«Моцарт тоже писал на заказ. А люди платят за подписку Spotify». Как заработать на музыке
«Как настоящий предприниматель, я начал думать о захвате мира, открывал все новые проекты. Итого: 3,5 млн руб. долгов». Александр Мазур — о создании студий звукозаписи и ошибках в бизнесе.
Десять лет назад в одном из бизнес-центров Нижнего Новгорода Александр Мазур открыл репетиционную точку. Сегодня в его активе две звукозаписывающие студии в Москве и Нижнем Новгороде. О том, как построить бизнес на любви к музыке, он рассказал NN.DK.RU.
«Это вы помогаете точку G найти?»
Музыкой я увлекался всегда, а желание зарабатывать деньги любимым делом до сих пор кажется мне абсолютно естественным.
Первое, что пришло в голову — открыть репетиционную точку, которая в дальнейшем могла бы стать студией звукозаписи. Только я не хотел, что бы это было в гараже или на складе. Поэтому подобрал помещение в бизнес-центре «Лондон» на Ошарской. На все поиски ушло пару дней, а нижегородская студия уже 10 лет работает по этому адресу.
Вот с названием пришлось повозиться. Остановились на «Репетиционная точка G». Слоган тоже подходящий придумали «репетиционная точка G — найти не так сложно». Здание не на красной линии находится, иногда нужно и поискать... ну вы понимаете.
Среди знакомых музыкантов информация разлетелась быстро. В Нижнем Новгороде о нас все узнали. Помню, распечатали листовки, завалили ими Покровку и площадь Горького. Стали получать звонки, реально много звонков. Хихикающие девочки спрашивали: «Это вы помогаете точку G найти?» — и бросали трубки. В дальнейшем мы переименовались в GRecords в память о первом названии.
На тот момент всех инвестиций было 350 тыс., все ушло на аппарат и ремонт помещения. Когда пришла репетировать первая группа, я выдохнул: ну, слава богу, все работает. В тот же момент сгорела мониторная линия (акустическая система — ред.).
Первые два года были такими: постоянно решаешь какие-то проблемы. Хотя сейчас по сути тоже самое. Только задачи другого уровня и относишься ко всему спокойнее.
«Мое ЧСВ росло пропорционально количеству проектов»
Примерно через полгода я подумал: «Вообще, здорово, все работает». И, как настоящий предприниматель, начал думать о захвате мира.
Один мой знакомый занимался фотографией, и я предложил ему открыть фотостудию: «...а назовём GPhoto». Мы нашли помещение, купили оборудование, открылись. Правда, занимались тем, в чем я совсем не разбирался. В итоге фотостудия проработала три или четыре месяца.
Параллельно открыл что-то вроде магазина музыкальных инструментов - GStore. Возили гитары для музыкантов из Америки через EBay и Shopotam.
Была еще вторая студия в Нижнем Новгороде, на Нартова. Отличное помещение высоченные потолки, много места. Но постоянные неполадки с заземлением и отоплением. Иногда звукорежиссерам буквально в куртках приходилось работать. Но барабаны звучали там отлично.
Таких стартапов я запустил много, и мое ЧСВ росло пропорционально количеству этих проектов. Но у меня не хватало людей, собственных знаний и навыков, чтобы этим управлять.
Вторая проблема заключалась в том, что я совсем не умел распоряжаться деньгами.
Покупал оборудование, открывал новые проекты, устраивал вечеринки. Потом нужно было расплатиться с подрядчиками, заплатить налоги. Деньги быстро кончались, и вновь надо было налегать на продажи. И так по кругу.
Через пару лет такой работы у меня скопился долг, стало некомфортно жить. И я даже не знал, сколько именно денег должен. Я начал считать, в список попало абсолютно все, даже какая-то мелочь до 100 руб. Итог был такой: 2,5 млн руб. долг компании и 1 млн — мой личный.
Мне понадобилось много времени, чтобы закрыть лишние проекты и понять, что деньги должны распределяться по фондам. Необходимо создать такие условия, при которых с налогового счета нельзя оплатить операционные расходы, а со счета кредиторской задолженности сложно сделать выплаты учредителям.
«У всех была изоляция, а у нас — звукоизоляция»
Через четыре года после открытия нижегородской студии мы запустили студию в Москве. Огромный загородный дом, топовый аппарат. Музыканты приезжают на несколько дней/ неделю или месяц и записывают свою музыку.
