Олег Семечкин: карьеру госслужащего проще начинать в регионах
В ноябре 2011 г. должность директора департамента транспорта администрации Нижнего Новгорода занял бывший владелец одной из крупнейших в стране розничных сетей по продаже электроники Олег Семечкин.
Его назначение вызвало множество вопросов, главным из которых был: «Почему некогда успешный столичный бизнесмен согласился стать госслужащим в регионе?»
Пригласил господина Семечкина на эту должность глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов, с которым они давно знакомы. Сейчас он живет на два города — на Москву и Нижний Новгород. Последний ему нравится транспортной доступностью, потому что дорога на работу занимает не более 20 минут, и добродушием жителей.
Не представляет интересы бизнеса
Сам Олег Семечкин свое назначение объясняет независимой позицией по отношению к местному бизнесу.
— Я не представляю интересы ни одного из нижегородских предпринимателей, поэтому в своих решениях руководствуюсь исключительно пользой для города, а не дружбой с кем‑то.
Тогда чем мотивировался столичный бизнесмен, собираясь возглавить департамент транспорта провинциального муниципалитета?
— Мне просто захотелось попробовать себя в другой сфере, найти новую точку приложения тому опыту и знаниям, которые я получил, будучи владельцем крупной компании. Человеку нужно попробовать различные направления деятельности, а не замыкаться на чем‑то одном.
Ваш бизнес был связан с электроникой, госслужба — с решением транспортных вопросов. Возникали мысли, что не потянете непрофильное занятие?
— Я не боялся того, что не справлюсь, потому что работал в разных сферах, начиная от воинской службы и заканчивая торговлей электроникой. И цифровые технологии — это не только гаджеты для развлечений. Они вполне применимы и в транспортной сфере — те же электронные билеты. Так что опыт, который я получил на предыдущем месте, обязательно пригодится. Вообще мне не требуется много времени, чтобы разобраться в чем‑то новом. За три месяца я взвесил все «за» и «против», изучил суть вопроса и вникнул во все нюансы работы муниципального служащего.
Вам не кажется, что нижегородец справился бы с этой должностью лучше, потому что он знает город?
— Это ошибочное мнение. Можно быть местным и совершенно не интересоваться своим городом. А можно приехать и буквально заболеть новым местом, наслаждаться им, изучать его особенности, историю и современность. Нижний Новгород — один из таких прекрасных городов, который притягивает своей красотой и перспективами развития. Для меня сейчас важно, чтобы комфортно было всем ителям. Я воспринимаю город не по тем маршрутам, которыми ездил от школы, института или работы до дома, а вижу его как единое целое.
А где проще делать карьеру — в Москве или Нижнем Новгороде?
— Москва дает больше возможностей для развития бизнеса, и, соответственно, требует более высокого уровня профессиональной подготовки и инвестиций. Зато карьеру муниципального управленца вполне комфортно начинать в регионах. Однако из‑за близости к Москве многие талантливые руководители рано или поздно туда перебираются. Пока Нижний Новгород недостаточно привлекателен для трудовой и бизнес-миграции. Тем не менее за счет удачного расположения здесь можно развивать логистические центры и другие направления. Перспективы и условия есть. Нужно только работать над их реализацией.
Требует перемен
Новый директор департамента ставит перед собой по-столичному амбициозные задачи: дальнейшее развитие метро, запуск новых трамвайных и автобусных маршрутов. Однако он отмечает, что неповоротливость административной системы и недостаток финансирования сильно тормозят развитие транспортной и дорожной ситуации.
Что лично вам не нравится больше всего в существующей маршрутной сети?
— Длинные маршруты. Когда человек садится в одном конце города и через мост едет 30 км в другой — это экономически нецелесообразно и неудобно для города. Через мост выстраиваются колонны из «пазиков», которые рвутся на другую сторону реки, тем самым загружая транспортную сеть. Нужно делать пересадки.
Но это приведет к удорожанию стоимости проезда как минимум в два раза.
— Проезд дорожает по разным причинам: из-за роста цен на бензин, ГСМ и запасные части для подвижного состава. Вот несколько основных. А еще нужно платить заработную плату людям, потому что цены в магазинах тоже не стоят на месте. И это не зависит от департамента транспорта или администрации города.
Сейчас идет работа по внедрению автоматизированной системы контроля оплаты проезда, которая позволит вводить различные тарифы на разные виды транспорта. Вплоть до того, что электронный проездной будет действовать, например, в течение 1 часа 20 минут. Это вполне приемлемое время, чтобы проехать весь город на любом виде транспорта, не ограничивая себя в пересадках.
Когда в Нижнем Новгороде будет внедрена АСКОП?
— В следующем году.
А вообще в Нижнем Новгороде реально улучшить дорожно‑транспортную ситуацию?
— Да, но мы должны понимать, что это комплексная работа, требующая серьезных финансовых вложений как в обновление подвижного состава, разработку новых транспортных линий, так и в строительство развязок и дорог‑дублеров. Например, недавно мы завершили подготовку к конкурсу на разработку комплексной транспортной схемы Нижнего Новгорода. Одним из первых ее этапов станет проработка новых маршрутов.
— Каких?
— Например, с введением в эксплуатацию линии метро до станции «Горьковская» будут функционировать две независимые линии. По Автозаводской поезда будут курсировать от станции «Парк культуры» до станции «Горьковская» через станцию «Московская». По другой линии поезда будут ходить между станциями «Буревестник» и «Московская». В дальнейшем данную линию планируется продлить к станциям Мещерского озера. В настоящее время развернуты работы по восстановлению троллейбусных маршрутов, включающих участок между пл. Горького и пл. Свободы. Ведется оборудование электросети для троллейбусной линии, обеспечивающей левоповоротное движение с ул. Бринского на ул. Родионова, что позволит организовать дополнительные маршруты до пл. Минина и Пожарского. Также планируется продление ряда маршрутов до микрорайона Юг и Бурнаковская низина.
