Банки борются за успешных клиентов
Как говорил писатель Марк Твен, банкиры— это люди, которые одолжат вам зонтик в солнечную погоду, чтобы забрать его, как только начнется дождь. Если сравнить финансовый кризис с дождем, то на 2010
Выражение «В кризис выживают только сильнейшие» нижегородским банкам не подходит— в нашей области выжили все. В кризис не было отозвано ни одной лицензии, все 120 банков продолжают работать и в 2010 г. выходят на новый уровень конкурентной борьбы. Судя по стратегиям банков на текущий год, это будет схватка за платежеспособного клиента.
Вопреки пессимистичным ожиданиям и мрачным прогнозам отдельных финансовых аналитиков, прошедший 2009 г., оказался для нижегородской финансово-банковской системы достаточно спокойным и даже прибыльным. Так оценивает его руководитель Главного управления Центрального банка (ГУ ЦБ) РФ по Нижегородской области Станислав Спицын. Объем вкладов вырос - население несло деньги в банки. «Наши финансово-кредитные сработали хорошо, мы начали 2010 г. в том же составе, что и в 2009 г.»,— заявил г-н Спицын.
Нижегородские банкиры разделяют оптимизм главы ГУ ЦБ РФ. Управляющий «Уралсиба» Марк Фельдман и президент Саровбизнесбанка Ирина Алушкина отметили рост прибыли по результатаи года, сохранение и даже рост клиентской базы. ОАО «АКБ Саровбизнесбанк» успешно, с опережением графика, завершил процедуру финансового оздоровления одного из крупнейших банков региона— ЗАО «Нижегородпромстройбанк». Василий Лебедев, председатель правления Нижегородпромстройбанка, оценил 2009 г. как удачный: по состоянию на начало текущего года банк нарастил работающие активы на 26,7% (6,859 млрд. руб). По словам директора региональной дирекции BSGV по ПФО Олега Виндмана банк увеличил число корпоративных клиентов и нарастил портфель депозитов. Директор регионального центра Райффайзенбанка Александр Грицай назвал достижением ушедшего года рост пассивов кредитной организации. По словам г-на Грицая, банк не пересматривал стратегию развития в 2009 г. и продолжает предоставлять услуги физическим и юридическим лицам в полном объеме. Кроме того, в конце 2009 г. Райффайзенбанку удалось существенно снизить процентные ставки по ипотечным, потребительским и автокредитам.
И все же финансовый кризис внес коррективы в работу банков. Вице-президент ОАО «Альфа-Банк» Игорь Рожковский признал, что для успешного окончания и получения прибыли приходилось не только привлекать новых клиентов. «Мы занимались сокращением просроченной задолженности и сохранением клиентов, предлагая им актуальные и выгодные финансовые решения»,— рассказал г-н Рожковский. По его словам, в 2009 г. наметилась тенденция, которая актуальна и в наступившем году,— это усиление конкуренции в банковском секторе, связанное с возрастающей привлекательностью российского рынка для иностранных банков и с получением «длинных денег» госбанками.
Александр Шаронов, председатель правления НБД-Банка, отметил, что в 2009 г. особое внимание пришлось уделять тем клиентам, у которых возникали сложности с погашением кредита. «НБД-Банк не уменьшил свой кредитный портфель. Да, с некоторыми клиентами мы прошли кризисные моменты, но всегда находили взаимопонимание»,— подчеркнул г-н Шаронов. Заместитель председателя правления Верхне-Волжского Нефтебанка Олег Ямилов отметил, что в ушедшем году основные усилия банка были направлены на улучшение качества кредитного портфеля и хеджированию рисков на валютном и фондовом рынках. «Это и позволило завершить год с прибылью», - сообщил г-н Ямилов. Управляющий «Абсолют Банка» Андрей Шагалов уверен, что работа в кризисных условиях сделала нижегородские банки сильнее и подготовила их к жесткой конкурентной борьбе.
Новички не изменят расклад сил
Несмотря на плотность покрытия региона и финансовый кризис в Нижегородскую область зашли несколько новичков. В 2010 г. они планируют отщипнуть у нижегородских банков кусок клиентского пирога. Заместитель директора филиала КБ «Евротраст» Наталья Телепаева отметила, что начав с нуля, удалось сформировать клиентскую базу и заявить о себе с помощью ипотечного направления. Банк «Адмиралтейский», который тоже появился в регионе в кризис, вышел на рынок с новым, по мнению его управляющего Михаила Янышивского, продуктом— межрегиональной инкассацией. «Первый республиканский банк» планирует побороться на рынке кредитования», - поделилась планами его управляющая Галина Якимова.
