«Продажа компании — это как на рыбалке вытащить щуку гигантского размера»
«Еще в 2013 году своим партнерам я формулировал задачу так: мы растим компанию, но это не становится нашим домашним бизнесом, наша цель — венчурный выход»
Алексей Мяков первые подробно рассказал о том, как шел к этой сделке и поделился с DK.NN.RU информацией о том, как монетизировать знания и опыт.
Алексей, как в IT- сфере добиться успеха и создать компанию, которую купит Intel?
— Я считаю, что самое главное — это хорошее образование. Я учился в университете Лобачевского. Исторически, по образованию, я физик. Физикой занимался достаточно долго и, на мой взгляд, успешно. Моим научным руководителем был Сергеев Александр Михайлович Сергеев, который сейчас является президентом РАН. Мне повезло с учителями фантастически!
Институт прикладной физики — моя альма матер. Это уникальное место не только в Нижнем Новгороде, но и во всем мире. Я считаю, что учиться нужно у лучших, а дальше все зависит от сочетания везения и бесстрашия.
Я ушел из физики в 2006 году. Пошел в компанию «MERA» (сейчас «Orion Innovation» — прим. ред.), и с нуля занимался там развитием бизнеса. Отработал там 8 лет: начал с должности директора по развитию бизнеса, потом стал президентом по развитию бизнеса. Но, возвращаясь к историческим интересностям, в 2013 г. я перешел в Itseez Inc., куда меня позвал мой друг Виктор Ерухимов, с кем мы учились в «Высшей школе общей и прикладной физики» (базовый факультет Института прикладной физики университета Лобачевского — прим. ред.).
Еще одно подтверждение, что в жизни очень многое определяет окружение?
— Люди, с которыми учишься, многое определяют в жизни. Витя меня позвал, и я ушел из компании, в которой работали 1000 человек, в компанию, где на тот момент было только 30 сотрудников. Потом мы в течение трех лет вырастили компанию, которая стала больше в три раза и продали ее Intel.
В IT-сфере подобное часто случается?
— Продажа компании для совладельца — это мечта! По сути, это является единственным мерилом успеха. Это как на рыбалке вытащить щуку гигантского размера. Сделать хороший выход — это здорово!
Когда вы задумали продать компанию Itseez Inc.? Вы пришли туда уже с этой целью?
— Я по духу человек венчурный (англ. venture — связанный с риском — прим.ред.), поэтому я шел с такой целью и своим партнерам формулировал задачи именно таким образом: мы растим компанию, но это не становится нашим домашним бизнесом, наша цель — венчурный выход. Я так говорил еще в 2013 г.
В компании Itseez Inc. вы занимались разработкой технологий компьютерного зрения. В тот момент у вас были конкуренты?
— Мы были в некотором смысле уникальны. В городе точно никого не было, кто бы так плотно занимался этой темой. В стране были, может быть, одна или две команды. В мире, несомненно, конкуренты были.
Почему вы занялись именно этим направлением?
— Компьютерное зрение — это огромные перспективы. Мы должны научить компьютер воспринимать мир вокруг, видеть объекты и их взаимоотношения. Наш мозг так устроен, что мы делаем это постоянно, не задумываясь, а компьютер этому надо научить.
Я, например, вижу вас, вижу, во что вы одеты, что написано на бейдже, но для компьютера это всего лишь матрица разноцветных пикселей, а чтобы выделить вас на фоне стены, нужно что-то сделать. Кстати, этим мы и продолжаем заниматься в Intel.
Где эти технологии используются?
— Да практически везде. Например, в вашем телефоне есть самая базовая функция компьютерного зрения — детекция лиц.
Сейчас активно развивается искусственный интеллект в медицине. В прошлом году натренировали сеть, которая по КТ-изображениям легких может сказать есть у человека covid или нет. Есть сети глубокого облучения, которые, например, ищут опухоли в мозге или в легких человека на МРТ или КТ изображениях.
В камерах, которые измеряют скорость, тоже применяются технологии компьютерного зрения для определения номера автомобиля.
Сейчас это направление получило просто взрывное развитие, а началось все девять лет назад в 2012 году, именно в компьютерном зрении, когда была представлена первая сетка глубокого обучения AlexNet.
Эта была ваша идея или компаньонов?
— Компаньоны создали компанию в 2006 г., когда я еще трудился в «MERA». Я последним присоединился к ним. Я знал, чем они занимались, но не думал к ним переходить. Только в 2012 г., когда мы встретились на мобильном конгрессе в Барселоне, начали уже более или менее предметно говорить. К концу 2013 г. решение сформировалось, и я перешел в Itseez.
Чем вы сейчас занимаетесь в Intel?
— После сделки в 2016 г. я возглавлял подразделение, которое занималось компьютерным зрением. На прошлой неделе меня назначили генеральным директором по исследованиям и разработкам Intel в России. Поэтому сейчас я будут отвечать за все разработки Intel в России.
И, конечно, не могу не задать вопрос о сумме сделки. Сколько Intel заплатила за вашу компанию?
— Не скажу. У меня пожизненное соглашение о конфиденциальности этой информации.
Но Intel не пришлось уговаривать?
— Нет. Это же процесс. Если вам приходится уговаривать кого-то вас купить — это неправильная позиция. Тот, кто вас покупает, должен уговаривать вас продать.
Кстати, ранее NN.DK.RU пообщался с директорами нижегородских IT-компаний, чтобы узнать, как они относятся к инициативе создания на ул. Ильинской IT-кластера. Как выяснилось, идею поддерживают не все.