«Ориентируемся на Россию». Как обстоят дела с экспортом ПВХ в Нижегородской области
Крупнейший нижегородский производитель поливинилхлорида и каустической соды — ООО «РусВинил» — поставляет их не только на российский рынок, но и за рубеж. Как пандемия сказалась на этом рынке.
За девять месяцев 2021 г. экспорт Нижегородской области вырос на 38% и достиг $4,4 млрд. Основное увеличение произошло за счет несырьевого неэнергетического экспорта, который составил $3,3 млрд. На сегодняшний день регион сотрудничает почти со 130 странами, а крупнейшими партнерами являются Белоруссия, Бангладеш, Нидерланды, Польша, Казахстан.
Для сравнения: за тот же период экспорт России вырос на 41,4% и составил $343,8 млрд. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 86,8%, на страны СНГ — 13,2%.
Одним из крупных экспортеров в Нижегородской области является ООО «РусВинил». Генеральный директор компании Гюнтер Надольны рассказал NN.DK.RU, как обстоят дела с экспортом на предприятии и как сказалась пандемии на поставке продукции.
При открытии завода «РусВинил» одной из задач было заместить импорт ПВХ, который поступал в Россию до 2012 г. примерно в объеме 300-400 тыс. тонн в год. Сейчас предприятие может производить 350 тыс. тонн ПВХ в год. Большая часть выпускаемой продукции отгружается на российский рынок. Соответственно, экспортные возможности зависят от потребностей внутреннего рынка, — отметил г-н Гюнтер Надольны.
Об экспорте во время пандемии
В 2020 г. компания экспортировала 80 тыс. тонн ПВХ. Продукция в основном поставлялась в страны Прибалтики, Белоруссию и Турцию, а также в Индию, Марокко, Азербайджан, Польшу, Сербию.
Все более привлекательным становится европейский рынок. В 2021 г. вырос экспорт в Польшу, Латвию, Литву и другие страны Прибалтики. Поставок ПВХ Индию в этом году практически не было. Это связано с ограничениями, обусловленными пандемией коронавируса в этой стране, — говорит Гюнтер Надольны.
Вообще, пандемия серьезно скорректировала работу экспортеров — с каждой страной приходится выстраивать свою стратегию: где-то вводится полный локдаун, и поставки закрываются вовсе, а где-то есть ситуация менее критичная, и экспорт по этим направлениям возможен.
Именно из-за пандемии в этом году мы мало экспортировали в Индию, — объясняет г-н Надольны. — Эта страна сильно пострадала от пандемии COVID-19, многие рынки там значительно сократились. Но развивали сотрудничество с другими странами. Например, в Польше и странах Прибалтики ситуация была более стабильной.
«РусВинил» поставляет ПВХ за рубеж на спотовой основе, а не на контрактной. То есть в компании ежемесячно принимается решение об объеме поставок за рубеж.
В текущем году объем экспорта будет ниже прошлогодних показателей из-за растущего спроса на продукцию на российском рынке. ПВХ в большей степени используется в строительной сфере, которая в этом году показывает хорошую динамику, — отметил Гюнтер Надольны.
Кроме того, «РусВинил» на экспорт отправляет каустическую соду. В 2020 г. ее в основном поставляли в Финляндию. Общий объем продаж за рубеж составил 80 тыс. тонн. По предварительным прогнозам, в текущем году объемы экспорта каустика также будет меньше, чем в прошлом году.
О конкуренции и успехе
Во многом долю производителя-экспортера определяет логистика — чем лучше местоположение и удобнее транспортная инфраструктура, тем успешнее бизнес. Зачастую в Европу поставлять товар выгоднее из России, чем, скажем, из Китая — в этой стране задержки случаются очень часто.
Второй фактор успеха — качество продукции. Если оно соответствует мировым стандартам, то при правильно маркетинговой стратегии продукт может претендовать на то, чтобы заместить местные аналоги. Потребитель должен быть уверен, что ваша продукция соответствует тому качеству, к которому он привык, — подчеркивает Гюнтер Надольны. — А мы стараемся превосходить ожидания клиента.
О планах
Основная задача ближайшего будущего для «РусВинила» — увеличение продаж на российском рынке и сохранение стабильных объемов для поставки продукции на экспорт. Гюнтер Надольны также рассказал о Центре развития ПВХ, подготовку которого компания завершает в этом году:
Оборудование новой R&D площадки позволит нам расширить сервисы для наших клиентов по запуску новых проектов и оптимизации существующих, в частности по разработке или адаптации рецептур и режимов переработки ПВХ, новых продуктов под требования конкретного клиента.
— Значительно увеличивать объемы экспорта мы не планируем, поскольку ориентируемся в первую очередь на Россию, но будем уделять больше внимания европейскому экспорту, — в заключении добавил Гюнтер Надольны.
СПРАВКА
Ранее NN.DK.RU представил тройки претендентов на премию «Человек года — 2021» в номинациях «Экспортер года» и «Женщина-предприниматель».