Студия находится в Трехгорке (3км, от МКАД), через дорогу от инновационного центра Сколково. Кстати, когда мы добавили в скрипт «остановка инновационный центр Сколково», к нам доезжать стали почти на 20% больше клиентов. Вот так. Одной фразой подняли продажи.
Средний срок сделки у нас 90 дней. Многие планируют запись альбома за несколько месяцев. Зато когда началась пандемия, у нас уже было все забронировано.
В самом начале марта, на месяц заехал Loqiemean с командой. Заперлись на студии и приступили к записи нового альбома. У всех была изоляция, а у нас — звукоизоляция. Так и работали весь год проект за проектом.
«Это не просто неуправляемый "сарафан"»
Мы работаем с клиентами трех категорий:
- профессиональные музыканты: творческие люди, которые ставят перед собой цели, верят в свой успех и делают все, чтобы его добиться. Отличительной особенностью является то, что они уже зарабатывают или стремятся зарабатывать деньги своей музыкой;
- музыканты-любители, которые любят музыку так же как и мы, получают удовольствие от записи песен в своем исполнении, любят делать особенные подарки близким и любимым;
- компании, заинтересованные в создании аудиоконтента для своего бизнеса. (аудиоролики, озвучивание видеороликов, написание корпоративной/фирменной музыки, творческие подарки партнерам).
Конечно, основной доход приносят профессиональные музыканты и бизнес. Как и все компании, сейчас мы используем контекстную и таргетированую рекламу. Но самые крупные заказы к нам приходят по рекомендации. Это не просто неуправляемый «сарафан»: у нас есть подробные инструкции по работе с рекомендателями. Но в основе, в любом случае, лежит продукт, который получает заказчик. И продукт этот должен быть очень высокого качества.
Бывают и сложные клиенты, но мы относимся к таким заказам, как к возможности научиться чему-то новому.
«Что ты все про деньги? Это же творчество!»
Чтобы производить качественный продукт, требуются специалисты высокого уровня. У нас это саундпродюссеры, звукорежиссер, аранжировщики, сессионные музыканты, менеджеры проектов. И бюджет проекта порой становится очень высоким.
Однажды я увидел в социальной сети опрос о том, сколько стоит записать песню в Нижнем Новгороде. Не помню, кого опрашивали, но результат получили следующий: 10-15 тыс. Пока люди так относятся к своему творчеству, в жизни у них мало что поменяется.
Качественные аранжировки стоят от 50 тыс. руб., а песни под ключ от 100 тыс. И у нас есть специальные калькуляторы, которыми пользуются менеджеры по продажам при просчете заказа. Это полезный инструмент, который помогает музыкантам оценить вложения в производство своей музыки заранее. При этом совершенно неважно, с нами клиент дальше работает или на другой студии. Хотя часто они возвращаются.
Мне иногда говорят: «Что ты все про деньги? Это же творчество!». А я не вижу разницы. Моцарт писал на заказ. Художники продают свои картины. А люди платят за подписку Spotify. Всегда так было. Посмотрите фильм про Рэя Чарльза. Он был слепой и просил расплачиваться с ним однодолларовыми банкнотами, чтобы пересчитать, сколько ему заплатили. Потому что знал себе цену.
Шоу-бизнес — это шоу и бизнес. Важно принимать обе стороны одной медали. Прокачивать и те, и другие навыки.
О сотрудниках
Сейчас на студиях постоянно работают 15 человек. Но у нас обширная база подрядчиков: саундпродюсеры, дикторы, сессионные музыканты, композиторы и т.д.
Компанией непосредственно управляет Ольга Курскова. Она талантливый руководитель и знает компанию вдоль и поперёк. Семь лет назад устроилась работать звукорежиссером, а некоторое время была администратором — открывала репетиции.
Была у нас такая забавная традиция: каждый должен был поработать администратором, подключить репетицию. И в первый день мы кидали сотрудника в самое пекло. Тут сразу становилось понятно, кто сможет дальше работать, а кто нет. Но больше мы так не делаем. Неэффективно.
Теперь мы создаем структуру компании, разбиваем ее на отделы, описываем бизнес-процессы и создаем систему обучения сотрудников. Самое важное для нас сейчас — это большое количество высококомпетентных сотрудников, в том числе и руководителей подразделений.