Меню

Воздвигнуть башню на руинах

4 ноября произойдет уникальное культурное событие десятилетия для нашего города — кольцо Нижегородского кремля замкнется. 13-ю недостающую башню восстановили спустя почти 200 лет после обрушения.

Точная копия оригинала обошлась региональному бюджету в 150 млн руб. Впервые на такую крупную реконструкцию средства нашлись в областном бюджете, без привлечения помощи федералов и сторонних спонсоров. Специально для этого проекта Нижегородский кремль перевели из федеральной собственности в региональную. Об истории восстановления Зачатской башни Нижегородского кремля «ДК» рассказал руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Владимир Хохлов.

История каменного Нижегородского кремля началась примерно в 1500 г. Закончилось строительство не позднее 1515 г. Кроме 13 круглых и прямоугольных в плане башен, а также отводной башни с мостом у Дмитриевской башни «Каменный город» имел постоянный гарнизон и солидное артиллерийское вооружение. Новая волжская крепость создавалась Московским государством как основной опорный пункт против Казанского ханства.

Последние страницы боевого послужного списка Кремля относятся к началу XVII века, ко времени иностранной интервенции и нижегородского ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Возле стен кремля, на Нижнем посаде, в сентябре 1611 г. прозвучало воззвание Кузьмы Минина. В середине XVII века нижегородская крепость утратила свое первоначальное оборонительное значение и стала центром общественно‑политической и культурной жизни.

Если имя зодчего, создавшего Кремль, история сохранила в тайне, то архитектор, реставрировавший его, известен. Святослав Агафонов начал реконструкцию главного нижегородского памятника в 1949 г. За 20 лет, к 1969 г., все башни и стены были приведены в порядок. Однако тогда мастер отказался от идеи восстановления Зачатской и отводной башен.

Зачатская башня получила свое название от располагавшегося поблизости, вне кремлевских стен, Зачатьевского монастыря, основанного в середине XIV в. Некоторые документы XVIII в. называют башню Живоносовской — по располагавшейся рядом церкви. Из данных Писцовой книги за 1621–1622 гг. и других документов следует, что Зачатская башня имела всего два яруса и по своей высоте не превышала высоты линии стены. По условиям местности, а также исходя из того, что господствовали на реке русские, строители кремля не придавали ей значения важного узла обороны и построили башню с проездом лишь в качестве выхода из кремля, соединявшего его кратчайшим путем с рекой. Как пишет в своей книге «История реконструкции Нижегородского кремля в конце XVIII — первой половине ХIХ века» Сергей Шумилкин, о плохом состоянии стены около Зачатской башни упоминалось уже в Писцовой книге 1621–1622 гг. Опись 1765 г. указывала на катастрофическое состояние объекта: в конце XVII — первой половине XVIII в. ее массив был смещен оползнем на 4,5 м в сторону реки. По словам руководителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Владимира Хохлова, ее крушение было связано с очень подвижными из‑за грунтовых вод почвами.

Только в 1961 г., когда обрушилась часть поздних наслоений, стало ясно, что под ними действительно сохранились фрагменты старой кладки. К 1980 г. эти фрагменты были расчищены и затем подробно обмерены. В 1985 г. архитектором Ириной Агафоновой под руководством Святослава Агафонова была выполнена графическая реконструкция облика Зачатской башни. Однако, по словам Владимира Хохлова, тогда на возведение новой башни не хватило средств.

Не повторить ошибок прошлого

Средства на окончательное замыкание периметра кремлевских стен нашлись в бюджете уже современной Нижегородской области. Губернатор Валерий Шанцев уже в начале своего срока обращал внимание на плачевное состояние объекта, а в 2008 г. он заложил первый камень в будущий корпус тринадцатой башни.

Как рассказывает Владимир Хохлов, работа за четыре года была проведена колоссальная. «То, что мы видим сейчас, — это уже завершающая стадия — самая легкая и приятная», — говорит он. Первым делом были проведены серьезные геолого‑геодезические работы — для того чтобы не повторить ошибок прошлого и не потерять строение из‑за природных условий. На основании полученных данных подрядчик — ООО «Старый Нижний Новгород» — разработал берегоукрепительный проект с учетом особенностей инженерно-геологического строения участка. Комплекс защитных противооползневых мероприятий с целью уменьшения вероятности образования оползневых деформаций включил в себя строительство удерживающих сооружений из буронабивных свай, устройство дренажных систем, пешеходных дорожек с водосбросными лотками, укрепление спланированных поверхностей склона посевом трав.

Кроме того, на территории, окружающей башню, специалисты провели ар­хеологические раскопки. В ходе работ они нашли артефакты периода XVI–XIX вв., в частности, остатки фундаментов башни и подпиравших ее контрфорсов, основания примыкающих к башне стен, фрагмент водовода святого источника, подводившего воду к Живоносовской церкви. В дальнейшем часть сохранившегося фундамента будет заключена под стеклянный купол и станет частью экспозиции архитектурного ансамбля Нижегородского кремля.