Оптимизирует расходы
В сентябре завершится передача в муниципальную собственность государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородпассажиравтотранс», долг которого на сегодняшний день составляет более 500 млн руб. Однако Олег Семечкин не считает убыточное ГП бременем для администрации. Напротив, чиновник говорит о том, что теперь городу станет проще контролировать и увязывать между собой все виды пассажирского транспорта.
— Фактически у предприятия меняется собственник, и, соответственно, оно со всеми долгами переходит в муниципалитет. Это обстоятельство меня не столько беспокоит, сколько подогревает интерес. Сейчас появилась реальная возможность добиться того, чтобы крупнейшее транспортное предприятие в области не генерировало долги, а начало их погашать и улучшало качество обслуживания.
Достаточно ли для этого имеющегося автопарка? И в каком он состоянии?
— Сегодняшние потребности он удовлетворяет, однако мы говорим с вами об оптимизации и развитии транспортной сети города. Правительство области закупило автобусы пять лет назад по договору лизинга. Они выходят в рейс каждый день, проехали сотни тысяч километров и во многом выработали свой ресурс. Постепенно их нужно будет обновлять, но это естественный процесс, которым мы будем заниматься в ближайшие годы.
Но изнашиваются не только автобусы, но и электротранспорт…
— Правильно. И мы этим вопросом уже занимаемся. В этом году мы решили отказаться от вложений в капремонт и модернизацию старого состава, а перебросили средства на покупку новых вагонов. Как результат — 12 новых трамваев пополнили парк города. Такой крупной покупки не было за последние 15–20 лет. Последний раз город приобрел девять трамваев в 2006 г. Это серьезные капиталовложения, но мы будем находить средства, потому что электротранспорт нашему городу нужен.
Впервые за 28 лет администрация закупила три новых состава для метро. Цена лизингового контракта на вагоны составила 700 млн руб. с учетом всех платежей и процентов. Да, это не суперсовременные вагоны, которые оснащены полным кондиционированием и умеют рекуперировать энергию. Но это только начало. Метро начнет развиваться, будет модернизироваться инфраструктура подземки и, конечно, поезда. Все это произойдет не сразу, но мы на правильном пути.
Какие еще проблемы существуют?
— Основная проблема Нижнего Новгорода, которая свойственна всем крупным городам мира, — это пробки. По уровню автомобилизации наш город достиг показателей европейских мегаполисов, а вот по уровню развития улично‑дорожной сети мы отстаем. Дороги строятся намного медленнее, чем горожане приобретают автомобили. Понятно, что бюджет города не может найти деньги на их строительство за короткий срок, но заниматься этим нужно. И первые результаты уже есть. Это обновленный Окский съезд, развязка на пл. Лядова с подходами к метромосту и эстакадой через Московский вокзал. Нужно продолжать заниматься инфраструктурой, потому что транспорт, наши автобусы и трамваи, ездят по дорогам.
Как будете решать?
— Нужно развивать дорожную сеть и общественный транспорт, оптимизировать маршруты, повышать качество пассажирских перевозок. Тогда у людей появится альтернатива личному автомобилю, потому что быстрее и выгоднее будет оставить машину на перехватывающей парковке и пересесть в автобус или трамвай. Этим мы не только разгрузим исторический центр города, но и улучшим экологическую обстановку в нем. Также мировой опыт показывает, что парковка в центре города не может быть бесплатной. Она создает притяжение для любого транспорта, который забивает улицы, дворы и все окружающее пространство. Чтобы люди пересели с личного транспорта на общественный, им должно быть не только выгоднее, но быстрее и комфортнее на нем передвигаться. Вот над этим мы и будем работать.
Недавно появилась информация, что администрация планирует построить парковку в одном из главных видовых мест города — рядом с катером «Герой». Это разумно?
— Это правильное решение, потому что человек должен иметь возможность выйти из машины и прогуляться по набережной. Уверен, что парковочные места не испортят вид города, потому что руководство города просто не даст это сделать.
Какой вид транспорта целесообразнее развивать в нашем городе?
— Я сторонник трамвая, потому что его можно сравнить с метрополитеном по количеству перевозимых пассажиров и по экологичности.
Пока у нас только убирают трамвайные пути, например на улице Рождественской…
— Это временно, пока их меняют на более современные. После ремонтных работ восстановят режим работы трамваев № 1К «Черный пруд — Благовещенская площадь», в будущем появится продолжение трамвайного маршрута от Мызы до ул. 40 лет Победы. Ведутся проработки вариантов строительства скоростного трамвая вдоль проспекта Гагарина и через Молитовский мост.
Вы говорите о том, что на реализацию крупных инфраструктурных проектов в бюджете денег не хватает. Где же их взять?
— То, что не заработает бюджет, нужно добирать за счет инвестиций при комплексном освоении территорий города. Сами транспортники на новые дороги заработать не могут, но им под силу существенно снизить издержки по содержанию предприятий. Например, внедрение электронного билета позволит оптимизировать не только расходы горожан, но и получить транспортным предприятиям гарантированные деньги авансом. Появятся средства на закупку единиц транспорта — сейчас им это пока недоступно.
Усилив ряды контролеров, мы улучшим и экономику предприятий, и качество обслуживания.
Может, строительство платных дорог поможет?
— Этот вариант не для Нижнего Новгорода. Внутри города дороги должны быть общедоступными. Платная дорога, например, может соединять крупные муниципальные образования. И, прежде всего, должна касаться грузового транспорта, а не пассажирского.
Екатерина Мясникова