«Моя пара стоит минимум 1,5 тыс. евро». Бизнес-история «сумасшедшего сапожника»

Рустам Адюков
Рустам Адюков. Иллюстрация: из личного архива

Обувь, сделанная в его мастерской, выставляется в Европе. Рустам Адюков — о том, как сделать создание обуви прибыльным, судьбоносных встречах и нежелании уезжать из Решетихи.

Обувь, созданная Рустамом Адюковым, выставляется в музеях, на международных выставках и расходится по частным коллекциям. Каждая пара — настоящее произведение искусства. «Сумасшедший сапожник», как он сам себя называет, рассказал о том, как заключил первый договор за рубежом, почему кожаная обувь больше не нужна современному человеку и оправданны ли ценники на Gucci. Два года назад NN.DK.RU уже писал об этом удивительном дизайнере, но с 2017 г. многое в жизни Рустама Адюкова изменилось: новые награды, кризисные ситуации и судьбоносные встречи.

Справка DK.RU

 
Рустам Адюков родился в 1976 г. в Нижнем Тагиле. Затем его семья перебралась в Дзержинск. В юношестве Рустам посещал художественную школу, где создал свои первые модели. Первую коллекцию представил в 1998 г. В 2005-2006 гг. занял первое место на международной выставке обуви и аксессуаров MIDEC во Франции. В 2007 г. стал первым россиянином, удостоенным национальной премии Франции ESCARPIN DE CRISTAL («Хрустальный башмачок»). Рустам Адюков — представитель России на международных фестивалях, выставках за границей, участник и член жюри.
 

Сначала в список Вячеслава Зайцева, а потом — во Францию 

— В начале своего творческого пути, в далекие нулевые, я участвовал в выставке MOSSHOES в Москве. Она, кстати, оставила неприятный осадок, потому что жюри из Института легкой промышленности пыталось лоббировать своих студентов. Конкурс проходил в несколько этапов, и на второй ступени, перед гала-показом, нас познакомили с Вячеславом Зайцевым, который пригласил меня на встречу в Дом моды. Там я выразил сомнение по поводу корректности жюри, и модельер подтвердил мои опасения. Вячеслав носил с собой формуляр, где ставил галочки тем дизайнерам, которые ему понравились, в том списке оказался и я. Вячеслав Зайцев сделал мне предложение — в течение месяца сшить 12 пар к показу, но я отказался, потому что физических сил попросту бы не хватило. Мы пожали руки, обменялись контактами и разошлись.

Я забрал коллекцию со второго этапа конкурса и уехал домой, не дождавшись гала-показа. 

На том конкурсе я получил диплом лауреата в номинации «Авангард» и решил, что это некий знак: «ищи другие выходы», — то есть созвучных людей, коллег. Написал несколько писем на выставки в Англию, Германию и Францию, и на следующий день из последней страны пришло приглашение.

Приехав во Францию в 2000-е, я был приятно потрясен страной и даже начал изучать французский, но не достиг особых успехов. Спустя десятилетие я в очередной раз побывал в этой стране и всерьез задумался остаться там навсегда, однако в это же время встретил на родине будущую супругу и влюбился в нее сильнее, чем во Францию. 

Сколько стоит пара от «ADYUKOV»?

Приступаю к новому произведению, как к чистому листу, стараюсь забыть предыдущие коллекции. Но иногда с ними связаны важные люди и события, которые я, конечно, вспоминаю. Есть мастера, истории которых до сих пор греют душу и подпитывают энтузиазм к освоению чего-то нового, их творчество актуально во все времена. Суть не в именах, а в личностях людей. Задумка новой пары собирает вокруг столько необычных героев, которые материализовывают ее в пространстве.

«Моя пара стоит минимум 1,5 тыс. евро». Бизнес-история «сумасшедшего сапожника» 1

Однажды в аэропорту меня не выпускали с кованой обувью в руках, и тогда пришел начальник службы безопасности. Посмотрев на это произведение искусства, он по-отечески пожал руку и отпустил за считанные минуты до посадки. Его «благословение» дало сил, и в эту поездку я стал лауреатом премии Франции «Хрустальная туфелька».

