Как внедрить KPI для топ-менеджеров: опыт «ЗАВОДА ИНКОМ»

«Руководители подразделений не всегда понимали, для чего им система KPI, почему это помощь им в работе, а не набор «кнутов». Новый кейс из проекта DK.RU в Нижнем Новгороде и Headhunter «HR-мастер».

«Помимо всего прочего, KPI (система ключевых показателей эффективности, от англ. Key Performance Indicators) помогает решить и HR-задачу — облегчить подбор руководителей на топовые позиции, поскольку новому сотруднику сразу становится ясна его мотивация».

HR-специалист: Мария Новикова, директор по персоналу «ЗАВОДА ИНКОМ» (Нижний Новгород).

О компании:

«ЗАВОД ИНКОМ» — нижегородский производитель жгутов проводов (это электропроводка любой техники, например автомобилей). Численность персонала — около 400 человек, в планах — увеличение численности на 20% к концу года.

Кейс: создание системы KPI как способ сплочения команды руководителей.

Все материалы проекта DK.RU и HeadHunter «HR-мастер»

Как внедрить KPI для топ-менеджеров: опыт «ЗАВОДА ИНКОМ» 1

— Наш завод выпускает более 2000 видов жгутов проводов для автопрома, производителей сельхозтехники и различного оборудования, машиностроения, ВПК. Совсем недавно мы получили международный стандарт соответствия IATF 16949 в области менеджмента качества. Для нас это означает расширение производства и определенное усложнение задач для всех сотрудников.

Совершенно ясно: невозможно достичь всех стратегических планов, правильно организовать работу топ-менеджмента и эффективно управлять бизнес-процессами без введения системы ключевых показателей эффективности — KPI. Мы посвятили ее разработке и внедрению полтора года.

Основная работа по созданию этой системы легла на мои плечи (да, это не совсем профильная задача для эйчара). Почему так вышло?

Когда пять лет назад я пришла на работу в эту компанию, численность персонала не дотягивала и до ста человек. К сегодняшнему дню она увеличилась вчетверо. Почти все руководители выросли у нас в компании. Особенности работы каждого сотрудника, все их проблемы и потребности я знаю досконально, вплоть до личных. Кому, как не мне, этим заниматься? Но к созданию KPI, так или иначе, были подключены все управленцы. Основная помощь была от директора по финансам и учетной политике — в сборе цифровых данных и «упаковке» их в формулы.

Для себя, как для HR, в создании системы ключевых показателей я видела задачу более глубокую — это командообразование руководящего состава компании, вовлечение топ-менеджеров в рабочие процессы коллег.

Дело в том, что KPI всем сотрудникам наглядно показывает пересечение целей предприятия и задач каждого звена производственной цепочки. Это делается для того, чтобы сотрудники не перекладывали друг на друга задачи (и ответственность), а понимали свою значимость в решении определенных обоюдных проблем, и научились мыслить коллегиально.

Как внедрить KPI для топ-менеджеров: опыт «ЗАВОДА ИНКОМ» 2

Внедрение системы ключевых показателей эффективности оказалось сложным и длительным процессом, который потребовал много времени и сил. В это должна быть вовлечена вся компания — только так получится избежать эффекта «отторжения новизны» и максимально адекватного восприятия новой модной схемы работы.

Не все руководители подразделений — а их у нас 10 человек — понимали, для чего это им нужно, почему KPI — это помощь им в работе, а не набор «кнутов».

Люди склонны считать, что это такой способ отследить их работу и наказать, если что-то не получилось. Когда мы внедряли оценку персонала, многие сотрудники восприняли это как повод для увольнения тех, кто «не тянет», а не как систему мотивации и возможностей для карьерного роста.

Массовыми методами такие проблемы никак не решить, помогает только индивидуальная беседа с каждым человеком: что значит «задачи», что значит «постановка целей»… Людям нужно показать, что достижение целей — это не личная, а командная ответственность.

Как внедрить KPI для топ-менеджеров: опыт «ЗАВОДА ИНКОМ» 3

Наиболее крупные клиенты «ЗАВОДА ИНКОМ»— «Ростсельмаш» и «Группа ГАЗ». Техника, в которой установлена продукция завода, экспортируется по всему миру. Непосредственно с производством жгута связаны около 250 сотрудников предприятия. Три основных этапа производства — это подготовка изоляционных материалов и проводов (нарезка, опрессовка контактов); ручная сборка жгутов на специальных стендах; контроль качества собранного жгута («прозвонка»).

Как внедрить KPI для топ-менеджеров: опыт «ЗАВОДА ИНКОМ» 4

Несколько месяцев жизни нашей компании были посвящены созданию системы расчета KPI. Для начала на предприятии уточнялись и проверялись цели стратегического и оперативного характера. Затем я составляла библиотеку показателей. И уже потом совместно с руководством мы выбирали из них ключевые. Этот этап, наверное, был одним из самых сложных.

Ключевые характеристики — это основа для принятия управленческих решений. И именно они наглядно показывают всем участникам процесса связь между результатом работы отдельных подразделений и достижениями предприятия в целом.

