Без популяризации истории нельзя говорить о развитии города
В Нижнем Новгороде много объектов, которые можно назвать символами города. Это Кремль, Нижегородская ярмарка, монастыри, соборы, а также места, связанные с подвигом нижегородского ополчения.
Когда несколько лет назад я приехал в Нижний Новгород, то был очень удивлен обилию таких объектов. Любой из них при правильной «раскрутке» может стать брендом города. Исторический облик Нижнего Новгорода надо фактически воссоздавать заново. Проведенная реконструкция усадьбы Рукавишниковых – это замечательно. Но усадьба является одним из нескольких десятков или сотен зданий, которые требуют капитального ремонта.
По моему мнению, в этом году не очень активно продвигается идея 400-летия нижегородского ополчения. Это историческое событие, на котором любой город сделал бы пятилетний бюджет. Юбилейный год уже начался, но никаких заметных мероприятий проведено не было. Ополчение вышло из Нижнего Новгорода в феврале, а у нас не состоялось даже костюмированного шествия. Например, в некоторых городах Европы события «давно минувших дней» воспроизводятся ежегодно и толпы туристов съезжаются, чтобы увидеть их реконструкцию. Почему у нас этого не делается, я не знаю. Затраты, на мой взгляд, копеечные – воссоздать ополчение и назначить день, когда этот праздник будет отмечаться. Даже в Городце, по-моему, ежегодно организовываются исторические миниатюры. Но мы не должны забывать, что для Нижнего Новгорода праздником является не только и не столько 4 ноября, когда ополчение штурмом взяло центр Москвы, а все то время, когда нижегородское ополчение формировалось и выходило из Нижнего Новгорода – весна 1612 г.
Кроме того, в сентябре 2012 г. будет отмечаться 200-летие Бородинской битвы. Но Бородинская битва – это лишь эпизод войны 1812 г. Нижегородское ополчение не участвовало в войне на территории России, но, тем не менее, принимало участие в зарубежном походе русских войск против французов, и было распущено только в конце 1815 г. Это событие, с помощью которого тоже можно раскручивать туристический бизнес.
Вообще история Нижнего Новгорода богата на знаменательные события и на ее популяризации можно развить интерес к городу, как среди россиян, так и иностранцев. Конечно, свой отпечаток наложили закрытость города в советское время и отсутствие пропаганды истории. Поэтому многие нижегородцы не знают, чем город был раньше славен. Но, не помня и не уважая прошлое, очень сложно развиваться дальше, что бы мы здесь не построили.
Колонка написана специально для "Делового квартала"