Кризис и утяжеление законодательной нагрузки вынуждают руководителей искать решения для оптимизации расходов, в том числе налоговых, и сохранения бизнеса. Как это сделать, рассказали эксперты.
В конце 2014 – нач. 2015 гг. отечественный бизнес начал жить в новых реалиях – экономических и правовых. Государство последовательно усиливает налоговую нагрузку на бизнес, с одной стороны, и ужесточает налоговый контроль, с другой.
Ослабить давление налогового пресса
Так, с 2015 года ставка налога на недвижимость рассчитывается по кадастровой, приравненной к рыночной, стоимости. Введение налога и окончательное определение круга объектов государство делегировало субъектам, которые в большинстве своем в 2015 году пошли навстречу бизнесу: в списки подлежащих налогообложению значительная часть объектов недвижимости не вошла. Однако ситуация может измениться уже со следующего налогового периода.
Олег Тимофеев, управляющий партнер юридической фирмы «Тимофеев/Черепнов/Калашников» отмечает: «с 2015 года существенно поменялась процедура оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости и в первую очередь земельных участков. Теперь обязательным стало обращение в специализированную комиссию, которая принимает решение о возможном изменении кадастровой стоимости. В дальнейшем заявитель может обратиться в суд, если не удовлетворен решением комиссии. Теперь это уже суд общей юрисдикции, так как с 2015 года данная категория дел подведомственна не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции».
Генеральный директор компании «Аудит и Право» Павел Замятин считает, что наиболее важные изменения законодательства в 2015 г. касаются налогового контроля за исчислением и уплатой НДС. Прежде всего, речь идет о введении новой формы отчетности, учета НДС. При возникновении противоречий в отчетности или несовпадении данных между покупателями и поставщиками могут быть запрошены первичные и иные документы. «Эти нововведения потребуют от организаций значительного количества времени на подготовку отчетности – обратная связь налоговому органу, копирование и пересылка документации», – добавляет г-н Замятин.
По мнению Ольги Тарасовой, руководителя компании «Бухгалтерия Ольги Тарасовой», для бизнеса станет проверкой на прочность новый закон о налоге на добавленную стоимость. «В связи с принятием нового закона о сдаче налоговой декларации в электронном виде в 2015 г. нас ждет детализация всех счетов-фактур компаний-партнеров. Если наш поставщик предоставил документ, но НДС не оплачен, у налоговой службы возникнут вопросы к деятельности компании. Если вы не подтверждаете на электронной площадке, что получили уведомления от налоговой службы и не исполните его в течение шести дней, то расчетный счет компании будет арестован», – уточняет г-жа Тарасова. Эти требования в равной степени затрагивают покупателя и поставщика.
Управляющий партнер юридической компании «Т.М.-Сервис» Юлия Крузе отмечает, что бизнесу, который не хочет менять сложившиеся еще в прошлом веке обычаи делового оборота, в новых реалиях будет непросто. «Для тех, кто привык минимизировать налоги, обналичивать денежные средства за счет фирм-однодневок, не платить долги контрагентам, перерегистрировать компанию каждые три года, декларации по НДС и утрата возможности управляемого банкротства станут настоящими открытиями», – считает г-жа Крузе.
Бизнес может уйти
По мнению юристов, сложная экономическая ситуация неизбежно повлечет за собой рост увеличение потребности в таком инструменте, как банкротство. Число заявлений о банкротстве последовательно увеличивается уже несколько лет, причем, значительную часть подают сами должники и уполномоченные органы.
Последнее время в делах о банкротстве, кроме субсидиарной ответственности директора по долгам организации, стали активно применяться в арбитражной практике положения о взыскании убытков с руководителя. Директор консалтинговой группы «АФИНА-интеллект» Мария Фотиаду говорит, что, как правило, разбирательства по таким делам аналогичны налоговым спорам. Требования законодательства к руководителю и его действиям высоки. С другой стороны, их исполнение позволит бизнесу развиваться и заключать безопасные партнерские отношения. Например, руководитель компании может быть привлечен к ответственности в случае недобросовестности действий или бездействия. «Этот факт может быть доказан в том случае, если он действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юридического лица, в том числе при наличии фактической заинтересованности директора в совершении юридическим лицом сделки», – отмечает Мария Фотиаду. Если информация о конфликте интересов была заблаговременно раскрыта и действия директора были одобрены в установленном законодательством порядке, факт нарушения можно считать недействительным.
Декларация по НДС поставит бизнес на легальные рельсы
Продолжается борьба с использованием «серых» схем по оптимизации НДС. С этого года компании обязаны подавать декларации по НДС в электронном виде. Налоговые органы получили возможность в автоматическом режиме отслеживать все цепочки реализации товаров и услуг, возникновение и размер добавленной стоимости, выявлять расхождения. Это делает невозможным использование «проблемных» контрагентов. Директор компании «Бизнес-профи» Анна Балавина замечает, что компании с вступлением в силу нового закона об НДС должны исполнять около 12 разделов закона. «В результате преобразований по каждому полученному счету-фактуре налогоплательщик вынужден будет заполнить около двух листов декларации по НДС, по каждому выданному – три. Из-за увеличившегося объема данных сроки подачи декларации по НДС расширены. Подача налоговой декларации теперь может осуществляться несколькими путями. Налогоплательщик может представить расчет в налоговый орган лично или через представителя, направить в виде почтового отправления с описью вложения либо передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган при этом не может отказать в принятии декларации, представленной в установленном формате. За нарушение способа подачи налоговой декларации налогоплательщику придется заплатить штраф в размере 200 рублей», – говорит Анна Белавина.