Ветераны нижегородского финансового рынка признались, что от появления новых игроков у них тревоги не прибавляется. «При том количестве кредитных организаций, что работает сегодня в регионе, появление 2— 3 новых банков вряд ли серьезно изменит ситуацию на рынке. В большинстве банков достаточно высокий уровень обслуживания и схожий продуктовый портфель. Чтобы войти в рынок, новым филиалам иногородних банков необходимо заявить о себе, например, агрессивной рекламой или нетривиальной подачей существующего продукта. У клиента должен быть резон, чтобы прийти в новый банк»,— отметила Ирина Алушкина.
При этом старожилы рынка не намерены делиться. Управляющий «Уралсиба» Марк Фельдман выразил сомнение, что, например, межрегиональная инкассация является тем уникальным продуктом, который поможет увести клиентов. «Мы прокредитуем своего корпоративного клиента в хвост и гриву, а заодно и инкассацию предложим. А если не будут брать— отключим газ»,— пошутил он.
В приоритете малый и средний бизнес
Практически все крупнейшие банки региона заявили, что в текущем году будут наращивать кредитование малого и среднего бизнеса, который в структуре региональной экономики далеко не на самых сильных позициях. Это означает, что банки, имея средства на кредитование, будут бороться за право кредитовать успешные компании.
Как отметила президент Саровбизнесбанка Ирина Алушкина, в период кризиса рухнуло немало бизнес-колоссов на глиняных ногах, но есть и стабильно работающие компании, которые вели грамотную финансовую политику. «Именно за таких клиентов банки и вступают в острую конкурентную борьбу», — считает г-жа Алушкина.
«Это вечная дилемма банка— поиск хорошего клиента. Кому я бы с удовольствием дал кредит— в нем не нуждается, а некоторым просящим— никогда не дал бы денег»,— говорит Марк Фельдман. При этом он отмечает, что банки в России не имеют длинных денег, чтобы удовлетворить потребность бизнеса, который нуждается в средствах на срок 5— 10 лет. Банкир уверен, что необходимо работать над привлечением капиталов именно на долгий срок, чтобы иметь возможность кредитовать долгоиграющие проекты и не быть связанным по рукам и ногам. По словам г-на Фельдмана, нижегородские банки вынуждены жить по правилам «трех К»— концентрация, конкуренция, креатив.
НБД-Банк, специализирующийся на кредитовании малого и среднего бизнеса, планирует не просто сохранить кредитный портфель, но и нарастить его, в том числе и благодаря кредитованию других регионов. НБД-Банк и Российский банк развития подписали новое кредитное соглашение в рамках «Государственной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства». По данному соглашению НБД-Банк получает денежные средства в размере 45 млн руб. на 3 года для финансирования реального сектора экономики Пензенской и Кировской областей. «Малый и средний бизнес после кризиса поднимается первыми. Он как лакмусовая бумажка: если начал оживать, значит, идет оздоровление экономики»,— уверен Александр Шаронов.
Благодаря удешевлению стоимости ресурсов, связанному с понижением ставки рефинансирования ЦБ РФ и ставок по депозитам физических лиц, банки могут предлагать более выгодные условия кредитования. И, при условии дальнейшей стабилизации экономической ситуации, этот процесс будет набирать обороты, хотя и займет еще некоторое время. «В дальнейшем среди банков будет нарастать конкуренция за успешный малый и средний бизнес, и Нижегородпромстройбанк готов к этому. Мы предлагаем не только выгодные условия кредитования, но и старается оптимизировать общие расходы клиентов, связанные с получением и обслуживанием кредита, что приводит к снижению его конечной стоимости»,— рассказал председатель правления Василий Лебедев.
По словам Игоря Рожковского, Альфа-Банк утвердил новую кредитную политику, чтобы вступить в конкурентную борьбу. При оценке клиента банк учитывает устойчивость и доходность его бизнеса, а также использует качественные критерии оценки: положение на рынке, деловую репутацию, спрос на продукцию, отношения с государством. Кроме того, чем больше объем совместного бизнеса у клиента с банком, тем более выгодные условия кредитования ему предлагаются.
