Обзор ДК: Строительный ритейл
ЭкспертыАлександр Курылевкоммерческий директор сети магазинов «Хозяин»Эвелина Боброваисполнительный директор компании «Строительный бум» Владимир Коноплев коммерческий директор компании «Термотех
Эксперты
Александр Курылев
коммерческий директор сети магазинов «Хозяин»
Эвелина Боброва
исполнительный директор компании «Строительный бум»
Владимир Коноплев
коммерческий директор компании «Термотехника»
Александр Макарчук
директор компании «Сантехоптцентр»
Сергей Орлов
руководитель направления «Красочные магазины» Группы «Ордер»
Почему спрос на строительные товары стал расти медленнее
Какие конкурентные преимущества развивают строительные ритейлеры
Почему крупные и средние компании не боятся конкуренции с мировыми строительными сетями
Рынок строительного ритейла в Нижнем Новгороде достаточно стабилен несмотря на присутствие в городе множества мелких игроков. ВЛАДИМИР КОНОПЛЕВ, коммерческий директор компании «Термотехника»: «Почти в каждом дворе есть магазины, предлагающие различные материалы и инструменты для ремонта». В числе лидеров рынка эксперты называют компании «Ордер», «Старик Хоттабыч», «Гном», «Паркет-Холл», «Иван Иваныч», «Терем» и пришедшую в регион в прошлом году OBI. Есть свои лидеры и в отдельных сегментах. Рынок газового оборудования поделили «Изот» и «Термотехника», рынок сантехники — «Сантехмаркет», «Изба» и «Терем». В сегменте инструментов для ремонта лидируют «Ордер», «ТМК» и «Хозяин». По словам коммерческого директора сети магазинов «Хозяин» Александра курылева, на долю этих трех компаний приходится около 80% продаваемого в городе инструмента.
Определить объем рынка эксперты «ДК» затрудняются — слишком велико количество игроков. Многие из них специализируется только на одном направлении товаров для строительства: инструменте, отделочных материалах, отопительной технике. Сосчитать игроков во всех сегментах практически невозможно.
В последний год рынок строительного ритейла несколько снизил темпы своего роста. Как утверждает Владимир Коноплев, по сравнению с прошлым годом он увеличился лишь на 5%. До этого, по свидетельствам экспертов, продажи росли ежегодно на 20–30%. Эксперты считают, что замедление роста связано с повышением стоимости жилья. Многие потенциальные клиенты магазинов стройматериалов из-за резкого скачка цен не смогли приобрести квартиру. Следовательно, ремонт им делать негде. Сейчас они копят деньги на приобретение недвижимости либо ждут, пока ситуация на жилищном рынке стабилизируется. Как только это произойдет, они начнут приобретать и ремонтировать купленное жилье. Те же, кто смог приобрести жилье в нынешних условиях, затратил на это больше, чем рассчитывал — и сейчас им приходится копить деньги на ремонт.
Руководитель направления «Красочные магазины» Группы «Ордер» СЕРГЕЙ ОРЛОВ считает, что темпы роста спроса в ближайшее время должны увеличиться: «Нижегородцы уже купили бытовую технику, одежду, кто успел — смог приобрести автомобиль. Что остается делать? Благоустраивать свой дом». По объему потребления ремонтно-отделочных материалов Россия догоняет западноевропейские государства с отставанием в восемь–девять лет: «Можно смело рассчитывать на то, что за восемь ближайших лет спрос в России вырастет вдвое», — прогнозирует г-н Орлов.
По словам Владимира Коноплева, в последнее время на нижегородском рынке стройматериалов стали пользоваться спросом более дорогие и качественные товары. Александр Курылев обращает внимание на то, что востребованы товары либо нижнего, либо верхнего ценового сегмента. В среднем — спрос почти отсутствует. В Нижнем он растет более медленно, чем в верхнем. По мнению экспертов, это связано прежде всего с развитием потребительского кредитования. Владимир Коноплев: «Если раньше в нашем магазине покупали товары «по средствам», то теперь люди стараются приобрести действительно хорошую вещь, даже если для этого придется оформлять кредит».
По наблюдениям Сергея Орлова, еще около пяти лет назад люди не придавали большого значения качеству товара, ориентируясь в основном на цену. Сейчас главным критерием выбора магазина для массового покупателя стали качество представленных в нем товаров и широта ассортимента. По мнению г-на Орлова, существенную роль сыграла демонстрация интерьеров в журналах и на телевидении. Люди стали задумываться о стиле будущего интерьера, придирчиво подбирать цветовую гамму. Для продвижения своих товаров ритейлеры предлагают бесплатные услуги дизайнеров в магазинах или заключают с дизайнерскими студиями договора на их оказание.
Другим фактором развития спроса эксперты «ДК» считают появление новых и удешевление существующих технологий. Ознакомившись с возможностями современных материалов и технологий, потребители часто отказываются от первоначального замысла косметической отделки помещения. Ритейлеры пополняют ассортимент новейшими товарами, завозя их в магазины почти одновременно с европейцами. «Люди с удовольствием ремонтируют ванные и кухни, поскольку в них можно установить удобные технические новинки. Интересные предложения стимулируют спрос», — резюмирует Сергей Орлов.
Александр Курылев отмечает, что спрос заметнее всего растет в группе товаров для сада. Сергей Орлов: «Заметно увеличивается спрос на товары для отделки коттеджей в среднеценовом сегменте. Например, в «Красочном городе» компании «Ордер», которая не позиционируется как строительный бутик, в последние три года стали хорошо продаваться камины и сауны. Строительство собственных домов уже не является эксклюзивным направлением». Александр Курылев заявляет, что в сегменте дачных стройматериалов структура спроса изменилась так же, как и в сегменте товаров для дома: «Люди больше не хотят копать грядки лопатой. Теперь они покупают культиваторы и мотоблоки».
