Дмитрий Ефимов, Нижфарм: «Рынок скорее жив, чем мертв»

Опыт «Нижфарма» показывает, что девальвация рубля – не всегда плохо. У компании появился дополнительный смысл в локализации некоторых продуктов, которые ранее производились на зарубежных площадках.

Генеральный директор АО «Нижфарм» (13-е место в рейтинге "100 крупнейших компаний Нижегородской области), динамика выручки 113%) , старший вице-президент STADA по России, СНГ и странам Юго-Восточной Европы Дмитрий Ефимов рассказал, как изменился горизонт планирования в кризис, возможно ли импортозамещение в фармацевтической отрасли и за счет чего выросли объемы реализации продукции компании за последние два года.

Как изменилась стратегия «Нижфарма» в кризис?

Стратегия не поменялась, изменился горизонт планирования - стал более краткосрочным, тактическим. В силу того, что прогнозировать основные макроэкономические параметры на длительный срок сейчас практически невозможно, мы еще в прошлом году перешли в режим так называемого «ручного управления».

Из-за неопределенности в долгосрочном горизонте, мы приостановили крупные проекты. Они не закрыты, но стоят в режиме ожидания. Уменьшаем издержки, оставляя только самое необходимое, работаем над внутренней эффективностью. Большинство фармацевтических компаний не рассматривают текущую ситуацию как глубокий кризис, рынок все-таки скорее жив, чем мертв.

Как вы думаете о стратегии импортозамещения, поиске новых потребителей и контрагентов, кооперации в масштабах региона и страны?

Относительная стабильность рубля долгое время не давала причин для того, чтобы всерьез начать думать о локализации. Сейчас ситуация поменялась: если сравнивать себестоимость лекарств, произведенных в Европе, причем, необязательно в Западной, и в России, то разница эта увеличилась настолько, что любые усилия по локализации стали экономически оправданными.

Бизнес-модель компании «Нижфарм» предусматривает продажу не только собственных продуктов, но и импортных лекарств компаний-партнеров и сестринских компаний внутри глобальной STADA. Так мы развивали свой бизнес на протяжении последнего десятка лет, и эта модель показала свою устойчивость.

В связи с девальвацией рубля у нас появляется дополнительный смысл в локализации некоторых продуктов, которые ранее производились на зарубежных площадках, или поиске локальных замен, которые ранее закупались по импорту.

В регионе у «Нижфарма» уже сложились хорошие партнерские отношения с некоторыми предприятиями, например, компания «Промис» занимает большую долю в наших закупках упаковочных материалов.

Если где-то в регионе появляются поставщики, готовые предложить качественную продукцию или услуги, которые мы используем в своей деятельности, по конкурентной цене, разумеется, мы с удовольствием начинаем работу с местным партнером. Однако в случае с фармацевтикой есть свои особенности. Например, мы не можем поменять одну субстанцию на другую без прохождения длительного процесса внесения изменений в регистрационные документы.

Где ищете средства для модернизации, в каких проектах федерального масштаба заинтересованы?

Компания «Нижфарм» с 2005 г. является частью крупного международного концерна STADA, это дает возможность заимствовать средства внутри нашей Группы компаний. Кроме того, мы инвестируем и собственную прибыль в развитие производства и продуктового портфеля.

Последние несколько лет появился ряд государственных программ, направленных на поддержку локального производства. Есть субсидированные ставки и прямое финансирование проектов, в которых государство заинтересовано (например, по разработке новых препаратов или развитию экспортного потенциала).

Я пока не могу сказать, что мы являемся активным участником какой-то из программ. И не потому что у нас нет таких проектов - они есть. Но любые преференции связаны с преодолением множества бюрократических барьеров, и до недавнего времени нам было проще решать задачи модернизации за счет собственных средств.

В этом году мы решили принять участие в озвученных программах и сейчас готовим пакет документов для привлечения государства в качестве партнера по некоторым своим инвестиционным проектам.

Как и за счет чего изменились объемы реализации продукции компании за последние два года?

«Нижфарм» не останавливается в развитии, и в национальной валюте показатели компании стабильно растут. Показывать рост в непростых условиях нам позволяют несколько факторов. Во-первых, хочется верить, что мы правильно выстраиваем нашу рыночную стратегию. «Нижфарм» старается находить разумный баланс между сокращением издержек и повышением цены на препараты: по большому спектру продукции цена не растет вовсе. Здесь мы ориентируемся на покупательскую способность наших потребителей.

Второй фактор – органический. В настоящее время многие пациенты стали переключаться с дорогих оригинальных препаратов на доступные по цене  российские аналоги. Это дает нам определенные преимущества, поскольку продукция «Нижфарм» исторически отличалась невысокой ценой и качеством: с 2000 г. завод работает по международным стандартам качества, которые стали обязательными для российских производителей только 1,5 года назад.

Третий фактор – это развитие экспорта. За последние пять лет объем наших экспортных поставок увеличился в 2,4 раза в долларовом эквиваленте, сейчас это более 20% от общего объема производства «Нижфарм». Поскольку в основе своей выручка от экспортных поставок является валютной, сегодня это ощутимый вклад в прибыль компании.

Исследование крупнейших компаний Нижегородской области

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.