Человек-бренд. Обувь нижегородца покупают галереи и знаменитости

Кожа, стекло, фарфор, дерево, каракуль, различные ткани – это узкий список материалов, из которых создаёт свои произведения нижегородец Рустам Адюков.

Обувь, сделанная в его мастерской, выставляется в Европе. Каждая пара бренда Adukov – это не просто вторая кожа, а настоящее произведение искусства.

Рустам Адюков родился в 1976 году в Нижнем Тагиле. Затем его семья перебралась в Дзержинск. В юношестве Рустам посещал художественную школу, где создал свои первые модели. Первую коллекцию представил в 1998 году. В 2005-2006 годах занимает 1 место на международной выставке обуви и аксессуаров MIDEC во Франции. В 2007 году стал первым россиянином, удостоенным национальной премии Франции «ESCARPIN DE CRISTAL» («Хрустальный башмачок»). Рустам Адюков – представитель России на международных фестивалях, выставках за границей, участник и член жюри.

Туфли в серой коробке

В конце 1980-х годов мама Рустама Адюкова работала на химическом предприятии, поставлявшем продукцию и за рубеж. Однажды в качестве дружественной ноты советским работницам из Югославии прислали товары народного потребления, в том числе обувь. «Дары» разыграли между сотрудниками.

Мама 11-летнего мальчика выиграла пару туфель в невзрачной серой коробке. «Увидев эту коробку, я начал фантазировать, каким могло быть её содержимое. То, что я увидел, было приятным потрясением, - рассказывает Рустам Адюков. - Есть такое слово «посвящение». Наверное, это было оно».

Человек-бренд. Обувь нижегородца покупают галереи и знаменитости 1

Рустам Адюков.

Югославские туфли были поистине необыкновенными. Такие советские мальчики не носили. «Туфли были кожаные, чёрные, с плоской серой подошвой, зелёной эмблемой сбоку. Внутренняя подкладка имела узор «шотландская клетка», - вспоминает художник. – Это был дизайн завтрашнего дня: лаконичный, но выразительный».

Создавая свои произведения, нижегородец уделяет огромное внимание каждой мелочи. «И порой подкладка играет решающую роль», - отмечает он. Свою роль в выборе будущей профессии сыграла генетика: отец г-на Адюкова был конструктором одежды.

Кавалер Ордена Мужества

Первые образцы обуви были сделаны в подростковом возрасте, в художественной школе. Рустам Адюков слепил их из глины. Решение, что он станет дизайнером (и никем другим), пришло после армии, разделившей мир на две половины.

Человек-бренд. Обувь нижегородца покупают галереи и знаменитости 2

Женские сапоги "Эхо Карпатских гор".

Нижегородец прослужил около полутора лет, и большую часть провёл на войне. После учебного центра разведки ВДВ он отправился в Чечню, где принимал участие в нескольких крупных спецоперациях. Последняя - бой под Шатоем в январе 1996 года, о котором много писали СМИ.

Колонна российских войск, в составе которой был сержант Адюков, попала в засаду в горах. В течение двух часов военные не могли выбраться из окружения, находясь под перекрёстным гранатомётным огнём. Были подбиты две машины; шесть человек из 25 погибли. При разрыве гранаты был контужен офицер. Рустам Адюков вытащил его из-под огня. «Сейчас кажется: это было как в кино. Но в моё время практически вся художественная литература была о подвигах и героизме советского человека, поэтому я внутренне был готов к суровым будням», - вспоминает он.

За подвиг нижегородец был удостоен Ордена Мужества. По словам Рустама Адюкова, армия была очень быстрой, интенсивной переоценкой ценностей. «Кто-то опускается на землю. А я, наоборот, воспарил. И если до армии я делал неопытные шаги в профессии, то после неё чётко знал, что буду делать и как», - добавляет он.

Команда Adukov

Технологии и техники, которые нижегородец применят при создании обуви, самые разные, как и спектр материалов: вышивки, гобелены, шерсть, конский волос... Географическая среда открывает огромные возможности для самореализации, считает художник. К примеру, туфли «Полярные льды» сделаны из кожи варана и телёнка, с золотом и серебром. «Принцесса на горошине» - это олений мех, шерсть, морёный дуб, каучук и пробка (для платформы), золотые и серебряные пряжки.

Человек-бренд. Обувь нижегородца покупают галереи и знаменитости 3

Мастерская Рустама Адюкова.

