Меню

«Все эти «пора валить» не сработают», - эмигрантка из России о жизни в Испании

«Знаю лично нескольких россиян, которые, вырвавшись в Испанию 15-20 лет назад, сейчас раскаиваются, хотят вернуться и скорбят по упущенным на Родине возможностям».

Юлия Сандлер, эмигрантка из России, уехала из Нижнего Новгорода в Москву, а затем в Испанию в 2015 г.:

Побуду немного Капитаном Очевидность и скажу, что для переезда в другую страну нужно конкретизировать цель. Все эти «пора валить», не сработают. Знаю лично нескольких россиян, которые, вырвавшись в Испанию 15-20 лет назад, сейчас раскаиваются, хотят вернуться и скорбят по упущенным на Родине возможностям.  

Лучший вариант, если у вас есть ТАМ работа. Или часть семьи. Или друзья, которые обязательно помогут. Мой переезд был чистой воды авантюрой, но с целью. Наслушавшись разного о новой отечественной школе, воинствующем православии, прессинге детей и поборах с родителей, мне показалось проще найти хорошую школу в Европе, чем в Москве, где мы тогда жили. Плюс дочь очень часто болела – «такая вот экология у нас», - разводили руками врачи. Я начала собирать документы.

О переезде

Говорила на испанском – смотрела на Испанию. Работала с несколькими онлайн-проектами, сознательно отказываясь от предложений, которые связали бы с офисом. Моральную поддержку оказывал друг, когда-то бросивший родную Испанию ради России, да так и осевший в Москве. Он сказал: «Тебе нужно в Аликанте, там хороший климат. Там не слишком дорого жить. Почитай про местные школы. Пообщайся с кем-нибудь». В итоге через 10 месяцев после начала сбора документов, мы переехали, и скоро дочь пошла в школу. Обычную бесплатную городскую школу. После российского детсада сразу во второй класс – здесь распределяют детей по году рождения. Испанский не знала совсем – за исключением туристического минимума. Заговорила через полгода, а сейчас, по прошествии двух лет, поправляет меня словами «здесь так не говорят».

Теперь она билингв, который учит два дополнительных языка – английский и валенсийский, то есть язык автономной области Валенсия. Мы много работаем над тем, чтобы сохранить русский. Вокруг немало примеров, когда в русских семьях дети вообще не говорят на родном языке. Сейчас дочь идет в четвертый класс – скажу честно, это не четвертый класс в моем, советском понимании. Хотя нам сильно повезло со школой, мне видится отставание от знакомой программы примерно на год. С другой стороны, для ребенка, пропустившего первый класс, все идет соответственно возрасту. В том, что касается цели переезда, мы пока «в графике».

 

О работе

С работой здесь сложно – особенно, если у тебя ребенок. Отвести в школу, привести из школы, кружки, секции, занятия, уроки – пока это не увязывается с карьерой. Были, конечно, попытки что-то организовать и куда-то нестись. Потому что женщину из Москвы можно вытащить, а Москву из женщины – нет. Успех все попытки имели посредственный. С другой стороны, я сохраняю все фриланс-проекты и с радостью беру новые, над которыми можно работать из дома. Немного занимаюсь переводами, получив здесь диплом по испанскому как иностранному на уровне С1 (пятый из шести уровней знания языка в Общеевропейской системе CEFR). Преподаю русский как иностранный – благодаря родному ННГУ.

Рассчитываю от частной практики перейти к работе в языковых школах. Хотя спрос в нашем курортном городе невысок. Для того, чтобы трудоустроиться в государственную школу (что и престижно, и неплохо оплачивается), в автономной области Валенсия необходимо знать не только основной государственный, но и валенсийский язык на уровне С1. Это трудно, но выполнимо: валенсийский преподают на недорогих курсах в госшколах. Туда непросто попасть, но мне удалось, так что с середины сентября начинаю учить valenciano.

Правило «обмани своих»

Что же касается бизнеса, у меня на глазах несколько компаний, основанных выходцами из бывшего СССР, развалились, некоторые – поднялись. Город курортный, так что основной промысел «наших» - туризм и недвижимость.

Процветает правило «обмани своих» - когда бывшие соотечественники обещают оказать максимальную поддержку, а затем пропадают с твоими деньгами. Многие обжигаются и опускают руки.

С другой стороны, самостоятельно, без помощи на месте, не обойтись. Здесь есть масса тонкостей и трудностей, которые не просто отсутствуют в России, но которые абсолютно невозможно понять.

Самый яркий пример – феномен «окупасов». Это когда в ваше отсутствие в квартиру или дом проникают чужие люди, и с тех пор выжить их оттуда можно только через суд. Полиция не встанет на вашу сторону, а в случае драки объявит виноватыми вас. Суд рассматривает дела о выселении в течение полугода – все это время «окупасы» живут в квартире, не платят коммунальные платежи (а здесь это очень недешево), используют все ваше имущество. Это может случиться в любом городе, и единственное, в чем ситуация недавно улучшилась – был сокращен срок рассмотрения подобных дел в суде. Раньше можно было ждать около двух лет, пока полиция с судебным решением на руках получит полное право на выселение «окупасов». Остается надеяться, что эта законодательная норма будет изменена в пользу собственника – в последнее время в СМИ регулярно поднимается эта тема.

О ценах

Здесь очень дорого все, что касается связи и интернета – раз в 15 дороже, чем в Москве. И услуги эти невысокого качества, Wi-Fi регулярно подвисает. Когда твоя работа связана с интернетом, удар получается ощутимым. Здесь, повторюсь, дорогая коммуналка и обслуживание дома: очень быстро учишься экономить воду и электроэнергию. В среднем за ЖКУ в месяц отдаешь 70-80 евро.

Трудно с работой, особенно для молодежи – поэтому молодые люди уезжают в другие страны Европы. Переезжать без финансовой помощи и стабильной работы, какой бы то ни было, бессмысленно.

Жилье здесь плохо приспособлено к погодным аномалиям. Если идет очень сильный дождь – квартиры заливает, по улицам перебираешься по щиколотку в воде. Зимой, когда температура может опуститься до плюс 6, в доме не выше – 10 градусов: отопления не предусмотрено. Вы живете в холодильнике примерно месяц. С тотальным холодом в первый год справиться нелегко.

О плюсах переезда

При всех минусах положительного для меня пока гораздо больше. Дочь стала меньше болеть. Школа, кружки и секции – в шаговой доступности. Ребенок счастлив, ей нравится учиться, нравится атмосфера в коллективе: здесь не насмехаются над инаковостью, в школе учатся инвалиды, многие из которых не могут самостоятельно передвигаться. Вечерами ее можно спокойно отпустить гулять во двор, до темноты. Здесь хорошее медицинское обслуживание, испанцы, кстати, очень гордятся своей системой здравоохранения. Все занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни.

Здесь по-настоящему умеют веселиться – карнавалы и торжества, посвященные историческим событиям или святым, проходят минимум раз в месяц.

Если вы любите вкусно поесть, то Испания – то место, где гастрономический праздник не кончается. Здесь люди очень открыты и дружелюбны – правда, незнакомым они не помогут, но нигде на это не стоит рассчитывать. В Испании у человека нет возраста: можно пойти на второе высшее в 50, на курсы китайского в 60, на уроки танцев в 70. И the last but not the least – это море и солнце.

Ученые, и не только британские, доказали, что для производства гормона счастья – серотонина человеку необходим солнечный свет. И несмотря на трудности, которые были, есть и будут, счастья здесь, действительно больше.