На сегодняшний день я ушел от индивидуального пошива, потому что для творческого человека сжатые сроки — это нечто. С одной стороны, мозг начинает варить и выдает что-то стоящее и необычное, а с другой — ты можешь впасть в ступор и вообще ничего не сделать. Пока я создаю арт-объекты, у меня уже есть потенциальный покупатель.

В моем понимании, коллекция — от двух до пяти пар. В одной паре уже две единицы, а пять пар — 10. Левая и правая у меня всегда разные, хотя и объединены общей стилистикой. Художник сам определяет цену, но, как правило, мы очень скромные и хорошо, когда есть менеджер или посредник. Агенты чувствуют перспективы и раскручивают бренд.

Моя пара стоит минимум €1,5 тыс. Самая дорогая — €4 тыс., она во Франции. Со мной там познакомился коллекционер из семейной обувной фабрики Jean-Baptiste Rautureau. Когда я приехал впервые, он написал в книге отзывов: «Покупаю всю коллекцию, вопрос цены». Мы сотрудничаем уже 10 лет.

«Моя пара стоит минимум 1,5 тыс. евро». Бизнес-история «сумасшедшего сапожника» 2

Проект к 800-летию Нижнего Новгорода

— В 2018 г. мы занялись созданием деревянных сабо-колокольчиков. Они состоят из двух частей: «юбки» (это носок башмачков) и «язычка»-подошвы. Если ботинок подвесить за носок, то подошва, ударяясь о стенки «юбки», будет издавать звук.

Как появилась идея? В вагоне поезда как-то познакомился со словоохотливым мужчиной из Новгорода. В беседе спросил, какие в его городе есть техники прикладного традиционного искусства. Он ответил, что далек от этого, и мы разошлись. Спустя час попутчик неожиданно прибежал ко мне с фразой: «У нас же Валдай рядом, там есть знаменитый валдайский колокольчик». Для меня это прозвучало как сигнал к действию. Я сел, стал рисовать колокольчик, и плавно рука сама перешла к башмачку — так родился «Решетихинский колокольчик».

«Моя пара стоит минимум 1,5 тыс. евро». Бизнес-история «сумасшедшего сапожника» 3

В реализации два основных направления: традиционное — деревообработка с покраской и росписью и высокотехнологичное — сканирование, 3D-печать, отливка и иммерсионная печать. На закупку сырья, аренду помещения в Решетихе и зарплату сотрудникам планируется 2,7 млн руб. В проекте участвуют: я как автор, маркетолог, резчик по дереву, мастера по лакировке и покраске, инженер по высокотехнологичному участку, инженер по оборудованию, 3D-дизайнер и бухгалтер. 

Очень печально, что вместо развития своего района молодые и перспективные люди уезжают в крупные города. У меня есть хороший друг, который раньше работал фельдшером в Володарском районе. Он рассказывал столько историй о своих трудовых буднях, и я думал, как такие тихие герои, которые каждый день спасают чьи-то жизни, остаются в поселках, несмотря на все тяготы и соблазны современной жизни. Я же, напротив, сообщил ему о своем желании переехать за рубеж.

На что он мне ответил: «А я люблю Решетиху, живу тут, мне нравится, к тому же мой дед был фельдшером на войне. Он и привил мне любовь к Родине». И, правда, у нас потрясающая история страны и нашего поселка. Этот человек поменял значимость места для меня. От себя никуда не убежишь, нужно это осознать и просто быть счастливым.

Следующий шаг — создание умной обуви «Решетихинского колокольчика». Планируем разработать единое облако, а также другие функции, с помощью которых люди смогут включать и выключать с мобильного телефона подсветку, подогревать ноги.