«Бывает, сразу приходит понимание, что делать. От материала к образу и наоборот. Пришло видение – перебираешь в голове выставки художников, мастеров, люди, лица, судьбы», - отмечает Рустам Адюков. Создавать обувь – большая наука. Чтобы делать красивые и удобные вещи, нужно хорошо разбираться и в ортопедии (колодки, комплектующие), и в технологиях материалов (температурные условия, среда) и в химии, физике, медицине (окрашивание, применение полимеров).

В постоянной команде Рустама Адюкова – три человека: он сам, модельер и сапожник. Однако в целом над созданием моделей работает гораздо больше мастеров. Это и ювелир (с Алексеем Крюковым нижегородец работает много лет), и вышивальщицы, и кузнецы, и многие другие. Впрочем, профессионалов – по пальцам пересчитать, отмечает дизайнер.

Человек-бренд. Обувь нижегородца покупают галереи и знаменитости 4

Мужские туфли "Полярные льды".

«Объекты можно собирать воедино в самых разных мастерских. Каждый выполняет свою функцию, а когда мы все детали собираем воедино, наверное и есть момент сотворения. Разные техники сплетаются в одном произведении. Это интересно, завораживает, люди узнают друг друга, открывают новое для себя», - отмечает художник.

Хрустальный башмачок

Профессиональное признание и известность пришли к нижегородцу довольно скоро. В 1998 году он представляет свою первую коллекцию обуви. А в 2007-м, после ряда российских и зарубежных выставок, получает национальную премию Франции ESCARPIN DE CRISTAL – «Хрустальный башмачок». И становится единственным россиянином, удостоенным этой почётной награды.

Человек-бренд. Обувь нижегородца покупают галереи и знаменитости 5  Человек-бренд. Обувь нижегородца покупают галереи и знаменитости 6  Человек-бренд. Обувь нижегородца покупают галереи и знаменитости 7

Сегодня в выставочных галереях, музеях появляются экстравагантные модели обуви, созданные Рустамом Адюковым. Они больше похожи на скульптуры, чем бытовой предмет. Вместе с тем, отмечает нижегородец, из каждой скульптуры можно вычленить фрагменты, которые интересны и вполне применимы в производстве. Как, к примеру, "туфли-идеи" иракского архитектора Захи Хадид.

По мнению нижегородца, Россия богата народными промыслами. Однако, несмотря на это разнообразие (в Нижегородской области представлена половина российских ремёсел), она практически не представлена за границей.

Человек-бренд. Обувь нижегородца покупают галереи и знаменитости 8

«В 2015 году меня пригласили на конференцию северных стран. Я был восхищён тем, как много внимания в Исландии, Дании, Швеции уделяют декоративно-прикладному искусству, народным промыслам, как грамотно соединяют его с современным дизайном, как смело используют… На сегодняшний день северные страны занимают в этом направлении лидирующие позиции», - подчёркивает он.

В коллекцию

Изделия под брендом Adukov можно увидеть только на выставках и в интернете. Многие работы, созданные дизайнером, хранятся в частных коллекциях. К примеру, в течение долгого времени его модели приобретала для своей галереи семья известного французского дизайнера обуви Жана-Батиста Ротюро.

Человек-бренд. Обувь нижегородца покупают галереи и знаменитости 9

Есть среди заказчиков Рустама Адюкова и известные медийные персоны. Однако повышенного внимания прессы нижегородец не любит. Эксклюзивная обувь, которая создаётся несколько месяцев, стоит дорого. А туфли из игуаны, купленные Геннадием Зюгановым, - это всегда повод для манипуляций. В особенности накануне президентских выборов. Бренд получает скандальную огласку.

Человек-бренд. Обувь нижегородца покупают галереи и знаменитости 10

«Я не хочу такой славы. Для меня есть одна награда – признание в профессиональной деятельности, - говорит дизайнер. – Мне часто вспоминается Пастернак: «Быть знаменитым некрасиво// Не это поднимает ввысь».

Человек-бренд. Обувь нижегородца покупают галереи и знаменитости 11

У Рустама Адюкова много оригинальных идей и новых проектов. Вместе с компаньоном Стэфаном Яльмарссоном (Staffan Hjalmarsson) он создаёт коллекцию женской обуви «Scandic Victoria». Образ – искрящийся лёд: туфельки будут колючими. Совместно со шведской компанией дизайнер работает над «умными» ботинками, которые будут «следить» за здоровьем человека во время носки: «брать анализы» через стельки, устанавливать химический анализ крови.

«Третий год подряд меня приглашают на Венский бал обувщиков в Австрию. А я никак не могу до них что-то довезти», - разводит руками нижегородец.

Фото: из архива Рустама Адюкова и с сайта www.adyukov.com.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.