврат продукции, увеличение штрафов, скидки и акции за счет производителей продукции.
Цель мониторинга – защита местных производителей, защита конкурентной среды и борьба с диктатом торговых сетей, — отметила исполнительный директор Нижегородского отделения общественной организации «Опора России» Ирина Войнова.
«Несколько месяцев мы сканировали цены в торговых сетях, которые работают в Нижегородской области, чтобы проанализировать, как формируется стоимость товара – от производителя до потребителя. Исследования мониторинговой группы показали, что наценка в торговых сетях по стране достигает 40-70%. Цели крупных «игроков» не учитывают интересы граждан, а связаны исключительно с собственным развитием. Закон о торговле включает в себя соблюдение интересов сразу нескольких групп людей. Главным образом, интересы покупателей. Поднят очень важный вопрос о качестве товаров: торговые сети требуют от производителей снижать отпускную цену, а это можно сделать только за счет снижения качества. В результате потребитель получает продукт плохого качества, имитацию продукта. Чем более снижается конкурентное поле, тем жестче звучат требования торговых сетей. И чтобы выжить, производители вынуждены их выполнять».
Читайте также
«Торговые сети будут искать возможности вернуть деньги, которые потеряют от вступивших в силу поправок в закон о торговле» — Олег Выперайленко, генеральный директор ООО «Капитал инвест». МНЕНИЕ