«Студенты прячутся за черными квадратиками в “Зуме”. Кто знает, что они там делают»

Можно ли в онлайне получить качественное образование и как должны измениться университеты, обсудили руководители ведущих вузов Нижнего Новгорода.

Как дистанционный формат обучения влияет на образование? На эту тему спорят с весны, когда весь мир столкнулся с пандемией коронавируса. «Вторая волна» сделала дискуссию еще активнее. «Деловой квартал» собрал руководителей ведущих вузов города, чтобы поговорить о том, какие проблемы выявила внезапная цифровизация образования, и какие задачи сегодня стоят перед вузами.

С какими ожиданиями вы начинаете новый учебный год?

Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева:

— Мы провели приемную кампанию в необычных условиях. Впервые от абитуриентов требовалось так называемое согласие на зачисление (из-за пандемии вузы принимали документы дистанционно, согласие подавалось вместо оригинала аттестата — ред.),  причем, в конечном итоге только в один вуз. Это необычная ситуация. А сейчас мы очень внимательно следим за ситуацией с ростом заболеваемости коронавирусной инфекцией и тем, как будут применяться новые ограничительные меры.

Денис Фоменков, заместитель директора НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде:

— То, какую форму адаптации к нынешним условиям университет будет выбирать, скажется на его позиции на рынке образования. В долгосрочной перспективе большую роль будет играть развитие технологий. Университетам придется адаптировать под них свои образовательные продукты. Добавлю, что один из трендов ближайшего времени — развитие партнерства среди вузов.

Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

— От нас как от новой команды ждут развития. Сейчас мы готовим новую стратегию университета, куда войдут и новые образовательные программы, и новые виды деятельности, и новые научные коллаборации, причем как на территории региона, так и с партнерами по России и зарубежными партнерами.

Екатерина Русинова, руководитель центра иностранных языков и бюро переводов The Best:

— У нас стало больше взаимодействия с родителями, объяснений, как, зачем и куда мы будем двигаться дальше, как разобраться с онлайн-платформами, на которых проходит обучение. К сожалению, не всегда родителям в школе транслировали полную информацию о том, чего от них ждут завтра, и о перспективах в целом.

Елена Илалтдинова, и.о. ректора НГПУ им. К. Минина:

— Мы видим свою задачу в том, чтобы максимально гибко реагировать процессы и вызовы, которые сейчас есть в школах, и помогать образовательному сообществу.

Какие основные изменения в сфере образования происходят в связи со второй волной ограничений?

Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

— Каждый вуз в нашем регионе сам выбирает стратегию борьбы с распространением COVID-19: разворачивает обсерваторы, думает о дезинфицирующих средствах и мерах карантина, опираясь на предписания Роспотребнадзора. Но не все пошли по такому пути: есть хорошие примеры Перми и Томска, где этот вопрос решается консолидировано на уровне министерства образования или на уровне губернатора. Каждому из вузов, например, держать обсерватор просто нерентабельно.

Елена Илалтдинова, и.о. ректора НГПУ им. К. Минина:

— Консолидация ресурсов нужна не только при борьбе с COVID, но и в реализации образовательного процесса. Важным и достаточно сложным для нас является переход с синхронного на асинхронный режим организации дистанционного обучения. Сейчас необходимо, чтобы дистанционное обучение осуществлялось в смешанном формате, что требует от студентов самоорганизации, а от преподавателя — дополнительных компетенций. Поэтому для всех актуален обмен опытом с другими университетами.

Еще один немаловажный момент — создание симуляторов, тренажеров. Эту проблему мы остро почувствовали во время первой волны пандемии. И ее не так просто решить.

Денис Фоменков, заместитель директора НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде:

— Мы сейчас запустили серию семинаров по лучшим практикам дистанционного обучения, в том числе, какие платформы используются, для каких задач. В качестве примера приведу тот же «Зум». Основная проблема в том, что студенты прячутся за черными квадратиками, немногие включают камеру, и вовлеченность, скорее всего, низкая. Легко выключить камеру и заниматься, чем хочешь. Преподаватели формируют целый пакет инструментов, которые позволяют увеличить вовлеченность студентов в процесс даже в условиях дистанционного образования. Мне кажется, мы могли бы этой практикой делиться.

Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева:

— Для инженерного вуза проблема, что при дистанционном обучении сложно проводить практику. А у нас, например, в  учебных курсах по самым разным предметам множество практических работ.

В НГТУ и прежде был хороший опыт создания визуальной лаборатории (тогда о COVID еще никто и не думал). В такой лаборатории, воспользовавшись компьютерной мышкой, можно рассмотреть объект любого типа оборудования. Мы взяли эту разработку за основу, и наши молодые преподаватели сделали лабораторную установку, которая позволяет виртуально отработать реальный эксперимент. Но это трудоемкое и дорогостоящее решение.

Кроме того, инженеру необходимо уметь работать не только головой, но и руками. В «Зуме», наверное, тоже можно многое сделать, но не все. У нас есть несколько лабораторий «бережливого производства», где смысл обучения состоит как раз в том, чтобы человек на собственном опыте что-то собрал своими руками. Конечно, можно сделать 3D-модель и собирать кубики на экране… Но я всегда говорил, что инженера нельзя подготовить за партой: пока он собирает какую-то схему, его должно током обязательно «дернуть», иначе он не поймет, что так нельзя. Сначала базовое образование, а дальше — практика, которая должна проходить на заводах, в конструкторских бюро и НИИ. Но и туда сейчас студентов не пускают.

Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

— Сначала прогнозировалось, что на дистанционку студенты уйдут уже в конце сентября, но пока у нас только преподаватели старше 65 лет ушли на самоизоляцию. Были настойчивые рекомендации провести практические занятия в сентябре по тем дисциплинам, где теория и практика идут в параллель, где практика не зависит от длинного курса лекций. Некоторые прислушались, особенно химики, потому что дома невозможно проводить опыты.

Виртуальные лаборатории — это действительно очень дорого. Я даже цену такого курса не буду называть. Это можно сделать только по государственной программе, потому что каждый отдельный вуз такое решение не потянет.

Практику сложно перевести в онлайн. А что еще в онлайн перевести невозможно?

Елена Илалтдинова, и.о. ректора НГПУ им. К. Минина:

— Несколько лет назад мы запустили проект «Электронный день открытых дверей», но абитуриенты и родители все равно хотят прийти и посмотреть, где будет жить и учиться студент. Атмосфера в университете тоже очень важна. Последние несколько лет мы наблюдаем, что у наших студентов растет потребность в волонтерской деятельности, студенческой активности, объединениях, участии в конкурсах и различных проектах. И дистант эту потребность не отменил.

Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

— Мы недавно проводили соцопрос по отношению к онлайн-образованию. Преподаватели отвечали, что офлайн — идеальный вариант, а в онлайне теряется связь ученика с учителем. А вот студенты высказались за смешанный формат. Некоторым из них, например, удобнее смотреть онлайн-контент ночью.

Но у студентов есть потребность в общении с взрослым поколением, особенно с теми людьми, которые обладают не только профессиональными навыками. Школы, увы, вынуждены сейчас заниматься подготовкой учеников к ЕГЭ, и не дают тех широких знаний, которые давали раньше.

Студент готов к онлайн-лекциям, но не готов к тому, что не сможет прийти и поговорить с преподавателем. Это важно. Где-то это профориентация, где-то советы по жизни, родителям тоже некогда, они работают с утра до вечера. Мы выполняем важную социальную функцию работы с будущими профессионалами и интеллигентами.

Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева:

— Мы готовим инженеров, которые проектируют ядерное, термоядерное оружие и средства их доставки — в нашем вузе 10 закрытых специальностей. И необходимо, чтобы выпускник был не только профессионалом, с необходимыми навыками и знаниями, но и патриотом своей родины, имел определенные ценности. В  этой сфере тоже далеко не все можно сделать виртуально.

Денис Фоменков, заместитель директора НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде:

— Одна из наших целей сейчас — переход на проектное обучение. Все точно невозможно перевести в онлайн, нужно создавать условия для проектной деятельности, поэтому во всех университетах сейчас появляются коворкинговые пространства. И мы в новом корпусе сейчас проектируем большое количество таких пространств, где студенты смогут работать в командах.

