«Мировая экономика ляжет на 10-20%. Нас ждет огромное количество увольнений и банкротств»
«Человеку кажется, что он классный, работает на удаленке и оказывает диджитал-услугу, а потом оказывается, что его клиент — компания, которая работает с ресторанами. И эта цепочка развалится».
Из-за распространения коронавируса бизнес в России и по всему миру оказался под ударом. Больше всего досталось малым и средним предприятиям. Из-за пандемии закрыты непродовольственные магазины, кинотеатры, кафе и рестораны, фитнес-центры, запрещены массовые мероприятия. Косвенно от пандемии пострадали и другие сферы.
Кризис — время возможностей или паники и отчаяния? Предприниматели из Нижнего Новгорода, Москвы, Сан-Франциско, Нью-Йорка и Нур-Султана — об обстановке и настроениях у бизнеса и общества.
Что происходит со стартапами?
Сергей Негодяев, директор по работе с портфельными компаниями Фонда развития интернет-инициатив рассказал о том, как чувствуют себя стартапы сегодня, и что ждет их завтра.
— Вся мировая экономика ляжет на 10-20%, это значит, что огромное количество людей останется без работы. Будет огромное количество увольнений и банкротств. Если люди не пойдут в компании, которые зарабатывают на доставке, им будет просто нечего есть. Есть целые отрасли, которым ужасно тяжело. Но есть и те, где все прекрасно. Диджитал, развлечения, образование, тренинги сейчас активно развиваются. Посмотрите, например, на игры или онлайн-кинотеатры. Этот рост продолжится, но скоро, вероятно, будет отскок: люди поймут, что у них кончились деньги. Экономика будет пересобираться, и так, как было раньше, уже не будет. С точки зрения инвестора, единственный способ заработать сегодня — отжать активы по дешевке, чтобы потом их перепродать.
Крупный и средний бизнес, который этот кризис переживет, будет стремиться к изменениям и перестройке под новые реалии. В условиях, когда прибыль падает, компаниям придется искать любые возможности для оптимизации процессов, сокращения операционных расходов, повышения эффективности, начиная от отбора персонала и заканчивая управлением компанией. У тех, кто поможет бизнесу с этим, будет точка роста. Корпорации еще не побежали оптимизироваться, но побегут через какое-то время.
У нас две компании — KidsWay и «Рабочие руки». Это сервисы, предоставляющие сотрудников в первом случае для сопровождения детей, во втором — для строительства. С учетом того, что стройка встала, школы и курсы закрылись, сотрудники этих компании остались без работы. Все начали искать точки приложения. Компания KidsWay, например, буквально за три поста на Facebook нашла 80 потенциальных партнеров. Все сейчас стараются отвечать запросам рынка, естественно, мы даем советы и помогаем принимать непростые решения. Например, если быстро сориентироваться в изменившейся ситуации не удалось, придется расстаться с 80% команды. Да, так бывает. Потому что если вы этого не сделаете, через два месяца не будет и компании.
Мне кажется, что вскоре у стартапов будет очередной виток роста. Опять же, потому что кто-то лишится работы. Кто-то сам уйдет, кого-то «уйдут».
Самое главное сегодня для предпринимателя — плодить идеи, получать фидбек, адаптировать, и так снова и снова, пока ты не найдешь то, что купят.
«Это реальность»
Федор Соколов — основатель диджитал-академии иностранных языков ELK academy. Штаб-квартира компании находится в Нью-Йорке, а команда распределена по всему миру.
— Мы в онлайне уже пять лет и уже пять лет занимаемся онлайн-образованием, работаем из дома, помогаем людям, развлекаем и образовываем. Языковое образование — это не про язык, а про реализацию какой-то своей мечты. И мы стали спрашивать, а зачем человеку изучать иностранный язык. Кто-то хочет поменять работу, кто-то — объехать весь мир. Мы начали работать с людьми именно по реализации их мечты. И из-за кризиса получили взрывной рост, к которому шли пять лет.
Все, что сегодня происходит, — для человечества классный урок. Я очень люблю блогера Тима Урбана, он пишет про higher mind и primitive mind. И мне кажется, нам всем нужно научиться и вырасти в higher mind. Нашими primitive mind мы думаем: черное или белое, хорошо или плохо, офлайн или онлайн, делать, что любишь или зарабатывать деньги. Но противоположности можно соединять. Если у тебя онлайн-бизнес, это не значит, что офлайн — твои враги. Если ты делаешь то, что любишь, это не значит, что ты не можешь зарабатывать.
