Разговоры в пользу бедных. Нижегородские поставщики - о поправках в закон о торговле
«Из 50 батонов возвращают 20, а следующий заказ оформляют уже на 100, чтобы вернуть 70. И на вопрос «Зачем?» отвечают: «Помните, вы не хотели подписывать договор и пожаловались в УФАС? Вот, получите».
Нововведения в закон о торговле, вступившие в силу с 15 июля, скорее усложнили жизнь торговым сетям, но в ответ на эти «смирительные» меры сети будут выстраивать «обходные» схемы, пытаться путями, не оговоренными законом, сохранить имеющуюся маржу, — считает глава УФАС по Нижегородской области Михаил Теодорович. Предельный размер ретробонусов для поставщиков законодательно снижен до 5%, но сети, склонные устанавливать максимальные размеры бонусов, на меньшее будут не согласны: «А мы хотим, чтобы это были и 4%, и даже 3%, чтобы в конечном итоге это отразилось на стоимости продуктов для покупателя», — сказал г-н Теодорович.
«Задача защитить покупателей — гарантировать им максимальное качество по минимальным ценам — стоит только у государства. Рынок диктует иные правила: и сети, и производители заинтересованы в том, чтобы получить максимальную прибыль и вложиться в развитие», — считает Владимир Панов (председатель нижегородского отделения "ОПОРЫ России").
По его словам, сети располагают серьезными юридическими и лоббистскими ресурсами, поэтому поставщикам будет сложно противостоять их агрессивной политике.
Представители торговых сетей на заседание региональной мониторинговой группы «Честная цена», состоявшееся 5 августа, не явились (а были приглашены, по данным организаторов, «Сладкая жизнь» и Spar).
Поэтому власти и бизнес получили возможность спокойно обсудить проблемы, возникающие у поставщиков с сетями, и подумать о том, как на их «агрессивную политику» ответить. Например, как противостоять «монополизации» рынка, особенно в сельской местности — когда доля той или иной сети на территории муниципального образования выходит за 25%.
«Объединяющим признаком для торговых точек одной сети является теперь не только единое управление, но и работа из-под одного товарного знака. Например, Spar открывает новые торговые точки в одном муниципальном образовании по договорам франчайзинга: у каждой из них может быть отдельное руководство. Однако франчайзинг предполагает подчинение каждого магазина сети неким общим правилам, стало быть, это одна сеть. Вопрос в том, кто и как определит, превысила ли уже сеть 25%-ную долю рынка, или еще нет», — задался вопросом Михаил Теодорович.
Галина Пляскина, руководитель нижегородского ОАО "Хлеб" ("Сормовский хлеб") — крупнейшего в области хлебопекарного предприятия, сказала, что нововведения в законе о торговле не окажут существенного влияния на ОАО "Хлеб", поскольку начиная с 2014 года сетям законодательно запрещено устанавливать дополнительные сборы на продукцию хлебопекарных предприятий. В свою пользу г-жа Пляскина оценила сокращение максимального срока отсрочки оплаты поставленного товара. Но по ее словам, нарушения по платежам со стороны сетей незначительны и допускаются, если поставщик несвоевременно предоставляет документы (для исключения таких ситуаций ОАО "Хлеб" ввел электронный документооборот).
Самой насущной темой для предприятия является сокращение возврата поставщику товаров, не проданных сетью.
Как подтвердил гендиректор ОАО "Каравай" Игорь Тюрин, возвраты иногда даже становятся рычагом давления на поставщиков в случае, если те не согласны с условиями заключаемого договора:
«Схема простая: из 50 поставленных батонов возвращается 20, а следующий заказ оформляется уже на 100 хлебов — чтобы вернуть 70. И на вопрос «Зачем?» отвечают: «Помните, вы не хотели подписывать договор и сдали нас в антимонопольную службу? Так вот, получите».
По словам г-на Тюрина, руководство ОАО "Каравай" уже столкнулось и с предложением со стороны некоторых сетей заключить договор задним числом, и с попыткой установить к договору «негласные, неформальные» условия, и с навязыванием маркетинговых услуг. Но поскольку в области работают около 15 производителей хлебной продукции, и конкуренция высока, компания вынуждена находить с сетями общий язык.
Представитель городецкого ЗАО «Молоко», напротив, сказала, что сети заинтересованы в городецкой «молочке», настолько, что возврата практически не бывает и отсрочка на продукцию минимальна (5-7 дней).
Лояльность сетей она объяснила тем, что объемы производства популярных у нижегородцев молочных продуктов невелики из-за дефицита сырья, поэтому вся продукция раскупается, и продавцы вынуждены работать на условиях производителя.
Причиной всех имеющихся проблем, по мнению Владимира Панова, является то, что у поставщиков (особенно у производителей сельхозтоваров) нет альтернативы — хотя бы в виде цивилизованных рынков, что дает сетям как «монополистам» диктовать свои условия. Также он посетовал на малограмотность производителей в вопросах защиты их предпринимательских прав.
Глава нижегородского УФАС видит свою задачу в том, чтобы держать руку на пульсе процесса перезаключения договоров согласно обновленному закону: «Оценивать уровень сопротивления, исключить затягивание и прочие попытки обойти законодательство. Нужно, чтобы новые схемы сетей прошли правовую оценку до того, как они войдут в широкую практику».
Результаты нововведений в закон о торговле, от которых в конечном итоге должен выиграть потребитель, появятся только к концу года, считает Максим Подовинников, замминистра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.
Пока же, по словам зампредседателя нижегородского заксобрания Евгения Морозова, в Нижнем Новгороде три мониторинговые группы (под руководством Вадима Булавинова, Натальи Назаровой и Владимира Панова) будут отслеживать цены на социально значимые продовольственные товары. Со своей стороны Михаил Теодорович предложил усилить совместные с прокуратурой проверки всех «подозрительных случаев»: «Как только видим признаки спекулятивной маржи — организуется проверка, и рынок узнает, что надо жить по правилам».
МНЕНИЕ. «До конца года все локальные продуктовые ритейлеры покинут нижегородский рынок»
Олег Выперайленко, генеральный директор ООО «Капитал инвест»:
— Торговые сети будут искать возможности вернуть деньги, которые потеряют от вступивших в силу поправок в закон о торговле. Несколько лет назад торговые сети по рекомендации властей отменили входные бонусы, но в то же время они увеличили период отсрочки оплаты за поставленный товар, то есть внесли изменения в договоры поставки, заключенные с производителями. Конечно, не в пользу последних. При этом общая фронт-маржа ритейлеров (наценка на товар, включая маркетинговую наценку) доходит до 50-60%. Необходимо установить приемлемый размер фронт-маржи для сети. Но это точно не должно быть 50-60%, которую они имеют сейчас.
Федеральные сети выбрали политику предоставления крупных скидок за счет производителя, привлекая покупателей на эти акции, тем самым сохраняя свою маржу. В условиях сокращения покупательского спроса в последние год-два продажами движет только трейд-маркетинг. Серьезные скидки дают большой прирост продаж. Но в целом в законодательстве о торговле еще много пробелов.
В Нижегородской области в настоящее время происходит явная монополизация продуктового ритейла федеральными сетями: крупные нижегородские сети уходят с рынка, уступая свои площади федеральным игрокам. По моему мнению, до конца года все локальные продуктовые ритейлеры покинут нижегородский рынок.