По аналогии с европейскими музеями к нему будет обеспечен доступ тех, кому интересна история. Что касается желоба, который приняли за остатки Живоносного источника, сегодня уже сложно достоверно идентифицировать, действительно ли он находился на этом месте. Есть ряд совпадений фактов, которые позволяют говорить об этом.

В 2011 г. все исследования были прекращены, и подрядчик приступил к непосредственному возведению корпуса башни, проект восстановления которой он разработал совместно с дочерью первого реставратора кремля Святослава Агафонова Ириной и научно‑исследовательским предприятием «Этнос». «Новую башню можно назвать макетом, но макетом, выполненным с высокой точностью. Госпожа Агафонова основывалась на собственных историко‑архитектурных изысканиях и исследовательских материалах отца», — рассказывает Владимир Хохлов. Общая высота до края прясел башни составит 18 м. Высота башни с куполом — 31 м.

Основным документом для воссоздания точного внешнего вида башни послужила гравюра Адама Олеария «Описание путешествия в Московию…» середины 1630‑х — первой половины 1640‑х гг., на которой с высокой точностью изображен наш Кремль со стороны реки. Как раз с этого места хорошо видна Зачатская башня.

Автор проекта воссоздания Зачатской башни Ирина Агафонова предусмотрела восстановление белокаменных вставок в стенах башни. В некоторых исторических источниках Зачатская башня упоминается как белая — именно из‑за того, что не была полностью обложена красным кирпичом. Эту особенность башни также решено восстановить, комментирует господин Хохлов.

Сложность реставрации заключалась в том, что современные заводы практически не выпускают необходимых строительных материалов. Поэтому за уникальным красным керамическим кирпичом, который применялся при восстановлении остальных башен Нижегородского кремля, пришлось ехать в Тулу и даже на Урал, в Нижний Тагил. Только там подрядчики смогли найти завод, где были нужные формы. По словам руководителя управления, у застройщика не было другого пути, потому что надзорные органы не позволили бы реставрировать памятник, используя не аналогичные материалы.

«Башня уже вырисовывается, к 15 октября ООО «Старый Нижний Новгород» должен сдать объект. Однако торжественное открытие башни состоится 4 ноября, в День народного единства», — сказал Владимир Хохлов. После того как периметр Нижегородского кремля замкнется, этот исторический памятник станет полноценным культурно‑рекреационным центром с музеями, выставочными площадками и прогулочными зонами. В суеверия, связанные с восстановлением 13-й башни Кремля, господин Хохлов не верит, отшучивается: «Может, она 12-я или вообще первая». По его мнению, благое дело плохим не бывает. Поэтому с нетерпением ждет ее торжественного открытия.

Бизнес не хочет вкладываться в реставрацию

Треть средств, запланированных на восстановление Зачатской башни была потрачена на инженерное укрепление склона. Все остальное — на возведение основного корпуса башни и прилегающих участков стен, которые также были разрушены. Чтобы выделить средства напрямую из областного бюджета и  сэкономить время, памятник пришлось перевести из федеральной собственности в региональную.

По словам господина Хохлова, Нижегородская область реконструкцией кремля занимается порядка восьми лет. За это время около 30 млн руб. было потрачено только на ремонт тесовых кровель. «Нельзя же вместо старой деревянной крыши поставить современную пластиковую. Конечно, сейчас технологии позволяют увеличивать срок службы дерева, но сделать вечным его ни один состав не может», — говорит Владимир Хохлов.

Нижегородский бизнес восстановление Зачатской башни не финансировал, предпочитая выделять средства на те объекты, которые находятся в их собственности и пользовании.

Как отметил руководитель управления, в центре города практически нет свободных территорий под возведение коммерческих площадей, поэтому, если бизнес хочет работать в верхней его части, он должен вкладываться в реставрацию.

«Некоторые из предпринимателей, которые взяли на баланс своих компаний памятники архитектуры, привели их в надлежащий вид в соответствии с нашими требованиями. Другие объекты еще требуют серьезных финансовых вложений. За состояние объектов ответственность должны нести их владельцы», — сказал Владимир Хохлов. Конечно, государство помогает, в области реализуется программа по сохранению объектов культурного наследия, а также по расселению ветхого и аварийного фонда.

Безусловно, из‑за ветхости все памятники, которые находятся на территории Нижнего Новгорода, сохранить в подлинных конструкциях не получится, но самые значимые, безусловно, сохранят. «Радует, что интерес инвесторов к реставрационной деятельности возрастает, однако его не достаточно, чтобы захватить все объекты», — отмечает Владимир Хохлов.

Как пример реставрации памятника за деньги частного инвестора можно привести проект восстановления уникального памятника деревянного зодчества — дома бывшего городского головы Д.В. Сироткина. Приспособление данного объекта для современного использования будет проводиться не на бюджетные средства, а на деньги инвестора — ООО «Отель Волга Центр», который хочет превратить ее в архитектурную доминанту нового гостиничного комплекса. Также Владимир Хохлов надеется на то, что в 2013 г. начнется реставрация Дома чекиста на улице Малой Покровской, проект разработан частным инвестором и в данное время находится в стадии согласования.

Екатерина Мясникова