Меню

«Знакомые крутили пальцем у виска, когда я бросил карьеру чиновника ради бизнеса»

«Задумался о собственном бизнесе, верил тогда, что все получится с первого раза. Сейчас понимаю, что нет предпринимателей, которые никогда бы не закрывали какие-то проекты».

Владелец сети кофеен «Сладкий Горький» Сергей Яндыганов рассказал NN.DK.RU о своем пути от чиновника до владельца бизнеса. «Неудача — проверка предпринимателя: если он настоящий, то продолжит свое дело», — считает Яндыганов.

— Я учился на чиновника в РАНХиГС, хорошо сдавал экзамены и был активистом, организовал хоккейную команду, которая участвовала в Нижегородской студенческой хоккейной лиге. Это непросто, учитывая размеры вуза. Будучи капитаном, занимался поиском спонсоров, решал организационные вопросы и взаимодействовал с руководством учебного заведения. За три года существования хоккейной команды мы стали чемпионами города. Меня заметили и взяли на работу в региональное министерство образования, где я занимался молодежной политикой, организовывал мероприятия, в том числе и с участием губернатора. Проработал там год, но мне хотелось развития в личном и финансовом плане. 

Потерять 150 тыс. и попробовать снова 

Из министерства я ушел в никуда. Близкие были в шоке, боялись, что уже не найду такого места. Считаю, из-за страхов в голове блокируются мысли, а с ними и действия. «Сергей, почему ты уходишь?» — крутили люди пальцем у виска.

Я стал искать, чем заниматься дальше. Вспомнил, что у меня есть родственники, и устроился управляющим в ресторан брата. В мои обязанности входили дела с персоналом и маркетинговое развитие. Зарплата была в три раза выше, чем на предыдущей должности, но работать на кого-то я не смог. 

Задумался о собственном бизнесе, верил тогда, что все получится с первого раза. Сейчас понимаю, что нет предпринимателей, которые никогда бы не закрывали какие-то проекты. Неудача — проверка бизнесмена, если он настоящий, то продолжит свое дело. Предприниматель рискует, прогорает и вкладывает деньги до тех пор, пока не выстреливает. 

Мы с моей девушкой решили открыть «островок» маникюра в ТЦ. Провели исследования, посмотрели, какая целевая аудитория, оценили платежеспособность. Вложили 150 тыс., как раз деньги, которые я накопил с работы в кафе. Проработали четыре месяца и закрылись, потому что делали проект ради денег, а не ради удовольствия. Потеряли деньги, не продали оборудование, отбили 15 тыс. из 150. 

История кофейни «Сладкий Горький»

После провала я уехал в путешествие, в экспедицию по Сибири. Месяц перезаряжался, пересматривал жизнь и обдумывал идеи. Понял, что давно хотел сделать формат «кофе с собой», который не надо путать с обычной кофейней, где есть посадочные места. Несколько недель придумывали название, остановились на «Сладкий Горький», отсюда и пошли напитки «Мятный Есенин», «Влюбленный Чехов» и «Ах, Ахматова».

Первую точку открыли на Большой Покровской, полгода потратили на то, чтобы согласовать местоположение и добились этого. Вложили 600 тыс. не своих денег, а это двойной риск.

Кофе нам поставляет нижегородская компания, которая привозит его из Бразилии и обжаривает по итальянским рецептам. Сначала я сам готовил напитки, таскал коробки с сиропами, молоком и водой, сейчас занимаюсь только управлением.

Хочу, чтобы «Сладкий Горький» стал известен по всей России. В Нижнем мало таких компаний: «МясновЪ», «Родина» и мы. С конкурентами среди кофеен не боремся, наша задача — делать лучше, следить за откликами гостей. Мы никого не копируем, ведь фишка — в индивидуальности. 

«Сладкий» теперь не только Горький, но и Барнаул. Как работает франшиза

За полтора года мы выросли в федеральную сеть, упаковали бизнес во франшизу: больше десяти точек по России, в том числе в Барнауле, Обнинске, Москве. В Нижнем Новгороде восемь точек, будем открывать еще. Наши кофейни есть во всех районах, кроме Сормовского и Автозаводского. Аудитория нижней части города специфична, там сложно угадать место. Наша цель — стать международной компанией, открыть точки в странах СНГ,  Казахстане и Белоруссии. 

Для франшизы ищем партнеров, которые готовы развиваться и соблюдать минимум 75% условий договора по качеству обслуживания.

Подключаем их к базе знаний, подбираем поставщиков, отправляем свою команду обучать приготовлению кофе, а также нюансам бизнеса от начала до конца. Мы все контролируем, просматриваем камеры наблюдения, приезжаем с проверками. Требования для сотрудников высокие, но и условия соответствующие. Если видим потенциал, выращиваем человека до управляющего. Как-то пришел мужчина без опыта и сказал: «Хочу работать здесь, буду стараться и точно справлюсь». Мы его взяли и он дорос до управляющего.

Новое увлечение — микрозелень   

Микрозелень — проростки привычных редиса, горчицы и базилика. Они используются для украшения блюд в ресторанах. В них содержится в 40 раз больше витаминов и микроэлементов, чем в обычной зелени. Мы долго разбирались в этом, платили деньги за обучение и ездили на профильные мероприятия.

Сейчас поставляем микрозелень в рестораны Mitrich, «Безухов», Dodici Wine & Kitchen на Рождественской, «Парк культуры» и так далее. Из магазинов — только METRO на Мещере.

В прошлом году ездили на форум, опередили 45 проектов и выиграли грант в размере 150 тыс. руб. Занимаемся производством в центре города: в цеху стоят стеллажи, зелень выращивается на гидропонике. Раньше отдельные шеф-повара сажали у себя дома на подоконнике, сейчас для этого есть мы. Семена заказываем через интернет, в России сложно найти качественный товар. Нужны определенный климат, освещение, почва и температура. 

Автор: Полина Харитонова