«Если найдется решение с сырьем, это будет реальный прорыв»
«Целлюлозы и суперабсорбента на российском рынке на сегодняшний день просто нет. И в ближайшее время эти материалы не появятся».
В настоящее время с рынка предметов женской и детской гигиены одни зарубежные производители уходят, другие заявили о повышении цены за свою продукцию на 40%. На фоне текущих событий компания-производитель средств гигиены «Хайджин текнолоджиз», один из заводов которой находится в Нижнем Новгороде, за месяц увеличила объем реализации и выпуска продукции в три раза.
СПРАВКА
На российском рынке компания работает более 10 лет, еще один ее завод (ООО «Драйлок Текнолоджиз») находится в особой экономической зоне «Алабуга» в городе Елабуга, республика Татарстан.
Коммерческий директор ООО «Хайджин текнолоджиз» Наталья Зайцева ответила на вопросы NN.DK.RU о том, сможет ли предприятие занять освободившуюся нишу на рынке средств личной гигиены, насколько выросли цены, а также рассказала о сложностях, с которыми сейчас приходится сталкиваться производителями этой продукции.
Наталья, можно ли говорить о том, что настало «ваше время»?
— Еще пару недель назад я бы сказала, что да, наконец-то наступило наше время. Но в связи с тем, что ситуация меняется каждый день, мы сталкиваемся с определенными трудностями. Если найдется решение с сырьем, это будет реальный прорыв. Сейчас мы очень надеемся на помощь минпромторга: что ведомство поможет нам найти взаимные интересы с локальными производителями сырья и как-то ускорить именно полную локализацию по целлюлозе и суперабсорбенту.
То есть сейчас основная проблема в поставках сырья? Возможны ли заказы материалов у российских производителей?
— Мы сейчас действительно работаем в режиме 24/7, у нас есть производственные возможности. Но ситуация с сырьем меняется каждый день. На сегодняшний день материалы, которые используются в производстве, по большей части импортные. Конечно, мы готовы и рады тестировать все, что производят в России, но некоторых материалов на сегодняшний день просто нет, и в ближайшей перспективе они на российском рынке не появятся.
Речь идет о целлюлозе и суперабсорбенте — основных компонентах, которые впитывают жидкость. Эти материалы в России не производятся. И, самое главное, от кризиса к кризису мы пытаемся сотрудничать с другими компаниями, производящими аналогичную продукцию.
Так, например, есть целлюлозно-бумажный комбинат, который мы неоднократно просили выделить производство целлюлозы для гигиенической продукции как отдельное направление. Целлюлозу-то они производят, но не такую, какая нужна нам. Хотя, теоретически, производить такой материал возможность у подобных заводов есть — нужны только доработки. Но никто этого делать не хочет - им, например, выгоднее поставлять картон на экспорт. У них есть собственные интересы, примерно так они нам об этом говорят. При этом в России наш завод не единственный — есть ряд производств, готовых потреблять, и объемы потребления очень большие.
С обслуживаем оборудования у предприятия, к счастью, проблем нет. Несмотря на то, что все оно европейского производства, уже давно существуют запчасти, которые изготавливаются в России и Китае. Кроме того, все оборудование новое, а наши специалисты — очень высокого уровня.
Мы — единственный завод в холдинге, который во время пандемии запустил две линии без участия иностранных специалистов (завода-производителя). Тогда к нам не смогли приехать итальянцы, и мы сделали все сами в более короткие сроки.
Удается ли «Хайджин текнолоджиз» в сложившейся ситуации сдерживать цены на товары?
— Весной 2022 г. цены выросли практически на все виды нашей продукции порядка на 30%. Это связано с тем, что существенно изменились логистика и стоимость сырья. Я не говорю о той ситуации, в которой мы, как и многие российские производители самых разных отраслей оказались.
