Нижегородская экономика вырастет на реализации проекта ВСМ

Высокоскоростную магистраль Москва-Казань нужно строить – убеждены эксперты. Этот проект может стать драйвером роста для нижегородских промышленных предприятий – потенциальных участников проекта.

ВСМ Москва – Нижний Новгород - Казань станет самым крупным инфраструктурным проектом в России, который будет реализован на основе государственно‑частного партнерства. Протяженность линии составит 770 км, скорость движения поездов – до 400 км/ч, на трассе будут организованы остановки через каждые 50-70 км. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа, от Москвы до Нижнего Новгорода – 1 час 20 мин.

Трансформация мега-проекта

Российские и международные аудиторы оценили стоимость строительства линии Москва — Казань в 1,06 трлн руб., из которых на долю государства придется около 380 млрд руб.

«Финансовая модель проекта предполагает довольно высокий уровень доходности для частных инвесторов - окупаемость инвестиций оценивается в 10 лет», - отмечает первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов констатирует, что у России есть все для реализации ВСМ: материальные ресурсы, высококвалифицированные кадры, финансы. Участие инвесторов позволит разделить риски и, возможно, ускорит строительство магистрали. Но назвать его привлекательным для инвестирования эксперт опасается:

«Подобные проекты, как правило, требуют единовременного вложения значительных средств, а их возврат начнется только через несколько лет и полностью завершится лишь через два-три десятилетия. Учитывая непростое положение в экономике, возможные политические и административные риски, бизнес считает такие инвестиции слишком рискованными. Для того чтобы появились инвесторы, придется приложить много усилий. Для них в любом проекте главным является сохранение вложенных средств, стопроцентная гарантия их возврата, приемлемая норма прибыли и относительно короткие сроки окупаемости. Кроме того, инвестор должен понимать, на чем он будет зарабатывать. Подобные масштабные проекты, к сожалению, не дают четких ответов на эти запросы, и ВСМ - не исключение».

Новые экономические реалии заставили госкорпорацию изменить планы. После заявления президента «РЖД» Владимира Якунина о том, что ВСМ могут построить только до Нижнего Новгорода, сомнений стало больше. Возник вопрос: реален ли вообще проект. Г-н Мишарин подтвердил: в 2018 г. проект реализуют на участке Москва - Нижний Новгород, а к 2020 г. – до Казани.

ВСМ могут построить китайцы

В марте 2015 г. ОАО «РЖД» объявило о проведении конкурса на проектирование строительства участка «Москва – Казань». А в мае стало известно, что победителем конкурса стал российско-китайский консорциум проектных компаний во главе с ОАО «Мосгипротранс» при участии ОАО «Нижегородметропроект» и CREEC (China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.). Работы стоимостью в 20 млрд руб. будут выполнены в 2015-2016 гг.

Китайские инвесторы уже давно выражали готовность вложить в строительство ВСМ Москва - Казань 250 млрд руб. в виде кредитов и 52 млрд руб. в виде взноса в SPV-компанию. В ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина 8-9 мая 2015 г. «РЖД» все же подписали с китайскими партнерами соглашение о создании SPV-компании, которая, в частности, сможет на конкурсной основе привлекать подрядчиков для реализации проекта.

«В России в последнее время наблюдается не столько дефицит финансовых ресурсов, сколько дефицит перспективных инвестиционных проектов», - считает главный экономист «Альфа-Банка – руководитель Центра макроэкономического анализа Наталия Орлова.

По ее мнению, усиление кооперации с Китаем, направленное на повышение качества российской транспортной инфраструктуры, с одной стороны, отражает интерес китайской стороны к созданию нового транзитного коридора в Европу:

«Но с другой, российской стороны, ВСМ является хорошей возможностью для фокусировки своих инвестиционных проектов под конкретный спрос, в данном случае спрос китайских компаний».