В общих чертах, у коммерческой структуры это план продаж, у производства — это соблюдение сроков и показателей качества, у подразделения качества — количество внешних рекламаций, у кадров — текучка, и так далее. Но сложность кроется в их детализации, в постановке индивидуальных задач.

Очень трудоемким был сбор и анализ изначальных статистических данных, на которые будет опираться вся дальнейшая статистика, и от которых зависят целевые значения KPI. По всем показателям мы взяли данные II полугодия 2017 года и мониторили их в течение 2018 года. По динамике выстраивались цели и планы на 2019-й. Нужно было также визуализировать все цифры, внесенные в KPI, в итоге мы представили их в виде графиков.

Как внедрить KPI для топ-менеджеров: опыт «ЗАВОДА ИНКОМ» 5

Мною была разработана нормативная база для работы с системой KPI. Это огромный пакет документов — целый список, только к основным положениям написано порядка 15 приложений. Каждый из топ-менеджеров был ознакомлен со своей частью KPI. Поскольку KPI разрабатывались под конкретную команду, определенной персонализации избежать не удалось. Но как показала практика, новые топ-менеджеры, принятые на место ушедших, вполне могут выстроить свою работу в соответствии с уже имеющимися показателями. Что мы и увидели в этом году.

У нас сменился руководитель по производству. Конечно, он пришел со своим видением, но ознакомился со всеми показателями: их было семь, из них пять ключевых. В результате, лишь одну формулу мы подредактировали, и сейчас разрабатывается еще один паспорт — он сам пожелал добавить в систему показатель, который счел важным.

Так что в определенном смысле KPI помогает решить и HR-задачу — облегчить подбор руководителей на ключевые должности, поскольку новому человеку сразу становится ясна его мотивация.

По мнению собственника, лично для него с введением KPI стало более прозрачным все производство, все бизнес-процессы. Это для меня стало главным итогом работы над проектом, занявшей в общей сложности больше двух лет.

Как внедрить KPI для топ-менеджеров: опыт «ЗАВОДА ИНКОМ» 6

Какие выводы я сделала и что могу посоветовать тем, кто собирается заниматься внедрением KPI.

1). Четыре основные характеристики, отличающие правильные KPI:

  • Измеримость — мы должны четко понимать, как конкретно измеряется показатель, как рассчитывается и не слишком  ли велика погрешность.
  • Сбалансированность — отдельно стоящий показатель, как правило, не дает нам нужной информации.
  • Объективность — насколько показатель характеризует реальное состояние дел и отражает результат?
  • Релевантность — соответствует ли выбранный показатель нашим целям/задачам/текущей ситуации/отрасли и типу бизнеса?

2). Система KPI должна сочетать в себе следование стратегическим целям компании и мотивацию сотрудников. Каждый человек должен понимать, в каких точках он влияет на бизнес-процесс и как он должен выстраивать свою работу, чтобы приносить больше пользы компании и получать больший доход. KPI — ориентир, который помогает сотруднику встроить себя в рабочий процесс.

3). Система KPI должна быть гибкой, настраиваемой, потому что как раз этот процесс нельзя унифицировать. Все не раз слышали о пользе и вреде KPI. Соответственно, важно внимательно поработать над системой показателей, выделить действительно значимые и настроить веса.

4). KPI следует рассматривать не просто как оценку, а как показатель в динамике — только тогда система окажется работающей, сможет служить для планирования и прогнозирования.

5). Нужно тщательно продумать механизм подсчёта KPI.

6). KPI в своей совокупности должны отображать прогресс команды и бизнеса относительно поставленных целей, а значит, всегда должен быть план.

7). Если произошли какие-либо изменения в компании — меняйте KPI. Система показателей должна отображать только актуальные цели.

8). Обсуждайте систему KPI с командой. Ее установка должна идти путем дебатов-споров-компромиссов.

9). KPI лучше вводить постепенно. Наблюдайте реакцию сотрудников. Если они относятся к этой идее негативно, лучше не спешить!

10). Не разваливайте общую работу конкуренцией показателей.

11). Только если персонал будет благосклонно относиться к изменениям и понимать, зачем они нужны, система принесет хороший результат.

Как внедрить KPI для топ-менеджеров: опыт «ЗАВОДА ИНКОМ» 7

К счастью, нам удалось популярно объяснить сотрудникам необходимость системы ключевых показателей эффективности, так что в итоге руководители сами недавно предложили добавить новые показатели и совместно рассмотреть результаты работы других подразделений, чтобы увидеть, как и в каких точках они могут помочь.

Это та самая командная работа, к которой мы и стремимся.

В целом, я уже могу выдохнуть и сказать, что все запланированное получилось. Но мы не останавливаемся на достигнутом! И разработали дальнейшие шаги по развитию системы KPI. В планах — декомпозировать систему показателей верхнего уровня, определив показатели для специалистов среднего звена.

Читайте также: почему вашей компании нужен эйчар в штате

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.