с рынка мелких игроков
Участники рынка утверждают, что рынок строительных магазинов высококонкурентен. Директор компании «Сантехоптцентр» Александр Макарчук: «15 лет назад, когда мы только начинали работать на этом рынке, у нас был всего один конкурент. Сейчас только оптовых компаний стало столько, что мы даже не знаем названия их всех. Назвать их точное количество я не смогу, но знаю, что их более сотни». До 2006 г. в городе в большом количестве появлялись мелкие и средние компании. Не имея широкой клиентской базы и хорошего ассортимента, они начинали демпинговать. Тем не менее, по словам исполнительного директора компании «Строительный бум» ЭВЕЛИНы БОБРОВой, крупные сетевые компании постепенно расширяли свою рыночную долю, и сейчас она составляет около 40%. Международная сеть OBI в 2006 г. открыла в области два магазина формата «сделай сам», с широким ассортиментом товаров низкой и средней ценовой группы. На открытии второго магазина директор OBI в России Романо Куинци заявил, что завоевывать нижегородский рынок компания планирует с помощью широкого ассортимента и доступных цен. Мелкие игроки, предлагающие товары по низким ценам, не смогли тягаться с ассортиментом, широкой рекламной кампанией и известностью OBI. В регионе начался отток мелких игроков.
Как отмечают участники рынка, на крупных нижегородских игроках приход в регион международной компании почти не сказался. Эвелина Боброва: «Операторы рынка забеспокоились, когда открылся первый в регионе магазин OBI. Но ничего не произошло, значительного оттока покупателей не последовало. Открытие второго магазина восприняли уже более спокойно. И оказались правы».
Игроки заявляют, что способны конкурировать с европейским лидером в формате «сделай сам» благодаря более высокому качеству обслуживания. Александр Курылев: «В наших магазинах практически не бывает случайных покупателей. Как правило, к нам приходят люди, уже «подкованные» в вопросах ремонта и строительства. Если им и требуется консультация, то она должна быть самого высокого уровня. Наши сотрудники способны ее дать. Насколько я знаю, OBI на качество консультаций ставку не делает». Руководители OBI в Нижнем Новгороде комментировать ситуацию отказались.
Александр Курылев отмечает и положительную сторону прихода OBI: «У них серьезная реклама. Они «продвигают» строительные товары в принципе и зачастую рекламируют те, которые продаем мы».
Конкурируя друг с другом, нижегородские компании прежде всего расширяют комплекс услуг, широту ассортимента, стараются сделать уникальные предложения. Строительные магазины уже имеют стандартный набор услуг: рассрочку, кредитование, доставку до дома, дисконтную систему.
Эксперты считают, что нижегородский рынок строительных материалов поделен. Выйти на него новому игроку будет сложно. Александр Макарчук: «Как оптовая компания мы работаем 16 лет. Я хорошо знаю ситуацию на рынке, его участников. Но открывать розничное направление сейчас, по крайней мере, в течение этого года я не буду. Это потребует солидных финансовых вложений, много времени, вместе с тем это предприятие весьма рискованно».
По мнению г-на Макарчука, все сегменты на рынке заняты. Предложить что-то новое не получится: «В Нижнем Новгороде уже есть все, что только можно представить — все, что я вижу на выставках, которые регулярно посещаю», — заявляет эксперт. Риски, по его мнению, связаны и с сильно возросшими в течение последнего года арендными ставками на коммерческую недвижимость. Привлекательных мест для размещения розничного магазина в городе не осталось. Александр Макарчук: «В итоге получится, что я выйду на рынок с той же продукцией, которая есть у присутствующих на рынке игроков, не имея при этом своей клиентской базы и известного среди потребителей имени».
В таких условиях зайти на рынок сможет только компания мирового уровня. Одна из них — Castorama — уже заявила о намерении открыть в 2008 г. магазин формата «сделай сам» в жилом комплексе на Мещерском озере. Перспектива появления нового серьезного конкурента нижегородских предпринимателей не пугает. Александр Курылев: «Компании типа OBI все-таки торгуют несколько другими товарами и по иным ценам. Вряд ли можно сказать, что они нам прямые конкуренты. Конечно, какую-то часть наших клиентов они заберут. Но далеко не всех». Эвелина Боброва: «Формат Castorama похож на OBI, и новый игрок скорее оттянет часть клиентов у своего международного конкурента, чем у крупных нижегородских ритейлеров».
Крупные нижегородские игроки уверены: европейские сети формата «сделай сам» разорят часть мелких игроков, заняв нишу «массовых» товаров. Более серьезным нижегородским компаниям придется делать ставку на качество обслуживания и «эксклюзивность». Таким образом, по прогнозам игроков, усилится наметившееся разделение строительных ритейлеров, работающих в дешевой и дорогой нишах.
Сергей Орлов: «Можно смело прогнозировать, что в ближайшие восемь лет спрос на строительные товары вырастет вдвое».
статистика
Нижегородцы предпочитают покупать стройматериалы в специализированных магазинах
Доля покупателей строительных магазинов и рынков, %
Специализированные магазины
[74,3%]
Строительные рынки
[18,7%]
Другое
[7%]
Источник: «ВолгаСтройМаркет».
Александр Макарчук: «Сейчас только оптовых компаний на рынке сантехники стало столько, что мы даже не знаем всех их названий».
Владимир Коноплев: «Почти в каждом дворе есть магазины, предлагающие различные материалы и инструменты для ремонта».