Директор «1С-БухОбслуживание. АКТИВ-Консалт» Марина Легостаева подчеркивает, что теперь компаниям придется привлекать более дорогих сотрудников для ведения бухучета, либо заключать договор на аутсорсинг по данному виду услуг. А налоговая декларация должна быть скорректирована и пересдана. «Для так называемых «технических компаний» получение такого «письма счастья» из налоговой сюрпризом не будет. При регистрации и запуске в работу такой фирмы владельцы уже должны продумать стратегии формирования и подачи отчетности. В соответствии с ними и будет действовать бухгалтер компании», – уточняет она.
Для бизнеса, сознательно применяющего «серые» схемы, уведомление из налоговой будет означать необходимость в предоставлении уточненной отчетности. Иных вариантов нет. «В зависимости от того, каков был состав первой декларации, и сути вопроса налоговой, возможны варианты. Чаще всего будут подавать декларации с «техническими ошибками», конечно, неслучайными. Двойные счета-фактуры, счета-фактуры за 2014 г., ошибки на рубль в суммах – все средства хороши, чтобы тянуть время. Также возможен вариант, что вы потратите время на согласование документов с «технической» фирмой. В любом случае практика покажет, как и с какой скоростью будут обрабатываться декларации налоговиками. Чем медленнее, тем лучше для налогоплательщиков», – прокомментировала г-жа Легостаева.
Прогнозы утешают
Представители бизнеса сосредоточились на проблеме налоговой оптимизации. В этом случае, как считает Павел Замятин, можно использовать различные инструменты, которые не противоречат действующему законодательству. Например, использование нескольких взаимозависимых лиц, разделяющих бизнес на процессы. Однако бизнесу не стоит расслабляться. В некоторых случаях надо запастись терпением. Олег Тимофеев предупреждает, что в части земельных вопросов бизнесу стоит ожидать усложнения процедуры оспаривания, так как суды общей юрисдикции не имеют наработанной практики по таким делам. «Ситуация осложняется тем, что в конце 2014 года прошла очередная оценка земельных участков в Нижегородской области. По некоторым территориям стоимость выросла в 4-5 раз, что существенно увеличивает налоговую нагрузку на бизнес. Поэтому мы ожидаем роста числа судебных разбирательств», – добавляет он.
Юлия Крузе полагает, что в 2015 году для бизнеса складывается сложная ситуация переходного периода: «С одной стороны, у предпринимателей, которые хотят перестроить свои бизнес-процессы, есть еще несколько месяцев, чтобы изменить привычную и порочную практику и выстраивать новую схему работы. С другой, государство уже определило вектор дальнейшего развития, и с 2016 года обещает наступление надзорных каникул для «правильного» бизнеса сроком на три года». Г-жа Крузе заключает, что соответствующие поправки в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» уже разработаны Минэкономразвития РФ.
Михаил Черепнов, руководитель судебно-арбитражной практики юридической фирмы «Тимофеев/Черепнов/Калашников»:
Контакты:
тел. (831) 430-52-25
Мария Фотиаду, директор ООО консалтинговая группа «АФИНА-интеллект»:
Контакты:
тел. (831) 416-40-72, 281-07-27
Ульяна Кропылева, юрист-консультант юридической компании «Т.М.-Сервис»:
Предотвратить ущерб поможет правовой аудит кадрового делопроизводства, включающий экспертную оценку правильности ведения кадрового документооборота, анализ процессов и текстов конкретных документов на соответствие их требованиям трудового законодательства и оценку рисков наложения санкций при проведении проверок и/или в случае трудового конфликта. Кадровый аудит, являясь частью общего процесса минимизации высоковероятных рисков, таких как потеря активов, налоговое взыскание, определит, какие процессы и документы должны появиться, какие следует доработать, от чего стоит срочно отказаться.
Контакты:
тел. (831) 416-33-93
Анна Балавина, директор ООО «Бизнес-профи»:
· номер счета-фактуры;
· дату выписки;
· сумму продажи или покупки и НДС по операции;
· ИНН/КПП контрагента;
· полный перечень реализованных или приобретенных товаров и услуг.
Отчитываться по НДС с начала 2015 года необходимо не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Контакты:
тел. (831) 216-13-19
Марина Легостаева, директор «1С-БухОбслуживание. АКТИВ-Консалт»:
- компаний с некачественным ведением бухучета;
- «технических» компаний;
- компаний, сознательно применяющих «серые» схемы, в том числе с участием своих «технических» фирм.
Скорее всего, при выявлении расхождений проверяющие запросят пояснения от налогоплательщика (п. 3 ст. 88 НК РФ). И дальнейшие действия будут зависеть от того, к какой категории относится ваша.
Контакты:
тел. (831) 423-99-17
Ольга Тарасова, директор и главный бухгалтер облачных технологий ООО «Бухгалтерия Тарасовой Ольги»:
Контакты:
тел. (831) 261-33-31
Павел Замятин, генеральный директор компании «Аудит и Право»:
Контакты:
тел. (831) 434-92-32