Декларанты заявляют о резком увеличении требований к иностранным предприятиям. Рост таможенных расходов неминуемо приводит к росту итоговой стоимости продукции.
Нижегородские промышленные предприятия жалуются на резкий рост таможенных платежей. Компании теряют клиентов и подумывают перевести свои производственные мощности за рубеж. В арбитражном суде Нижегородской области сейчас рассматривается более ста исков об оспаривании решений таможни. Управляющий партнер «Тимофеев/Черепнов/Калашников» Олег Тимофеев рассказывает, с чем связаны беды бизнеса.
— 2019 г. стал рубежным годом для многих нижегородских предприятий, которые работают в сфере автокомпонентов, фармупаковки и в других индустриях. Как правило, это производственные площадки крупных иностранных предприятий. Почему так произошло?
С конца 2018 г. в ПФО в пилотном режиме начала работать Приволжская электронная таможня (ПЭТ) — таможенный орган, создаваемый в рамках реализации первого этапа Плана мероприятий по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 по 2020 гг., предусматривающего концентрацию таможенного декларирования в региональных Центрах электронного декларирования.
Надо признать, что с момента начала работы ПЭТ упростились многие процедуры: введен электронный документооборот, стало возможным загружать документы в личный кабинет. Это общемировой стандарт, во многих странах таможня работает в таком формате. Со следующего года опыт Приволжья по электронному декларированию будет распространен на всю Россию.
Но с началом работы ПЭТ произошло заметное усиление таможенного контроля в части увеличения таможенной стоимости, которую они заявляют на сырьевую составляющую продукции, а также участились случаи переклассификации кодов товарной номенклатуры, при изменении которых существенно увеличиваются таможенные платежи (например, с 0 до 8% по некоторым товарным позициям).
Естественно, рост таможенных расходов неминуемо приводит к росту итоговой стоимости продукции. Кроме того, некоторые производители жалуются, что уже теряют клиентов, несогласных с повышением цен на их продукцию. А отдельные предприятия рассматривают возможность перевода своих производственных мощностей в Восточную Европу, поскольку рентабельность бизнеса чувствительно реагирует на увеличение логистических и таможенных издержек.
Стоит отметить, что переклассификация кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и раньше имела место, но в 2019 г. именно для отрасли автокомпонентов она стала носить массовый характер. Несогласные с такой позицией таможни вынуждены обратиться в судебные органы с исками об оспаривании решений таможенных органов. Сейчас в арбитражном суде Нижегородской области рассматривается больше ста подобных дел.
Судебный процесс в данном случае носит специфический характер, так как судьи вынуждены вникать в техническую суть производства и назначения отдельных видов автокомпонентов. Спор при переквалификации ведется на уровне признания с технической точки зрения, к какому классификатору данный вид продукции относится. Это очень тонкая техническая работа, которая должна проходить при участии экспертов, имеющих опыт работы именно в этой отрасли. Ни у суда, ни у таможни порой недостаточно профессиональных знаний, чтобы разбираться в данной ситуации. В итоге это становится не спором юристов, а спором экспертов.
Последнее постановление пленума Верховного суда от 26 ноября 2019 г. продекларировало необходимость судам учитывать, в том числе и сложившуюся коммерческую практику при «растаможке» аналогичных грузов в других юрисдикциях, например, в Европе. Россия является стороной нескольких международных внешнеторговых конвенций. Мы должны следовать условиям и обязательствам, которые добровольно приняли.
Что касается других отраслей, например, производство фармупаковки, то сейчас в судах находятся дела по корректировке таможенной стоимости, когда таможенный орган заявляет, что предприятия искусственно занижают стоимость ввозимой сырьевой составляющей и недоплачивают платежи. В первую очередь, таможенные органы ссылаются на взаимозависимость дочернего предприятия от головного и якобы отсутствие рыночного механизма. При этом они не учитывают ситуацию на рынке в целом по всей индустрии. Те поставки, которые выбирает дочернее предприятие, превышают общий объем ввозимой продукции для других покупателей вместе взятых. По рыночному ценообразованию крупный оптовик может получать большой дисконт. Но все это не берется во внимание таможней.
В любом случае, окончательно ситуация прояснится после вступления в силу первых судебных актов по этой категории споров.
Кроме того, 4 декабря Российско-Германская внешнеторговая палата (представительство в Нижнем Новгороде) пыталась собрать за круглым столом представителей таможни и производственников, однако первые от участия во встрече отказались. Участники круглого стола намерены обратиться в Минэкономразвития, Минфин и ФТС РФ с просьбой разобраться в ситуации прежде, чем опыт ПЭТ будет транслироваться на всю страну.