Мы можем прожить в условиях пандемии, по разным оценкам, довольно долго. Даже если вакцину изобретут прямо сейчас, ее еще необходимо протестировать. Эту реальность нужно воспринимать именно как реальность.
«Диджитал — не спасение»
Нижегородский IT-предприниматель, изобретатель и основатель стартапа WOWCube, лауреат Нью-Йоркской премии World Technology Award'2018, автор четырех патентов на изобретения Илья Осипов несколько лет живет в Калифорнии.
— У нас в Калифорнии нет таких проблем, как в Нью-Йорке, но ввели карантин, и целые отрасли столкнулись с падением выручки. Только рестораны создают 12 млн рабочих мест в США, или примерно 10% от общего числа.
Диджитал — тоже не спасение, потому что, как правило, не является конечной отраслью, а лишь помогает каким-то классическим бизнесам. Да, человеку кажется, что он классный, работает на удаленке и оказывает диджитал-услугу, а потом оказывается, что его клиент — компания, которая работает с ресторанами. И эта цепочка развалится. Хотя в каких-то отраслям хорошо: так, за время карантина продажи алкоголя выросли на 400%. То есть понятно, чем люди дома занимаются.
Во многих странах компаниям и населению компенсируют потери из-за пандемии. Но кто за это платит? При некоторых манипуляциях деньги можно занять у будущих поколений. А в реальности это вызовет инфляцию, рост цен и станет еще одним налогом на сбережения и доходы среднего класса.
Некоторые думают, что если деньги лежат на счетах в долларах США, они защищены от инфляции. Правительство США напечатало $2 трлн. Это не тайна. Эта ликвидность прольется на американскую экономику. Но доллары хранятся на счетах по всему миру. И заплатят за эту щедрость все, кто владеет американской валютой.
А рубль и другие валюты обслуживающих экономик провалятся еще больше. «Перебежать» из рублевых активов в долларовые или евровые лучше, но тоже не защита. Поэтому многие и покупают недвижимость. Но я думаю, что недвижимость в России тоже подешевеет в ближайшие полгода-год.
Про новые ниши
Основатель и генеральный директор международного бюро спикеров HUBspeakers Елена Гришнева недавно открыла офис компании в Нур-Султане (г. Казахстан).
— В Нур-Султане с 13 марта введен карантин, и мы почти не выходим: штрафы очень серьезные. Но в новых условиях и люди, и компании хотят учиться, приходить в онлайн. Сейчас мы подготовили новый продукт — вебинары по подготовке к прямым эфирам. Каждый день наши тренеры учат других, как выступать перед интернет-аудиторией.
О синдроме отложенной жизни и шарлатанах
Адвокат, общественный омбудсмен по уголовным делам при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Михаил Гаранин:
— Все бизнесы сейчас отчаянно пытаются попасть в перечень предприятий, которые еще могут продолжать работать. Хоть как-то. Но зачем нашим властям малый и средний бизнес? Им важна управляемость и рейтинг. А эту поддержку предприниматели, которые не зависят от бюджета, не обеспечат. Кем удобнее управлять? Свободными обеспеченными людьми или людьми, которые зависят от «бюджетной соски»?
Сейчас у всех синдром отсроченной жизни. Мол, надо поднапрячься, а потом заживем. Но жизнь уже идет. Шарлатаны нам постоянно рассказывают про жизнь в потоке, здесь и сейчас… Так вот сегодня тот самый момент. Мы не можем спрогнозировать завтрашний день.
И еще один «звоночек»: человеческая природа такова, что откат к базовым настройкам происходит очень быстро. В южной Италии уже голодные люди без денег штурмуют магазины. Готовность к подобному развитию событий лишней не будет.
«Любые системы склонны восстанавливаться»
Генеральной директор консалтинговой группы BusinessCom Сергей Кошечкин:
— Всем, кто бездумно делает прогнозы, советую быть крайне осторожными. Не надо иллюзий по поводу своих способностей, все-таки экономика — это множество факторов.
Про ресторанный бизнес, например, говорят, что он весь обанкротился. Ну, посидят люди немного в карантине. Они же потом не перестанут ходить в рестораны? А эта сфера и так в вечном кризисе, но от этого потребителю только лучше. Любые системы склонны восстанавливать себя.