Проблемы молодых дизайнеров в России

Я два года прожил в Швеции, у них коллегиальная форма правления, все решается на совещаниях и собраниях. К сожалению, в большинстве других стран так и остается проблема отсутствия «плеча». Художники часто замкнуты, работают у себя в мастерской в стол.

Креатив, дизайн и навыки общения — это надо развивать в молодежи и во всех нас. Чем больше мы даем детям возможностей и понимания, где можно приложить свои мысли, умения и таланты, тем результативнее они в будущем.

На самом деле, цели и задачи, которые я пронес через свою жизнь, звучат так: верить в мечту и не идти на поводу у конъюнктуры. Я участник Первой чеченской войны, в 19 лет у меня произошла полная переоценка смысла жизни, я увидел другую ее сторону. Уверен, что чувство дружеского плеча очень важно для каждого. Когда мы ощущаем помощь и поддержку, мы способны на многое!

Умная обувь будущего: из чего и для кого

Обувь из натуральной кожи становится неактуальной из-за использования в обувной промышленности современных высокотехнологичных  материалов. Когда у человека под рукой обувь, в которой не замерзнешь в -40 и не вспотеешь в +30, классические материалы и технологии «уходят» на витрины музеев. Классическая обувь из натуральной кожи остается лишь в качестве элемента дресс-кода для работы и официальных мероприятий.

«Умная» обувь высыхает на ноге в течение считанных минут и не деформируется, а стельки сразу принимают особенности ортопедии стопы. В то время как кожаная обувь требует как минимум два-три дня на сушку в естественной среде с формодержателями.

Обувь — это часть образа жизни человека, поэтому она должна быть универсальной. Трекинговая обувь выигрывает по многим пунктам: гигроскопичные и влагоотталкивающие материалы, многослойная подошва с бесчисленными характеристиками. Я против кожаной обуви из-за бессмысленности в условиях современного мира и способов ее добычи. В контрастном климате, когда на дорогах то снег, то ручьи, в такой обуви некомфортно. У меня самого всего две пары обуви: трекинговые летняя и демисезонная.

Мода — это современная боль

Оправданна ли цена обуви от Gucci? Судя по рекламной пропаганде, которую строит этот дом, может быть, и да. Пара прет-а-порте стоит в среднем 70 тыс. руб., но некоторые мастера готовы сшить такую же за 10 тыс. Только они не понимают, что человека греет не сам продукт, а скорее его история. Может, на выходе туфли и не стоят этих средств, а материалы составляют лишь одну десятую цены? Часть стоимости продукта уходит на услуги маркетологов, дизайнеров и фотографов, одна фотосессия в Европе с декорациями и ассистентами может стоить десятки тысяч долларов.

Понятие «моды» сегодня исковеркано. В начале XX века мода считалась отдельным направлением в изобразительном искусстве, наряду с картинами и скульптурами. Костюмы от-кутюр, вышивальщики, ручная работа. Сейчас мода имеет волчьи зубы — разделение на бедных и богатых. Это явление должно остаться в прошлом столетии. Здорово, если люди осознают, что никто не вправе осуждать других за то, как они выглядят, и при этом сами будут соответствовать этим правилам. Быть модным — значит быть самим собой.  

Самое читаемое
  • Ежедневно выбывает 20 поездов. У РЖД проблемы с ремонтом локомотивовЕжедневно выбывает 20 поездов. У РЖД проблемы с ремонтом локомотивов
  • Опубликованы предварительные результаты выборов президента РФ в Свердловской областиОпубликованы предварительные результаты выборов президента РФ в Свердловской области
  • На Среднем Урале стартовали выборы президента РФ. Озвучены первые данные по явкеНа Среднем Урале стартовали выборы президента РФ. Озвучены первые данные по явке
  • У ЧЭМК сменился владелец, а с бывших собственников взыщут 26 млрд руб.У ЧЭМК сменился владелец, а с бывших собственников взыщут 26 млрд руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.