«Поколение Z как картошка по весне: эта гнилая, эта почти хорошая. Надо перебирать»

«Китайцы хорошо сказали: «Не дай бог жить в эпоху перемен». Поколение Z — социально несамостоятельное, не осознающее, что будет повсеместно вытеснено роботами, став пенсионерами в расцвете сил».

Владимир Тарасов — известный социальный технолог, руководитель первой школы бизнеса в СССР — Таллиннской школы менеджеров, автор лонгселлеров по менеджменту и разработчик деловых игр и тренингов, получивших широкое распространение на русскоязычном бизнес-пространстве. 19 июня он выступит на Management Super Skills Forum в Нижнем Новгороде. DK.RU поговорил с Владимиром Тарасовым о менталитете современных предпринимателей, мотивации подчиненных и засилье бизнес-тренеров.

Таллиннская школа менеджеров основана в 1984 г. То есть вы успели поработать с несколькими поколениями предпринимателей. Какие особенности есть у каждого из них?

— У советских людей была психология такая: разрешено только то, что разрешено официально. В отличие от современной ментальности: разрешено все, что не запрещено. Люди чувствовали, что в стране не все в порядке, советские руководители понимали, что началось необратимое отставание. Но у советского человека все равно была ментальность несвободного. На этой волне наша Школа, как первая школа бизнеса в стране, и стала популярной. Люди впитывали новое, но боялись применять.

Тогда осенью 1989 г. мы провели крупномасштабный социально-технологический, не имеющий мировых аналогов, Бизнес-лагерь Владимира Тарасова в Бердянске на Азовском побережье. В течение 50 дней более 500 человек прожили свою «вторую жизнь» в семи игровых государствах. Бизнес-лагерь изменил дальнейшую жизнь практически всех участников и основательно подготовил их к жестким условиям рыночной экономики, что позволило им стать существенно более успешными по сравнению с их социальным окружением. В начале 90-х многие из них возглавили банки, биржи и другие коммерческие структуры.

Новое поколение 90-х было интересным, раскованным. Это были яркие личности, которые позволяли себе интересные ходы, большие этические нарушения. Они демонстрировали разнообразное поведение как в моральном, так и в интеллектуальном плане. Непредсказуемость была, это и по деловым играм было заметно: интересные, запрещенные ходы использовали. Часть из поколения 90-х погибла в перестрелках, часть — разбогатела, а часть — эмигрировала. В значительной степени это поколение было «вымыто».

Пришло новое поколение — более робкое, менее яркое, чем представители 90-х. Опыт 90-х показал им, что управленческие ошибки обходятся большой ценой: деньгами, квартирами, а то и жизнью, поэтому люди стали осторожнее.

Современные предприниматели уже освоили западные управленческие технологии. Это цивилизованное поколение. Да, они тоже неяркие, стандартизованные, но уже владеют технологиями, взятыми с запада.

Некоторая робость делать что-то новое была в советское время, осталась и сейчас. Когда предлагаешь новые рецепты, их с интересом слушают, но не применяют, потому что этого не было в Америке, не было в Европе, а быть первым боязно. Это печально, конечно, но все проходит, уверен, рано или поздно придет еще поколение, которое будет более отважным. Отважным не чтобы нарушать, а чтобы создавать новое, впервые в мире!

С другой стороны, и западные страны приближаются к Советскому Союзу. На постсоветское пространство обрушилось западное законодательство, которое очень многое регламентирует, вводит плановость. Эта глобализация мира — новый вариант социализма.

У меня есть грусть по 90-м. Та свобода, те масштабные проекты очень радовали. А сейчас я задаю вопрос аудитории в 80 человек: «Кто хочет создать такой продукт или услугу, которые выше мирового уровня?». Гробовое молчание. Робко поднимаются несколько рук. «Ну, вот мы производим упаковку, хотим делать лучшую». «Лучшую в мире?» «Ну как можно лучше». Понятно… Это грустно. Среди моих учеников есть люди, которые многого достигли и ими можно гордиться, но таких единицы.

Я живу в Эстонии, это страна небольшая, но эстонцы подарили миру Skype, создали первое электронное правительство, в числе первых сделали в своей столице бесплатным общественный транспорт. Словом, не боятся делать что-то первыми.

А мои соотечественники меня расстраивают. Какая у большинства из них цель? Не создать новый продукт, а попасть в список Forbes. Бескрылая цель!

Представители поколения Z и как наемные сотрудники считаются сложными. Что посоветуете?

— Это действительно трудное поколение. По этому поводу китайцы хорошо сказали: «Не дай бог жить в эпоху перемен». Поколение Z — социально несамостоятельное, не осознающее, что будет повсеместно вытеснено роботами, став пенсионерами в расцвете сил.

С ними сложно работать, потому что большинство из них неправильно воспитано, но не все. Знаете, как картошку весной перебирают: эта гнилая, эта почти хорошая... Они не знают слова «надо», знают только «хочу». Это дети, детство которых сильно затягивается. 

Нужно тщательно перебирать, в кого стоит вкладывать силы и душу, а с кем не стоит иметь дело.

А как все-таки их замотивировать?

— Надо вкладывать деньги скорее в отбор, чем в обучение и воспитание. Эти инвестиции окупятся. До сих пор руководители не очень охотно инвестируют в технологии отбора. В свое время я разработал технологию отбора руководителей СААРС, и она активно использовалась. Но в 90-е людей стали выбирать среди родственников и друзей. Потом вообще за длину ног, английский язык, и так далее, но не за деловые качества. И технология отбора людей по деловым качествам на это время утратила востребованность.