Во-первых, наши западные партнеры перевели нас на предоплату, во-вторых — заставили одномоментно погасить всю текущую задолженность, которая у нас была. Эта ситуация пришлась на самый тяжелый период, когда курс валюты был очень высоким. Мы даже получили еще не все закупленное сырье (некоторые виды идут по 2 месяца), которое оплатили по тому курсу. В итоге компания получила сильнейший финансовый удар, а для потребителя она была вынуждена транслировать его физическим ростом цен.
В текущей ситуации европейские и американские рынки имеют существенный рост цен на энергоносители, и у них у самих растут цены на сырье, которое они нам пока еще поставляют. Таким образом, отказ от закупки российских газа и нефти привел к росту цен и как на западном, так и на внутреннем рынках.
И все же, вы планируете расширять свой ассортимент? Какие позиции в нем сейчас наиболее актуальны у покупателей?
— В марте и начале апреля наибольшим спросом пользуются средства женской личной гигиены (прокладки) и детской гигиены (подгузники и подгузники-трусики). Это максимально растущие виды продукции, другие позиции остались статичными. Вообще, у нас очень широкий ассортимент товаров, в него входят: средства женской гигиены, одноразовые впитывающие пеленки для взрослых и детей (часть продукции мы поставляем на государственные тендеры как средства реабилитации для граждан с инвалидностью), а также подгузники для детей и взрослых.
В этом году мы ожидаем новую линию в Нижнем Новгороде — линию прокладок в индивидуальной упаковке.
Поставляется ли ваша продукция на экспорт?
— «Хайджин текнолоджиз» поставляло порядка 30% своей продукции на экспорт в Италию, Германию и Великобританию. До марта 2022 г. мы отправили всего несколько фур, но ввиду того, что внутреннему рынку понадобились дополнительные объемы, мы просто переключились на него. С апреля-мая были планы возобновить экспортные варианты, но после ввода пятого пакета санкций в отношении РФ, запрещающего вывоз товара российским транспортом, этот вопрос остался пока нерешенным. С другой стороны, спрос на российском рынке также не уменьшился, поэтому мы пока производим продукцию на внутренний рынок.
Какой рост объемов производства вы прогнозируете в 2022 г.? Планируете ли увеличивать штат сотрудников?
— Мы однозначно прогнозируем рост производства в 2022 г. — это подтверждают наши партнеры. Российский ритейл (крупнейшие федеральные сети — X5, «Магнит», «Лента», «Ашан», «О`кей») заявляет о том, что будет замещение брендов на частную марку – ту продукцию, которую мы производим.
Мы ожидаем рост примерно в два раза относительно средних объемов производства, которые у нас были до марта текущего года. Если по подгузникам было 20 млн шт. в месяц, то сейчас ожидаем минимум 40 млн шт., по прокладкам — было 40 млн, а станет около 80 млн шт.
Штат мы увеличиваем, готовы его прирастить еще на 20-30% — на нижегородском заводе сейчас работает 300 чел., и мы готовы взять еще 100 новых сотрудников.
Тем не менее, говорить о росте доходов предприятия сейчас сомнительно. Скорее всего, у нас вырастут только выручка и обороты. Наши расходы растут ежедневно, мы их не всегда успеваем подсчитывать. При этом мы не можем все сразу переложить на потребителя, как сделали некоторые компании — кто-то поднял цены на 40-47%. Мы же подняли цены только на 30%, а 15% взяли на себя.
Смогут ли российские производители средств гигиены занять лидирующие позиции на российском рынке?
— Чисто российских производителей средств гигиены у нас совсем немного. Если говорить о том, кто локализован в стране, но входит в какие-то международные холдинги или имеет иностранных собственников – их в России как минимум пять. Наши собственники тоже иностранные, но они никогда не собирались уходить с российского рынка и оказывают нам поддержку по мере возможности. Если будет сырье, а пока у наших чисто российских производителей все очень нестабильно с точки зрения поставок сырья, мы сможем занять освободившуюся нишу на рынке средств гигиены.