«Моя пара стоит минимум 1,5 тыс. евро». Бизнес-история «сумасшедшего сапожника»

Обувь, сделанная в его мастерской, выставляется в Европе. Рустам Адюков — о том, как сделать создание обуви прибыльным, судьбоносных встречах и нежелании уезжать из Решетихи.

Обувь, созданная Рустамом Адюковым, выставляется в музеях, на международных выставках и расходится по частным коллекциям. Каждая пара — настоящее произведение искусства. «Сумасшедший сапожник», как он сам себя называет, рассказал о том, как заключил первый договор за рубежом, почему кожаная обувь больше не нужна современному человеку и оправданны ли ценники на Gucci. Два года назад NN.DK.RU уже писал об этом удивительном дизайнере, но с 2017 г. многое в жизни Рустама Адюкова изменилось: новые награды, кризисные ситуации и судьбоносные встречи.

Справка DK.RU

 
Рустам Адюков родился в 1976 г. в Нижнем Тагиле. Затем его семья перебралась в Дзержинск. В юношестве Рустам посещал художественную школу, где создал свои первые модели. Первую коллекцию представил в 1998 г. В 2005-2006 гг. занял первое место на международной выставке обуви и аксессуаров MIDEC во Франции. В 2007 г. стал первым россиянином, удостоенным национальной премии Франции ESCARPIN DE CRISTAL («Хрустальный башмачок»). Рустам Адюков — представитель России на международных фестивалях, выставках за границей, участник и член жюри.
 

Сначала в список Вячеслава Зайцева, а потом — во Францию 

— В начале своего творческого пути, в далекие нулевые, я участвовал в выставке MOSSHOES в Москве. Она, кстати, оставила неприятный осадок, потому что жюри из Института легкой промышленности пыталось лоббировать своих студентов. Конкурс проходил в несколько этапов, и на второй ступени, перед гала-показом, нас познакомили с Вячеславом Зайцевым, который пригласил меня на встречу в Дом моды. Там я выразил сомнение по поводу корректности жюри, и модельер подтвердил мои опасения. Вячеслав носил с собой формуляр, где ставил галочки тем дизайнерам, которые ему понравились, в том списке оказался и я. Вячеслав Зайцев сделал мне предложение — в течение месяца сшить 12 пар к показу, но я отказался, потому что физических сил попросту бы не хватило. Мы пожали руки, обменялись контактами и разошлись.

Я забрал коллекцию со второго этапа конкурса и уехал домой, не дождавшись гала-показа. 

На том конкурсе я получил диплом лауреата в номинации «Авангард» и решил, что это некий знак: «ищи другие выходы», — то есть созвучных людей, коллег. Написал несколько писем на выставки в Англию, Германию и Францию, и на следующий день из последней страны пришло приглашение.

Приехав во Францию в 2000-е, я был приятно потрясен страной и даже начал изучать французский, но не достиг особых успехов. Спустя десятилетие я в очередной раз побывал в этой стране и всерьез задумался остаться там навсегда, однако в это же время встретил на родине будущую супругу и влюбился в нее сильнее, чем во Францию. 

Сколько стоит пара от «ADYUKOV»?

Приступаю к новому произведению, как к чистому листу, стараюсь забыть предыдущие коллекции. Но иногда с ними связаны важные люди и события, которые я, конечно, вспоминаю. Есть мастера, истории которых до сих пор греют душу и подпитывают энтузиазм к освоению чего-то нового, их творчество актуально во все времена. Суть не в именах, а в личностях людей. Задумка новой пары собирает вокруг столько необычных героев, которые материализовывают ее в пространстве.

«Моя пара стоит минимум 1,5 тыс. евро». Бизнес-история «сумасшедшего сапожника» 1

Однажды в аэропорту меня не выпускали с кованой обувью в руках, и тогда пришел начальник службы безопасности. Посмотрев на это произведение искусства, он по-отечески пожал руку и отпустил за считанные минуты до посадки. Его «благословение» дало сил, и в эту поездку я стал лауреатом премии Франции «Хрустальная туфелька».

На сегодняшний день я ушел от индивидуального пошива, потому что для творческого человека сжатые сроки — это нечто. С одной стороны, мозг начинает варить и выдает что-то стоящее и необычное, а с другой — ты можешь впасть в ступор и вообще ничего не сделать. Пока я создаю арт-объекты, у меня уже есть потенциальный покупатель.

В моем понимании, коллекция — от двух до пяти пар. В одной паре уже две единицы, а пять пар — 10. Левая и правая у меня всегда разные, хотя и объединены общей стилистикой. Художник сам определяет цену, но, как правило, мы очень скромные и хорошо, когда есть менеджер или посредник. Агенты чувствуют перспективы и раскручивают бренд.

Моя пара стоит минимум €1,5 тыс. Самая дорогая — €4 тыс., она во Франции. Со мной там познакомился коллекционер из семейной обувной фабрики Jean-Baptiste Rautureau. Когда я приехал впервые, он написал в книге отзывов: «Покупаю всю коллекцию, вопрос цены». Мы сотрудничаем уже 10 лет.

«Моя пара стоит минимум 1,5 тыс. евро». Бизнес-история «сумасшедшего сапожника» 2

Проект к 800-летию Нижнего Новгорода

— В 2018 г. мы занялись созданием деревянных сабо-колокольчиков. Они состоят из двух частей: «юбки» (это носок башмачков) и «язычка»-подошвы. Если ботинок подвесить за носок, то подошва, ударяясь о стенки «юбки», будет издавать звук.

