Автомобильный рынок: сокращать издержки или формировать спрос

эксперты Сергей Белтихин владелец ООО «ИнвестАвто» Сергей Звонилов директор по постпродажному обслуживанию ООО «Арлан-Мон» Андрей Малышев заместитель генерального директора филиала BSGV в Нижнем Но

Больше всего от кризиса пострадал сегмент бюджетных автомобилей: по некоторым маркам продажи сократились на 90%. Представители премиум-сегмента в свою очередь заявляют о росте продаж, однако утверждают, что маржа все же уменьшается. В условиях упавшего спроса все нижегородские автодилеры распродают остатки машин 2008 г. выпуска. В то же время неплохой доход им приносит сервисное обслуживание проданных ранее автомобилей. Перспективу развития участники рынка видят в увеличении доходов от сервисных центров и развитии направления продаж подержанных авто.

эксперты
Сергей Белтихин
владелец ООО «ИнвестАвто»
Сергей Звонилов
директор по постпродажному обслуживанию ООО «Арлан-Мон»
Андрей Малышев
заместитель генерального директора филиала BSGV в Нижнем Новгороде
Дмитрий Мешков
руководитель отдела маркетинга ООО «АвтоКлаус Центр»
Алексей Разиков
директор автоцентра Hyundai компании «БЦР — Автоком»
Елена Халиева
директор ООО «Автомобили Баварии»

Когда дилеры продадут остатки машин 2008 г. выпуска?
Как дилеры выстраивают отношения с поставщиками?
За счет чего растет премиум-сегмент?
Каков потенциал рынка подержанных авто?

Очереди на иномарки, ставшие привычными для покупателей и дилеров в последнее время, исчезли в конце прошлого года. Сегодня продавцы отгрузят клиенту ту машину, на которую он ткнет пальцем, дадут скидку, подарочек и будут рады. «Автомобильный рынок превратился в рынок покупателя», — констатирует директор автоцентра Hyundai компании «БЦР — Автоком» Алексей Разиков.

Автомобилей 2008 г. хватит до конца лета

Участники Дискуссионного клуба «Делового квартала» едины во мнении: лучшего времени для приобретения автомобиля, чем II–III квартал текущего года, в обозримом будущем не предвидится. «Покупать машину нужно тогда, когда есть деньги. Если они есть сейчас, то имеет смысл поторопиться — пока дилеры предлагают скидки, специальные программы, в том числе и финансовые. Дальше будет только дороже: как само авто, так и запчасти к нему», — уверен владелец ООО «ИнвестАвто» Сергей Белтихин. «У нас приличные остатки автомобилей Hyundai 2008 г. Я не могу влезть в глубокую экономику концерна, но дилерам производитель говорит, что распродает прошлогодние остатки в убыток себе. Модельный ряд 2009 г. будет значительно дороже», — добавляет г-н Разиков.

Как рассказала Елена Халиева, директор ООО «Автомобили Баварии», запаса прошлогодних автомобилей хватит еще примерно на четыре месяца: «Статистика продаж показывает, что доля автомобилей 2008 г. составляет 75% от ежемесячного объема продаж. Они продаются по курсу 30–36 руб. за евро в зависимости от модели. На 2009 г. курс был установлен сначала 45 руб., а потом снижен до 40».

Премиум-бренды падения продаж не заметили

По словам заместителя генерального директора филиала BSGV в Нижнем Новгороде Андрея Малышева, в первом квартале 2009 г. продажи у дилеров упали в среднем на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Автодилеры согласились с данными банкира. Сергей Звонилов, директор по постпродажному обслуживанию ООО «Арлан-Мон»: «В конце прошлого года спрос на автомобили Renault упал на 30–40%».

Однако эксперты считают, что усредненный показатель спада спроса и продаж нельзя назвать репрезентативным. Сегментация зарубежных моделей на эконом, мидл и премиум дает более полную картину. Так, автосалон «Автомобили Баварии» (BMW) с января по апрель 2008 г. продал 44 автомобиля, а за тот же период текущего года — 60. По словам Дмитрия Мешкова, руководителя отдела маркетинга ООО «АвтоКлаус Центр», по марке Volkswagen, которая стоит на границе премиум-сегмента, спада продаж также не было. «Целевая аудитория нашего банка применительно к автокредитам — это покупатели премиум-марок, и я не могу сказать, что их стало меньше», — подытожил г-н Малышев.