Олег Ямилов сообщил, что в текущем году банк будет решать задачи по диверсификации пассивной части баланса, сохранению темпов кредитования, а так же наращиванию операционных доходов.
Директор региональной дирекции BSGV по ПФО Олег Виндман отметил такую тенденцию: «При кредитовании осторожнее стали не только банки, но и сами клиенты, которые много думают, прежде чем взять кредит на осуществление проекта». Особенно это характерно для небольших предприятий. BSGV намерен работать не только с малым бизнесом, но и с VIP-клиентами, а также приготовил линейку новых продуктов.
Банки переупаковывают продукты
Новый продукт мог бы стать инструментом конкурентной борьбы, но, как говорят банкиры, в финансовой сфере все придумано до них. Поэтому банкам ничего не остается, как заниматься переупаковкой существующего набора услуг, играя ставками и сроками. Потребители, как частные, так и корпоративные, ждут снижения стоимости кредитов, а банкам пока непросто соответствовать таким ожиданиям.
«Нового уже ничего не придумать, и мы занимаемся актуализацией своего продукта. То есть по сути, это те же яйца, только в профиль»,— говорит Марк Фельдман. При этом он отмечает, что универсальность банка, который предложит полную линейку продуктов, поможет ему выстоять на тесном нижегородском рынке банковских услуг.
При этом финансовые аналитики склонны думать, что в период обостряющейся конкуренции универсальность банков может сыграть против них. Если же банк специализируется на определенной клиентской группе или на конкретном продукте, выстраивать стратегию и выживать в конкурентной борьбе гораздо проще.
Банк Barclays, пока зондирующий рынок в Нижегородской области, готов выйти с предложением нового для региона продукта — кэш-менеджментом. Нижегородские игроки выразили сомнение, что на такой сложный продукт в регионе найдется потребитель. Чтобы компания могла вкусить прелести и достоинства кэш-менеджмента, необходимо все активы держать в одном банке, а российская действительность такова, что компании зачастую работают с разными кредитными организациями и менять эту схему не готовы.
Юлия Сухонина Банковская система Нижегородской области в цифрах
Источник: Данные ЦБ РФ.
Как говорил писатель Марк Твен, банкиры— это люди, которые одолжат вам зонтик в солнечную погоду, чтобы забрать его, как только начнется дождь. Если сравнить финансовый кризис с дождем, то на 2010 г. обещано солнце— банки готовы предоставить кредитные зонтики, соревнуясь между собой в их расцветках и удобстве.
Вопреки пессимистичным ожиданиям и мрачным прогнозам отдельных финансовых аналитиков, прошедший 2009 г., оказался для нижегородской финансово-банковской системы достаточно спокойным и даже прибыльным. Так оценивает его руководитель Главного управления Центрального банка (ГУ ЦБ) РФ по Нижегородской области Станислав Спицын. Объем вкладов вырос - население несло деньги в банки. «Наши финансово-кредитные сработали хорошо, мы начали 2010 г. в том же составе, что и в 2009 г.»,— заявил г-н Спицын.
Нижегородские банкиры разделяют оптимизм главы ГУ ЦБ РФ. Управляющий «Уралсиба» Марк Фельдман и президент Саровбизнесбанка Ирина Алушкина отметили рост прибыли по результатаи года, сохранение и даже рост клиентской базы. ОАО «АКБ Саровбизнесбанк» успешно, с опережением графика, завершил процедуру финансового оздоровления одного из крупнейших банков региона— ЗАО «Нижегородпромстройбанк». Василий Лебедев, председатель правления Нижегородпромстройбанка, оценил 2009 г. как удачный: по состоянию на начало текущего года банк нарастил работающие активы на 26,7% (6,859 млрд. руб). По словам директора региональной дирекции BSGV по ПФО Олега Виндмана банк увеличил число корпоративных клиентов и нарастил портфель депозитов. Директор регионального центра Райффайзенбанка Александр Грицай назвал достижением ушедшего года рост пассивов кредитной организации. По словам г-на Грицая, банк не пересматривал стратегию развития в 2009 г. и продолжает предоставлять услуги физическим и юридическим лицам в полном объеме. Кроме того, в конце 2009 г. Райффайзенбанку удалось существенно снизить процентные ставки по ипотечным, потребительским и автокредитам.