«Нет ясности, как и на чем здесь может заработать Китай. Вряд ли Россия согласится на то, чтобы Китай получал плату за проезд и эксплуатировал ВСМ на нашей территории. А это значит, что речь может идти о привлечении финансирования из Поднебесной с последующим возвратом этих средств. Непонятно, согласится ли Китай на это, и в каком формате это может быть реализовано», - высказывает свою позицию Дмитрий Баранов.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий соглашается с тем, что важную роль в реализации этого проекта все же играют партнерские отношения с китайской стороной, взявшей львиную долю вложений на себя. Омбудсмен рассуждает:

«Что касается финансовой части проекта, азиатские банки имеют более длинные деньги по сравнению с российскими, и их участие было бы более предпочтительным. Хотя это не исключает включение в проект наших банков в случае их заинтересованности».

Поддержать реальный  сектор

Разработчики проекта магистрали уверяют: после запуска ВСМ возникают мультипликативные агломерационные эффекты на макроэкономическом уровне для целого ряда регионов: изменение уровня жизни и заработной платы, рост стоимости недвижимости.

«Расчеты показывают, что за первые 10 лет государство получит 11,7 трлн руб. дополнительного прироста ВВП, фактически по 1% в год, а также 3,8 трлн руб. дополнительных бюджетных доходов за счет, например, повышения мобильности населения и развития технологий»,- аргументирует г-н Мишарин.

Генеральный директор компании GO-PROMO Дмитрий Лещев убежден, что именно в новых реалиях подобные начинания необходимы.

«Крупные инфраструктурные проекты - двигатель экономики, особенно сейчас, в условиях роста безработицы. Предполагаю, что при текущем валютном курсе для строительства ВСМ в валюте потребуется меньше, чем было запланировано изначально».

Наталия Орлова добавляет, что все регионы, находящие в пределах влияния инфраструктурных проектов, будут ощущать определенные изменения. С одной стороны, увеличится транзитный поток. С другой, города, в том числе и Нижний Новгород, где будут определены станции ВСМ, смогут стать точкой притяжения экономической активности:

«Города, которые ранее были промежуточными центрами сообщения, могут утратить свою роль».

«Улучшенная транспортная доступность области, безусловно, будет приниматься в расчет инвесторами. Но проект ВСМ Москва-Казань - это не единственный фактор, которым они руководствуются при принятии решения о вложении в любой регион, так что не стоит его преувеличивать», - продолжает Дмитрий Баранов.

Если детализировать выгоду от проекта для региона, то помимо уже названных выше плюсов, можно также отметить участие компаний области в строительстве и последующей эксплуатации ВСМ:

«Они могут быть задействованы на всех этапах проекта: от проектирования и строительства до обслуживания самой магистрали и пассажиров. Речь может идти о поставках товаров и услуг для проекта, причем это могут быть как уже действующие производства, так и созданные специально под ВСМ». 

Генеральный директор компании «Совфрахт-НН» (дочернее предприятие ГК «Совфрахт-Совмортранс») Виталий Лебедев соглашается, что проект ВСМ может стать драйвером роста строительной отрасли региона:

«Строительная отрасль является одним из флагманов реальной экономики. Вопрос только в том, как много строительных материалов и сырья будут российского производства, и сколько инвестированных средств останется внутри страны», - рассуждает он.

Павел Солодкий убежден, что, выполняя работы на территории России по проекту ВСМ, нецелесообразно доставлять строительные материалы из Китая:

«Надеемся, что новый объект даст толчок развитию отечественной металлургии, цементного производства, производства арматуры».

Подобные инфраструктурные проекты, по мнению г-на Лебедева, жизненно необходимы для реанимации экономики, особенно в период экономического спада:

«Кроме экономического результата от самого строительства, несомненно, ВСМ принесет значимый эффект как инфраструктурный объект. Расстояния в России всегда были сдерживающим фактором развития регионов. Не стоит забывать про увеличение налогооблагаемой базы, которая появится от новых предприятий, обслуживающих саму магистраль и новые поезда».

 «ВСМ обеспечивает близость к Нижегородской области к столице, а значит и к административным и финансовым ресурсам. И, конечно, скорость передвижения только улучшит многие социальные аспекты развития региона. Международный аэропорт «Стригино», который сейчас активно развивается, станет пятым аэропортом столицы, до которого можно будет добраться за 1 час 20 минут, сдав багаж в Москве», - резюмирует г-н Солодкий.

Он выразил надежду, что к Чемпионату мира по футболу в 2018 г. проект все-таки реализуется. 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.