«Арендаторы думают, закрываться или перепрофилироваться. До лета доживут не все»

«Доходность рынка аренды не растет, а даже немного падает, а вот цены на объекты, напротив, увеличились. Инвесторы готовы выходить на этот рынок с меньшей доходностью, чем годом ранее».

Пандемия заставила людей покупать онлайн, работать из дома, да и в целом экономить. Все это не лучшим образом сказалось на рынке коммерческой недвижимости, однако массового расторжения договоров аренды все-таки удалось избежать. Наиболее сильно от кризиса пострадали владельцы торговых и офисных центров. Каким будет 2021 г. для игроков рынка, рассказал управляющий объектами торговой недвижимости в Московском и Нижегородском регионах Олег Аранович.

О росте говорить рано

— Осень была сложной, не менее сложной будет и первая половина этого года. В прошлом году и арендаторы, и арендодатели использовали накопления прошлых лет, а сейчас эти деньги заканчиваются, и многие арендаторы встают перед вопросом: закрываться и уходить с рынка или перепрофилироваться.

Так, торговым центрам пока не удается серьезно повысить выручку от аренды, летом все давали скидки, чтобы хоть как-то удержать арендаторов, и, по сути, на допандемийный уровень доходов никто так и не вышел, даже несмотря на то, что торговые центры открылись, и почти все арендаторы работают. При возврате на прежний трафик покупателей показатель среднего чека упал у многих форматов. 

Что касается стрит-ритейла, неплохо себя чувствуют продуктовая розница и аптеки. Арендаторам из сферы услуг сложнее: кто-то закрылся, кто-то готовится к закрытию, кому-то повезло договориться о серьезных скидках с арендодателями.

Рост имущественных налогов может добить рынок в 2022 году

В Нижегородской области с нового года начали действовать новые результаты кадастровой оценки. Стоимость объектов выросла значительно,  по тем объектам, которые я анализировал, в среднем в 2,5 раза, по некоторым объектам — в 3-4 раза. Правда, на 2021 г. фактическая налоговая нагрузка останется на уровне 2020 г. за счет принятого правительством области  пропорционального к кадастровой стоимости изменения налоговой ставки. Но что будет в 2022 году и далее? Реальное увеличение имущественных налогов добьет рынок, который и так оказался в непростых условиях.

На фоне того, что уровень доходов торговых центров упал до  50%, это делает невыгодным проектирование и запуск новых проектов. Кроме того, существенно осложнится жизнь владельцев торговых и офисных центров, особенно тех, кто закредитован. В итоге в 2021 г. мы можем увидеть желание продать крупные объекты. Рынок объектов стрит-ритейла в этом плане — более гибкий, может меняться и приспосабливаться, кроме того, у владельцев этой недвижимости не такой большой объем затрат и кредитов.

Гостиницы, рестораны и фитнес-клубы

Могу отметить, что в объектах, ситуацию в которых  я отслеживаю, сменилось много мелких несетевых арендаторов (салоны красоты, магазины одежды и бытовой техники), появилась небольшая доля вакантных площадей. Но так как количество мелких арендаторов невелико, это несильно заметно. С арендаторами из сетевой розницы собственникам в большинстве случаев удалось договориться о ставках, при которых они смогут продолжить работу. Удалось избежать катастрофы и массового расторжения, потому что это не нужно никому: ни арендаторам, ни собственникам.

Многие игроки в сфере услуг сейчас перепрофилируются или совсем закрывают бизнес. Если летом начнется рост экономики и потребления, к концу года есть шанс, что отрасль начнется развиваться и вернется на прежний уровень доходов.

В ресторанах, например, посетителей много, но средний чек упал. То есть люди хотят отдыхать, но стали более придирчиво относиться к цене и выбору блюд. В декабре у ресторанов не было новогодних корпоративов, которых все так ждали, чтобы немного поправить «экономику». Впереди март и апрель — пик снижения доходности в ресторанной сфере, и мы еще увидим новые закрытия. В Москве это уже явно видно — половина закрытых в конце 2020 г. объектов приходится на рестораны, в том числе речь идет и о знаковых проектах крупных игроков в центре города. В Нижнем Новгороде закрытия проектов есть, но пока они не носят массовый характер. Уровень затрат на аренду значительно ниже, чем в Москве, и у собственников площадей под ресторанами зачастую нет альтернативных арендаторов как в столице. Но в любом случае до лета все равно дотянут не все. 

Фитнес-клубы открылись в конце августа, но  с большим количеством ограничений, причем не всегда понятных рынку. К примеру, для фитнес-индустрии дополнительные услуги играют большую роль в структуре доходов. Но большинство из них оказывать сейчас пока нельзя. Почему, например, отдельно стоящие сауны работают, а в фитнес-клубах нет? Или почему нельзя открывать кафе и рестораны внутри фитнес-клубов, когда везде они работают?

В гостиничном сегменте неплохо себя перед новым годом чувствовали загородные отели, потому что они являются альтернативой заграничным поездкам и могут предложить проживание и питание с соблюдением санитарных норм. Городским отелям было сложнее, так как командировочных гостей и туристов стало меньше.

Сейчас цель у многих в сфере услуг — просто дожить до лета, сохранить коллектив и возможность работать. Строить долгосрочные планы, развиваться стало очень тяжело...

Какие объекты сейчас востребованы?

Наиболее популярный формат — стрит-ритейл с сетевыми арендаторами. В объектах с большой площадью это «Пятерочки» и «Магниты», в небольших помещениях — аптеки и алкомаркеты.

Инвесторы снимают деньги с депозитов, потому что их доходность не покрывает даже инфляцию. Те, кто готов рисковать, несут деньги на фондовый рынок; те, кто не готов — на рынок недвижимости, считают, его «тихой гаванью».

«Звездные» объекты с долгосрочными договорами аренды с сетевыми арендаторами и возможностью процентного дохода от товарооборота очень востребованы, и цены на них сильно выросли. Но таких объектов в продаже мало, шанс на то, что их начнут продавать есть, только если собственник не справится с кредитной нагрузкой.

Доходность рынка аренды не растет, а даже немного падает, а вот цены на объекты, напротив, увеличились. Инвесторы готовы выходить на этот рынок с меньшей доходностью, чем годом ранее.

На московском рынке мы подходим к мировым стандартам, когда доходность от аренды в 5-6% годовых  — это нормально. И Нижний Новгород скоро к этому придет. Такая тенденция сохранится надолго. Доходности в 10% годовых и выше теперь уже можно достичь в единичных случаях: к примеру, когда объект строится самим инвестором в случае очень выигрышного местоположения.

Нужно отметить, что на рынке инвестиций в коммерческую недвижимость сейчас наблюдается определенный бум, очень многие хотят вложиться и получить на первый взгляд «легкую» гарантированную доходность, но, как и везде, любые шаги здесь нужно делать очень взвешенно.

Читайте также: «На Большой Покровской не будут тратить деньги». Тренды рынка коммерческой недвижимости

Самое читаемое
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.