Взгляд на олигархов
Владислава Кочеткова Российские экономические реалии таковы, что регионам уже не стоит строить стратегии своего развития, опираясь на инвестиционные планы олигархов и возможное изменение их ме
Владислава Кочеткова
Владислава Кочеткова
Российские экономические реалии таковы, что регионам уже не стоит строить стратегии своего развития, опираясь на инвестиционные планы олигархов и возможное изменение их места жительства. Эксперт считает, что будущее региональных экономик вовсе не в больших компаниях, а в малом и среднем бизнесе.
Как российские губернаторы борются за присутствие олигархических структур в своих регионах?
— Не могу сказать, что сейчас есть жесткая конкуренция за «присутствие олигархов». Российский крупный бизнес поделен, сферы влияния в значительной степени определены, в том числе по территориям, то есть вероятность появления в регионе новой для него финансово-промышленной группы не столь велика. Понятно, что создаются и новые компании, в которые инвестирует крупный бизнес. Регионы заинтересованы, чтобы предприятия создавались именно у них: это новые рабочие места, налоги, рост ВРП и так далее. Как правило, эффективными инструментами в конкуренции за инвестиции выступают различные налоговые преференции, вложение региональных средств в инфраструктуру, в отдельных случаях — выделение льготных кредитов под проект. Среди последних примеров можно отметить инициативу законодателей Свердловской области предоставить ОК «Русал» налоговые льготы на период строительства шахты «Черемушкинская — Глубокая» на ОАО «Севуралбокситруда».
Стоит отметить, что сейчас есть конкуренция за другие инвестиции — вложения в развитие инноваций, которые, в частности, осуществляет ГК «Роснано». Здесь речь идет о формировании пула инновационных проектов, развитии научных центров, создании льготных условий для инвесторов в высокие технологии, проведении различных конференций. Понятно, что и здесь без различных налоговых послаблений сложно обойтись. Можно вспомнить, что в сентябре участники конференции «Инновационный потенциал средних предприятий Нижегородской области. Меры государственной поддержки» предложили региональному правительству рассмотреть возможность предоставления дополнительных льгот по налогу на имущество и земельному налогу на начальном этапе промышленного освоения инновационных разработок, а также возможность освобождения от налога на имущество вновь введенного технологического оборудования, позволяющего снизить энергопотребление.
Всегда ли ожидания властей оправдываются с приходом олигархов? Не секрет, что не все крупные холдинги платят налоги в местные бюджеты. Почему так?
— Для ответа на такой вопрос нужно знать, какие ожидания региональные власти связывали с приходом той или иной финансово-промышленной группы. Понятно, что крупный бизнес далеко не всегда лоялен к местным администрациям. Он платит налоги там, где ему удобнее, или там, где этого требуют федеральные власти. Впрочем, даже если олигарх предпочитает платить налоги в каком-нибудь очень далеком регионе, субъект РФ, получивший инвестиции, все равно выигрывает за счет создания рабочих мест и других позитивных моментов.
Тогда почему олигархи всегда просят в регионах преференции?
— Российская экономика традиционно отличается высоким уровнем консолидации — не более 30 крупных ФПГ генерируют более 70% ВВП. В итоге компаний, имеющих существенные финансовые ресурсы, заметно меньше, чем регионов. Если у региона нет каких-то уникальных ресурсов, ему приходится конкурировать за инвестиции. По сути, инвестиции в бизнес — это олигополия, где поставщики ресурсов могут диктовать свои условия. Регионам приходится либо вступать в торг, пытаясь предложить выгодные условия, либо уступать капитал соседям. Не могу сказать, что это плохо. Как минимум, это заставляет шевелиться региональную бюрократию.
Помните, как глава группы «Онэксим» Михаил Прохоров зарегистрировался в далекой сибирской деревушке только для того, чтобы платить налоги в казну Красноярского края? И многие губернаторы, в частности, глава Кировской области Никита Белых, стали зазывать олигархов к себе. Сейчас тема с пропиской затухла или все еще актуальна?
— Скажем так: места прописки олигархов уже определены, убедить их сменить место постоянной регистрации достаточно сложно. Абрамович своими налоговыми выплатами поддерживает экономику Чукотки, Прохоров — Красноярского края. Такие действия выступают либо отражением социальной ответственности владельцев крупного бизнеса, которые поддерживают отдельные регионы и населенные пункты, либо неким элементом государственной антикризисной политики. Однако для крупных регионов бороться за прописку олигархов на своей территории, как минимум, несерьезно. Заявления того же Белых, как мне кажется, были в большей степени PR-ходом. По крайней мере, я не верю, что губернатор крупного региона рассчитывает поднять его экономику за счет прописки в нем крупных предпринимателей.
Из всех российских олигархов в Нижегородской области больше всего активов Олега Дерипаски. Есть суждения, что его бизнес серьезно пострадал в кризис. В то же время Нижегородскую область также относят к числу наиболее пострадавших в кризисный период. Можно как-то связать эти два явления?
— На мой взгляд, нет. Просто в Нижегородской области исторически имеется высокая концентрация предприятий, относящихся к отраслям, в наибольшей степени пострадавшим от кризиса. Речь идет, например, о машиностроении, металлургии и других.
Вообще существуют ли определенные экономические риски для региона, если там большое сосредоточение капиталов одного олигарха?
— Безусловно. Любая концентрация — это риск. Скажем, в регионе могут быть сосредоточены вполне успешные предприятия, но высокая долговая нагрузка холдинга может негативно отразиться на них — прибыль будет идти не на инвестиции, а на погашение долгов других компаний группы, будут урезаться затраты путем сокращения персонала и т.д.
Эффективная экономическая политика в региональном разрезе должна быть ориентирована на развитие малого и среднего бизнеса, диверсификацию экономики за счет развития новых отраслей, стимулирование инноваций. Например, в России в малом бизнесе заняты менее 20% населения, в том время как на Западе — не менее 50%. При этом доля малого бизнеса в ВВП находится на примерно таких же уровнях. Для региона развитый малый бизнес — это рабочие места, налоги в местные бюджеты, большая стабильность экономики, рост среднего класса. Борьба за привлечение олигархического капитала — устаревшая стратегия, которая в нынешних условиях вряд ли обеспечит высокую отдачу.