И все же финансовый кризис внес коррективы в работу банков. Вице-президент ОАО «Альфа-Банк» Игорь Рожковский признал, что для успешного окончания и получения прибыли приходилось не только привлекать новых клиентов. «Мы занимались сокращением просроченной задолженности и сохранением клиентов, предлагая им актуальные и выгодные финансовые решения»,— рассказал г-н Рожковский. По его словам, в 2009 г. наметилась тенденция, которая актуальна и в наступившем году,— это усиление конкуренции в банковском секторе, связанное с возрастающей привлекательностью российского рынка для иностранных банков и с получением «длинных денег» госбанками.
Александр Шаронов, председатель правления НБД-Банка, отметил, что в 2009 г. особое внимание пришлось уделять тем клиентам, у которых возникали сложности с погашением кредита. «НБД-Банк не уменьшил свой кредитный портфель. Да, с некоторыми клиентами мы прошли кризисные моменты, но всегда находили взаимопонимание»,— подчеркнул г-н Шаронов. Заместитель председателя правления Верхне-Волжского Нефтебанка Олег Ямилов отметил, что в ушедшем году основные усилия банка были направлены на улучшение качества кредитного портфеля и хеджированию рисков на валютном и фондовом рынках. «Это и позволило завершить год с прибылью», - сообщил г-н Ямилов. Управляющий «Абсолют Банка» Андрей Шагалов уверен, что работа в кризисных условиях сделала нижегородские банки сильнее и подготовила их к жесткой конкурентной борьбе.
Новички не изменят расклад сил
Несмотря на плотность покрытия региона и финансовый кризис в Нижегородскую область зашли несколько новичков. В 2010 г. они планируют отщипнуть у нижегородских банков кусок клиентского пирога. Заместитель директора филиала КБ «Евротраст» Наталья Телепаева отметила, что начав с нуля, удалось сформировать клиентскую базу и заявить о себе с помощью ипотечного направления. Банк «Адмиралтейский», который тоже появился в регионе в кризис, вышел на рынок с новым, по мнению его управляющего Михаила Янышивского, продуктом— межрегиональной инкассацией. «Первый республиканский банк» планирует побороться на рынке кредитования», - поделилась планами его управляющая Галина Якимова.
Ветераны нижегородского финансового рынка признались, что от появления новых игроков у них тревоги не прибавляется. «При том количестве кредитных организаций, что работает сегодня в регионе, появление 2— 3 новых банков вряд ли серьезно изменит ситуацию на рынке. В большинстве банков достаточно высокий уровень обслуживания и схожий продуктовый портфель. Чтобы войти в рынок, новым филиалам иногородних банков необходимо заявить о себе, например, агрессивной рекламой или нетривиальной подачей существующего продукта. У клиента должен быть резон, чтобы прийти в новый банк»,— отметила Ирина Алушкина.
При этом старожилы рынка не намерены делиться. Управляющий «Уралсиба» Марк Фельдман выразил сомнение, что, например, межрегиональная инкассация является тем уникальным продуктом, который поможет увести клиентов. «Мы прокредитуем своего корпоративного клиента в хвост и гриву, а заодно и инкассацию предложим. А если не будут брать— отключим газ»,— пошутил он.
В приоритете малый и средний бизнес
Практически все крупнейшие банки региона заявили, что в текущем году будут наращивать кредитование малого и среднего бизнеса, который в структуре региональной экономики далеко не на самых сильных позициях. Это означает, что банки, имея средства на кредитование, будут бороться за право кредитовать успешные компании.
Как отметила президент Саровбизнесбанка Ирина Алушкина, в период кризиса рухнуло немало бизнес-колоссов на глиняных ногах, но есть и стабильно работающие компании, которые вели грамотную финансовую политику. «Именно за таких клиентов банки и вступают в острую конкурентную борьбу», — считает г-жа Алушкина.
«Это вечная дилемма банка— поиск хорошего клиента. Кому я бы с удовольствием дал кредит— в нем не нуждается, а некоторым просящим— никогда не дал бы денег»,— говорит Марк Фельдман. При этом он отмечает, что банки в России не имеют длинных денег, чтобы удовлетворить потребность бизнеса, который нуждается в средствах на срок 5— 10 лет. Банкир уверен, что необходимо работать над привлечением капиталов именно на долгий срок, чтобы иметь возможность кредитовать долгоиграющие проекты и не быть связанным по рукам и ногам. По словам г-на Фельдмана, нижегородские банки вынуждены жить по правилам «трех К»— концентрация, конкуренция, креатив.