Бизнес ведь тоже многие делают с друзьями и родственниками, а потом возникают конфликты. Как этого избежать?  

— Первый случай — когда среди этих друзей и родственников есть непререкаемый лидер, которому не возникает желания перечить. У всех есть понимание, что последнее слово за ним, потому что он на голову выше.

Другой вариант — если «команда инвалидов». В русских сказках есть типичная пара — безногий, который сидит на плечах у слепого. Она хорошо работает, когда они дополняют недостатки друг друга. Минус только один: они заменяют одного полноценного человека, но команда прочная. Зачем безногому со слепым ссориться?

В остальных случаях каждый потом жалеет, что взял в бизнес друга или родственника. В русской культуре принято ссориться с родственниками, не дружить, не общаться.

Если все-таки произошло так, что совладельцы примерно на равных позициях и по доле, и по авторитету, что делать?

— Иногда надо «прослойку» поставить, иногда хитро распределить роли и должности. Как правило, встает вопрос, кто кого переигрывает психологически. Когда друзья или родственники работают вместе, акцент смещается с должностей на человеческие отношения.

Ко мне приходят на консультацию люди, которых психологически «передавливают». Я учу их использовать технологию против психологического давления. Технология вещь очень удобная: если правильно построена, то психологическая сила остается за бортом.

Вы следите за трендами в бизнес-образовании, бизнес-литературе? Что вас заинтересовало из последнего?

— Конечно, я читаю и слежу. Но любой человек, который делает что-то серьезное, увлечен своим делом, меньше обращает внимания на то, что делают другие. Люди, которые пока своего не создали, больше следят за тем, что делают другие, и ищут «чего-нибудь такого», что можно использовать для себя, своих лекций или книг.

К новым теориям часто относится выражение «новое — это хорошо забытое старое, которое называется другими словами». Ведь человек за 5 тысяч лет не очень поменялся, как и методы работы с ним, только по-другому называются, мягче, чем раньше. Нет такого наказания, как вырезание родственников до седьмого колена. Раньше наказания были жестче, но и управление более прагматичным и эффективным. Качество управления сильно зависит от серьезности платы за ошибку. Когда плата за управленческую ошибку ничтожно мала, начинается некачественное управление. А когда есть риск поплатиться жизнью, люди быстро учатся. Поэтому мы и сейчас учимся у тех учителей тех времен, когда цена ошибки была очень серьезной.  

А сейчас люди, прочитав три книги, пишут свою, четвертую, в основном сосредотачиваясь на броском названии своего деяния и на новых терминах для обозначения старых понятий. А кто вспомнит об этих «новых» терминах, названиях и концепциях через 5 лет?   

Сейчас, например, все сильно увлеклись построением личного бренда. Вы как к этому относитесь?

— Пустая бочка громче гремит. Люди, которые так создают себе продукт, много внимания уделяют личному брендингу.

Если бы мы рассуждали о личном бренде лет 50 назад, над нами бы просто посмеялись. В те времена была конкуренция не брендов, а продуктов. Сегодня ситуация изменилась: мир ценит больше имидж факта, чем сам факт. Поэтому, да, личный брендинг важен, но не для создания продукта, а для успеха. Поэтому личным брендингом приходится заниматься.

Следствие того, что имидж факта важнее факта, мы видим в политике. Каждый политик обещает больше, чем сделает. Когда политик начинает говорить честно о том, что он сделает, его никто не выбирает. Поэтому каждый человек, раздумывающий идти в политику, должен решить, готов ли он, мягко говоря, преувеличивать свои будущие деяния для народа.

Личный брендинг ведь тоже связан с преувеличением. Надо решить, готов ли ты непомерно расхваливать свой товар. Если ты этого не будешь делать, тебе будет трудно продвигаться, даже если ты лучше других.

Единственный вариант — сделать настолько лучше остальных, что не нужны будут ни реклама, ни личный брендинг. Но это тяжело.

Бизнес-тренеров сейчас много, а доверия к ним все меньше и меньше. Не кажется ли вам, что вы отчасти на это повлияли?

— Да, и это меня вводит в грусть. К сожалению, я за собой оставляю шлейф таких тренеров, которым нравится то, что я делаю, и им хочется транслировать услышанное дальше. Но не у всех получается делать это качественно. Один мой слушатель рассказывал еще в 90-е: «Знаете, как я стал бизнес-тренером? Побывал у вас на тренинге и стал своим знакомым пересказывать. Мой пересказ пользовался успехом, я стал брать за него деньги».

До тех пор, пока есть покупатель, бизнес-тренинги будут существовать. Но потом приходит опыт. Когда-то все увлекались «Гербалайфом», таймшерами, МММ, потом это увлечение прошло. То же самое будет и с тренерами, и с тренингами.

В конце 80-х мы начали массовую подготовку бизнес-тренеров, но потом ее прекратили. Мы уловили тенденцию, характерную и для настоящего времени: многим тренерам легче делать тренинги для тренеров, а не для бизнесменов. Они побаивались бизнесменов, которые могут каким-то практическим вопросом поставить их в тупик.

Однажды бизнесмен рассказал мне любопытный случай: он ехал с одним из бизнес-тренеров, который его обучал, и тот неожиданно обратился к нему: «Слушай, научи меня делать деньги!».

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.