Намного сильнее кризис сказался на эконом-сегменте, считают участники Дискуссионного клуба. Однако перед тем, как прийти к такому выводу, они долго не могли высчитать границы этого сегмента. Дмитрий Мешков определил верх­нюю планку бюджетных автомобилей в 600 тыс. руб. По мнению Сергея Белтихина, эконом-сегмент в последнее время расширился. «За 500–600 тыс. руб. практически невозможно купить машину. Планка давно поднялась и приближается к 800 тыс. руб.», — уверен г-н Белтихин. Это мнение сильно удивило как участвующих в Дискуссионном клубе представителей компаний Renault и Hyundai, так и гостей мероприятия. Из зала послышалось: «Господа, какие 600–800?! Есть же прекрасные Logan, Accent, они в два раза дешевле». «Это не эконом, это низший сегмент», — невозмутимо парировал владелец «ИнвестАвто».

Порядком повеселив гостей меро­приятия и наконец-то разобравшись с сегментацией, эксперты констатировали: продажи эконом-класса упали на 90%. Именно такой спад констатировали Алексей Разиков применительно к продукции ТагАЗа и Сергей Белтихин — по Daewoo.

Дилеры будут расширять продажи подержанных авто

Участники Дискуссионного клуба признаются: когда продажи автомобилей росли, а спрос был ажиотажным, развивать направление подержанных авто никто не думал. Трейд-ин существовал в первую очередь как инструмент повышения лояльности клиентов и для продажи новых автомобилей.

По словам Алексея Разикова, в апреле вступил в силу закон, который позволяет «правильно» торговать подержанными автомобилями. «Мы можем принять их на баланс и продавать без двойного НДС. Этот закон поможет совершить своего рода революцию в продажах подержанных авто. Государство первый шаг сделало, теперь слово за нами», — уверен г-н Разиков. Как рассказал Сергей Белтихин, до кризиса его компания неспешно развивала трейд-ин: «Сейчас же интерес к вторичному рынку растет, за меньшие деньги клиенты хотят приобрести более престижный автомобиль. Покупка подержанного авто в салоне сопровождается всеми необходимыми сервисами: машина пробита по таможне, дилер предоставляет гарантию. Дмитрий Мешков отметил, что вторичный рынок остается «тяжелой темой» для автосалонов: «Можно либо пристально смотреть каждый автомобиль — это затратно, либо, действительно, рассматривать трейд-ин только как средство продажи нового авто. В любом случае говорить о больших заработках не приходится. К тому же если новые автомобили для нас — это товарный кредит, то машины б/у — это наши замороженные деньги». Андрей Малышев: «Кредитование подержанных авто есть. В то же время любая подержанная машина для банка — кот в мешке, неясна ликвидность такого залога. Поэтому есть ограничения по срокам и по количеству владельцев».

В завершение мероприятия участники сошлись во мнении: несмотря на то, что время неуверенного поведения покупателей еще не прошло, намечается период стабилизации спроса. О потеплении на рынке говорят и представители банковского сообщества. В BSGV, к примеру, с 25 мая минимальная ставка по автокредитам снижена на 1% и составляет 17% годовых в рублях.

Эксперты склоняются к тому, что если цены вырастут столь значительно, как это прогнозируется сейчас, и спрос снова нач­нет падать, то дилеры будут вынуждены увеличивать скидки. Г-н Мешков: «Большинство дилеров живет мечтой: все вернется на докризисный уровень. Не вернется. Очевидно, что рано или поздно мы придем к европейской модели продаж. Если сейчас есть примеры, когда прибыль от продаж и сервиса делится в соотношении 30/70%, то следующий шаг — 0% от продаж новых автомобилей. Продажи станут маркетинговым ходом для привлечения клиента на сервис».

мнение
Премиум-сегмент в новых условиях работает стабильно

 
Елена Халиева
директор ООО «Автомобили Баварии» 

«В I квартале 2009 г. падения продаж относительно аналогичного периода прошлого года не было. Однако маржинальная составляющая, к сожалению, уменьшилась. При этом, если посмотреть микс продаж, то они равномерно распределены по всему модельному ряду. Традиционно высокий уровень продаж показывают внедорожники. При этом продаются как автомобили 2008 г., так и произведенные в этом году. Доля последних составляет 25%.
Стабильно работает сервисный центр: обслуживание, продажа запчастей, элементов тюнинга и допоборудования — сегодня это 70% дохода автоцентра.
Несмотря на устойчивые продажи и полную загрузку сервис-центра, мы также адаптируемся к новым условиям работы. Так, совместно с BMW уже разрабатывается целая программа по продаже подержанных автомобилей — BMW Premium Selection».
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.