НБД-Банк, специализирующийся на кредитовании малого и среднего бизнеса, планирует не просто сохранить кредитный портфель, но и нарастить его, в том числе и благодаря кредитованию других регионов. НБД-Банк и Российский банк развития подписали новое кредитное соглашение в рамках «Государственной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства». По данному соглашению НБД-Банк получает денежные средства в размере 45 млн руб. на 3 года для финансирования реального сектора экономики Пензенской и Кировской областей. «Малый и средний бизнес после кризиса поднимается первыми. Он как лакмусовая бумажка: если начал оживать, значит, идет оздоровление экономики»,— уверен Александр Шаронов.
Благодаря удешевлению стоимости ресурсов, связанному с понижением ставки рефинансирования ЦБ РФ и ставок по депозитам физических лиц, банки могут предлагать более выгодные условия кредитования. И, при условии дальнейшей стабилизации экономической ситуации, этот процесс будет набирать обороты, хотя и займет еще некоторое время. «В дальнейшем среди банков будет нарастать конкуренция за успешный малый и средний бизнес, и Нижегородпромстройбанк готов к этому. Мы предлагаем не только выгодные условия кредитования, но и старается оптимизировать общие расходы клиентов, связанные с получением и обслуживанием кредита, что приводит к снижению его конечной стоимости»,— рассказал председатель правления Василий Лебедев.
По словам Игоря Рожковского, Альфа-Банк утвердил новую кредитную политику, чтобы вступить в конкурентную борьбу. При оценке клиента банк учитывает устойчивость и доходность его бизнеса, а также использует качественные критерии оценки: положение на рынке, деловую репутацию, спрос на продукцию, отношения с государством. Кроме того, чем больше объем совместного бизнеса у клиента с банком, тем более выгодные условия кредитования ему предлагаются.
Олег Ямилов сообщил, что в текущем году банк будет решать задачи по диверсификации пассивной части баланса, сохранению темпов кредитования, а так же наращиванию операционных доходов.
Директор региональной дирекции BSGV по ПФО Олег Виндман отметил такую тенденцию: «При кредитовании осторожнее стали не только банки, но и сами клиенты, которые много думают, прежде чем взять кредит на осуществление проекта». Особенно это характерно для небольших предприятий. BSGV намерен работать не только с малым бизнесом, но и с VIP-клиентами, а также приготовил линейку новых продуктов.
Банки переупаковывают продукты
Новый продукт мог бы стать инструментом конкурентной борьбы, но, как говорят банкиры, в финансовой сфере все придумано до них. Поэтому банкам ничего не остается, как заниматься переупаковкой существующего набора услуг, играя ставками и сроками. Потребители, как частные, так и корпоративные, ждут снижения стоимости кредитов, а банкам пока непросто соответствовать таким ожиданиям.
«Нового уже ничего не придумать, и мы занимаемся актуализацией своего продукта. То есть по сути, это те же яйца, только в профиль»,— говорит Марк Фельдман. При этом он отмечает, что универсальность банка, который предложит полную линейку продуктов, поможет ему выстоять на тесном нижегородском рынке банковских услуг.
При этом финансовые аналитики склонны думать, что в период обостряющейся конкуренции универсальность банков может сыграть против них. Если же банк специализируется на определенной клиентской группе или на конкретном продукте, выстраивать стратегию и выживать в конкурентной борьбе гораздо проще.
Банк Barclays, пока зондирующий рынок в Нижегородской области, готов выйти с предложением нового для региона продукта — кэш-менеджментом. Нижегородские игроки выразили сомнение, что на такой сложный продукт в регионе найдется потребитель. Чтобы компания могла вкусить прелести и достоинства кэш-менеджмента, необходимо все активы держать в одном банке, а российская действительность такова, что компании зачастую работают с разными кредитными организациями и менять эту схему не готовы.
Юлия Сухонина Банковская система Нижегородской области в цифрах
16 местных банков |
115 филиалов федеральных банков |
843 млрд руб совокупная валюта баланса по итогам 2009 года (рост на 23%) |
235 млрд руб объем привлеченных средств (рост на 22%) |
300 млрд руб общий кредитный портфель |
Источник: Данные ЦБ РФ.