У нас есть программа «Управление бизнесом в глобальных условиях», которая предполагает посещение студентами зарубежных компаний, знакомство с их стратегией. И она сейчас максимально страдает от ситуации с COVID. Каждый хотел бы получить этот международный опыт, а в «Зуме» это сделать невозможно.

Екатерина Русинова, руководитель центра иностранных языков и бюро переводов The Best:

— Мы столкнулись в этом году с тем, что к нам пришли некоторые второклассники, которые не умеют писать ручкой. Печатать они могут, компьютер — это уже для них инструмент. А как правильно держать ручку, как писать — не знают.

Говорить о том, что мы в ближайшем будущем полностью перейдем в онлайн, нельзя. Это действительно сломает ценности детей. Они не будут знать, как правильно общаться с взрослыми, потому что перед глазами только экран.

У нас никогда не было такого роста числа учеников, как в апреле и мае этого года, потому что родители понимали, что они не могут выучить иностранный язык с ребенком в школе по презентациям и домашним заданиям. Объяснение нового материала всегда было в усеченной форме.

Как вузы меняются во время пандемии?

Елена Илалтдинова, и.о. ректора НГПУ им. К. Минина:

— Не будет ни тотального дистанта, ни чистого офлайн-образования. Вероятнее всего, мы придем к смешанной системе. Мы должны уйти от лекционно-семинарской системы, привычной классно-урочной системы. Более того, даже современные интерактивные офлайн форматы активно трансформируются и изменяются с введением новых инфраструктурных пространственных решений. Мы работаем над этим, и, пока студенты были на дистанте, ремонтировали и перестраивали классические аудитории в современные многофункциональные пространства.

Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

— Это интересное время, чтобы перезагрузить вуз, продумать стратегию. Очень удобно дистант использовать для дальнейшего развития. Мы сейчас, например, активно занимаемся продумыванием новых пространств — в планах перезагрузка библиотеки, наших хостелов.

Ольга Петрова, проректор по учебной работе ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

— Это как раз про смешанный формат обучения: есть лекции, которые можно провести и онлайн, но есть случаи, когда студентам нужно подготовить совместный проект. Кроме того, при переходе на индивидуальную траекторию обучения, между парами у студента возникают окна. Коворкинговые пространства в вузе решают все эти задачи.

Что бы вы порекомендовали детям и родителям? К чему сегодня нужно быть готовым, задумываясь о выборе специальности и получая высшее образование?

Екатерина Русинова, руководитель центра иностранных языков и бюро переводов The Best:

— Родителям нужно снять блок, что онлайн-обучение — это плохо или некачественно. Когда в вузе или школе они слышат сейчас это слово, для них это как аллергент. В нашей школе оба формата обучения присутствуют, однако,  явно видна тенденция, что родители выбирают очное обучение, даже если им придется ехать  с Автозаводского  в Советский район, потратив время на дорогу.

Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского:

— Родители должны осознавать, что вуз, в котором учились они, и современный вуз — это две разные вещи. Поэтому надо давать ребенку возможность профориентации и рассматривать все варианты образования, которые предлагает наш регион и другие регионы. Сегодня выбор огромен.

Нужно давать ребенку выбор: если он человек творческий, то ему не нужна физика, если он, наоборот, хочет в физику, не нужно отправлять его учиться на юриста или экономиста, потому что родители думают, что это важнее.

И на днях открытых дверей я всегда говорю, что есть возможность «перезагрузить» образование: если вы поступили и через два года поняли, что это не ваше, можно взять второй трек.

Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева:

— Самое главное, в чем мы убеждаем наших студентов  с первого курса: сегодня нужно быть готовым учиться всю жизнь. Некоторые думают: закончу школу, потом вуз — и всё. Это не так.

Что касается, профориентации, у нас на факультете довузовской подготовки есть центр тестирования, который помогает определить склонности к тому или иному виду профессиональной деятельности.  Я сначала сам, честно говоря, скептически к этому относился. Однако практика этих центров тестирования показывает, что такой подход действительно помогает сделать осознанный выбор.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.