Как появилась идея? В вагоне поезда как-то познакомился со словоохотливым мужчиной из Новгорода. В беседе спросил, какие в его городе есть техники прикладного традиционного искусства. Он ответил, что далек от этого, и мы разошлись. Спустя час попутчик неожиданно прибежал ко мне с фразой: «У нас же Валдай рядом, там есть знаменитый валдайский колокольчик». Для меня это прозвучало как сигнал к действию. Я сел, стал рисовать колокольчик, и плавно рука сама перешла к башмачку — так родился «Решетихинский колокольчик».

«Моя пара стоит минимум 1,5 тыс. евро». Бизнес-история «сумасшедшего сапожника» 3

В реализации два основных направления: традиционное — деревообработка с покраской и росписью и высокотехнологичное — сканирование, 3D-печать, отливка и иммерсионная печать. На закупку сырья, аренду помещения в Решетихе и зарплату сотрудникам планируется 2,7 млн руб. В проекте участвуют: я как автор, маркетолог, резчик по дереву, мастера по лакировке и покраске, инженер по высокотехнологичному участку, инженер по оборудованию, 3D-дизайнер и бухгалтер. 

Очень печально, что вместо развития своего района молодые и перспективные люди уезжают в крупные города. У меня есть хороший друг, который раньше работал фельдшером в Володарском районе. Он рассказывал столько историй о своих трудовых буднях, и я думал, как такие тихие герои, которые каждый день спасают чьи-то жизни, остаются в поселках, несмотря на все тяготы и соблазны современной жизни. Я же, напротив, сообщил ему о своем желании переехать за рубеж.

На что он мне ответил: «А я люблю Решетиху, живу тут, мне нравится, к тому же мой дед был фельдшером на войне. Он и привил мне любовь к Родине». И, правда, у нас потрясающая история страны и нашего поселка. Этот человек поменял значимость места для меня. От себя никуда не убежишь, нужно это осознать и просто быть счастливым.

Следующий шаг — создание умной обуви «Решетихинского колокольчика». Планируем разработать единое облако, а также другие функции, с помощью которых люди смогут включать и выключать с мобильного телефона подсветку, подогревать ноги.

Проблемы молодых дизайнеров в России

Я два года прожил в Швеции, у них коллегиальная форма правления, все решается на совещаниях и собраниях. К сожалению, в большинстве других стран так и остается проблема отсутствия «плеча». Художники часто замкнуты, работают у себя в мастерской в стол.

Креатив, дизайн и навыки общения — это надо развивать в молодежи и во всех нас. Чем больше мы даем детям возможностей и понимания, где можно приложить свои мысли, умения и таланты, тем результативнее они в будущем.

На самом деле, цели и задачи, которые я пронес через свою жизнь, звучат так: верить в мечту и не идти на поводу у конъюнктуры. Я участник Первой чеченской войны, в 19 лет у меня произошла полная переоценка смысла жизни, я увидел другую ее сторону. Уверен, что чувство дружеского плеча очень важно для каждого. Когда мы ощущаем помощь и поддержку, мы способны на многое!

Умная обувь будущего: из чего и для кого

Обувь из натуральной кожи становится неактуальной из-за использования в обувной промышленности современных высокотехнологичных  материалов. Когда у человека под рукой обувь, в которой не замерзнешь в -40 и не вспотеешь в +30, классические материалы и технологии «уходят» на витрины музеев. Классическая обувь из натуральной кожи остается лишь в качестве элемента дресс-кода для работы и официальных мероприятий.

«Умная» обувь высыхает на ноге в течение считанных минут и не деформируется, а стельки сразу принимают особенности ортопедии стопы. В то время как кожаная обувь требует как минимум два-три дня на сушку в естественной среде с формодержателями.

Обувь — это часть образа жизни человека, поэтому она должна быть универсальной. Трекинговая обувь выигрывает по многим пунктам: гигроскопичные и влагоотталкивающие материалы, многослойная подошва с бесчисленными характеристиками. Я против кожаной обуви из-за бессмысленности в условиях современного мира и способов ее добычи. В контрастном климате, когда на дорогах то снег, то ручьи, в такой обуви некомфортно. У меня самого всего две пары обуви: трекинговые летняя и демисезонная.

Мода — это современная боль

Оправданна ли цена обуви от Gucci? Судя по рекламной пропаганде, которую строит этот дом, может быть, и да. Пара прет-а-порте стоит в среднем 70 тыс. руб., но некоторые мастера готовы сшить такую же за 10 тыс. Только они не понимают, что человека греет не сам продукт, а скорее его история. Может, на выходе туфли и не стоят этих средств, а материалы составляют лишь одну десятую цены? Часть стоимости продукта уходит на услуги маркетологов, дизайнеров и фотографов, одна фотосессия в Европе с декорациями и ассистентами может стоить десятки тысяч долларов.

Понятие «моды» сегодня исковеркано. В начале XX века мода считалась отдельным направлением в изобразительном искусстве, наряду с картинами и скульптурами. Костюмы от-кутюр, вышивальщики, ручная работа. Сейчас мода имеет волчьи зубы — разделение на бедных и богатых. Это явление должно остаться в прошлом столетии. Здорово, если люди осознают, что никто не вправе осуждать других за то, как они выглядят, и при этом сами будут соответствовать этим правилам. Быть модным — значит быть самим собой.  

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.