Главным драйвером роста для большинства участников банковской отрасли в прошлом году стала ипотека. Какие еще тренды выделили эксперты?
На круглом столе, организованном «Деловым кварталом», игроки рынка обсудили, почему отделения продолжают терять клиентов, сложные инвестиционные продукты становятся все более востребованными, а банки развивают небанковские продукты.
Итоги года и планы на 2020 год
— Для нас год был отмечен тем, что строительная отрасль начала переходить на новую схему финансирования жилищного строительства с применением счетов эскроу. Это продукт №1 для нашего банка, и в 2020 г. мы планируем усилить работу в этом направлении. По итогам прошлого года банк в целом подписал кредитных соглашений на сумму порядка 350 млрд руб. В 2020 г. наша глобальная задача — выйти на 1 трлн руб. по объему подписанных кредитных соглашений с застройщиками в РФ, в ПФО — 50 млрд руб.
И второй наш приоритет — ипотечное кредитование. Сейчас мы занимаем восьмое место по объему ипотечных кредитов среди банков страны, цель — войти в тройку.
— В прошедшем году розничное кредитование продолжило расти. Драйвером роста здесь остаются ипотека и кредиты наличными. В банковском бизнесе я бы отметил два ярко выраженных тренда. Во-первых, появляется все больше госпрограмм поддержки как населения, так и бизнеса, которые стимулируют рынок кредитования. Это, в частности, программа «Ипотека с господдержкой» для семей с двумя и более детьми, ставка по которой сегодня составляет 5 %; в корпоративном сегменте — это госпрограммы льготного кредитования Минэкономразвития, Минсельхоза и корпорации МСП, направленные на развитие малого и среднего бизнеса.
Второй тренд — диджитализация, в рамках которой ВТБ активно проводит цифровую трансформацию продуктов, услуг и сервисов. Мы планируем, что все они к 2022 г. будут доступны нашим клиентам онлайн.
— Наш приоритет — малый и средний бизнес. В 2019 г. «Центр-инвест» выдал малому и среднему бизнесу кредитов более чем на 26 млрд руб. Более трети из них приходится на госпрограммы субсидирования МСБ. В акселераторе «Центр-инвест» прошли обучение более 5,5 тыс. предпринимателей, 800 из них запустили собственный бизнес и более 300 действующих бизнесменов повысили объем выручки на 20%.
— Если говорить о популярных банковских продуктах, то в 2019 г. мы наблюдали особый интерес к карточным продуктам с различными программами лояльности, особенно — к дебетовым картам с кешбэком. Кроме того, 2019 г., без сомнения, стал годом ипотеки. В 2020 г. рост ипотечного кредитования в России сохранится.
Также 2019 г. характеризовался активной цифровизацией банковского сектора. В частности, наша стратегия, направлена на то, чтобы проникновение мобильного приложения в клиентскую базу составило 60% по итогам 2020 г., эту цифру в Нижнем Новгороде мы уже перешагнули.
— Из года в год мы прирастаем как по активам, так и по депозитному портфелю. В розничном сегменте одним из ключевых драйверов была ипотека. Потребительские кредиты за год выросли на 5-10%.
— В прошлом году мы приросли по ипотеке на 30% и заняли 3% нижегородского рынка. У нас довольно высокие темпы выдач за счет цифровой платформы и на этом направлении мы практикуем формирование качественных однородных портфелей для частичной продажи другим банкам.
Что касается корпоративного направления, в 2019 г. то мы росли не агрессивно — на 15-20%, поскольку наша бизнес-стратегия не подразумевает увеличения корпоративного портфеля, и работаем мы только с проверенными компаниями. Ставку на беззалоговое кредитование мы по-прежнему не делаем, поскольку этот сегмент высокорисковый.
На 2020 г. мы поставили планы прироста по ипотеке — на 25-30%, по корпоративному бизнесу — на 20%.
— Основными драйверами роста розничного сегмента для нас стали автокредитование и ипотека. Отдельно хотелось бы отметить востребованность семейной ипотеки, программ рефинансирования кредитов других банков. Тем более, что в рамках программы рефинансирования клиенту предоставляется возможность объединить ипотечный, потребительский, автокредит и задолженности по кредитным картам в одном кредите, а также дополнительно получить наличные средства. В малом и среднем бизнесе основной акцент был сделан на сервисной составляющей и развитии новых продуктов.
Пользуются ли спросом льготные программы с субсидированной процентной ставкой?
— Если говорить о семейной ипотеке, то в общем объеме у нас порядка 10-15% льготных кредитов. Были и есть клиенты, которые после одобрения заявки ждали рождения ребенка, чтобы попасть под программу. Мы проводили опрос молодых семей, с двумя и более детьми — 80% из них в ближайшие два года планируют взять ипотеку, воспользовавшись льготной процентной ставкой.
Со стороны предпринимателей мы видим желание воспользоваться кредитами по льготным ставкам с целью строительства собственных производственных площадей.
Какие небанковские продукты развивают банки?
— Многие банки сегодня начали активно разрабатывать и продвигать небанковские услуги. Наш банк сейчас создает жилищную экосистему, в которой для клиента будут доступны многие сервисы, смежные не только с покупкой, но и с обслуживанием жилья. Она предполагает цифровой процесс поиска объекта с услугами риелтора, покупки, продажи или сдачи в аренду. Все предложения будут сформированы на базе продуктов и услуг группы ВТБ, а также широкой партнерской сети.
— Банки развивают это направление, чтобы предоставить максимальный комплекс услуг в одном месте. Мы, например, готовы предложить онлайн-кассы, онлайн-бухгалтерию, управленческий учет — практически весь спектр актуальных услуг для бизнеса. Если по каким-то направлениям развивать собственные предложения банку нецелесообразно — создаются различные партнерские программы. Клиент приходит в банк и получает обслуживание «на 360 градусов». Вероятность того, что он надолго останется в банке, — сильно возрастает.
—Все игроки рынка, так или иначе, двигаются в сторону формирования локальных или глобальных экосистем, но разными путями и с разной скоростью. Мы сконцентрировались на построении нишевой экосистемы вокруг конкретного продукта – ипотеки.
«Клиенты больше не хотят приходить в отделения»
— В качестве одного из главных трендов я бы назвала снижение клиентопотока в отделения. Порядка 30% клиентов уходит в онлайн-продажи. И это логично, ведь почти все можно сделать через интернет. Кто придет в отделение? Во-первых, это премиальные клиенты, которым неудобно обсуждать детали по телефону; во-вторых, клиенты со сложными вопросами. Отделения становятся чем-то вроде сервисных центров, куда клиент приходит либо впервые, либо со сложной задачей.
— Год от года поток клиентов в отделения снижается, это связано с тем, что мобильные приложения становятся настоящими цифровыми офисами для клиента. Клиенты в основном обращаются в офисы для решения сложных вопросов, к примеру, для оформления инвестиционного продукта.
Вместо невыгодных вкладов — инвестиционные продукты
— Несколько лет назад инструментом сбережения и приумножения средств были только депозиты. Я сама 20 лет в банковской сфере, помню, как работала операционистом и учила эти тарифы.
Буквально 2-3 года назад клиенты отказывались слушать о сложных инвестиционных продуктах. Им было попросту страшно и неинтересно.
Сегодня ставка по депозитам составляет 3-5% максимум. Поэтому клиенты переходят к инвестиционным продуктам. Здесь опять же государство в помощь. Те же индивидуальные инвестиционные счета позволяют возместить подоходный налог и получить за три года доход больше, чем по депозиту.
— В настоящее время заметно увеличился спрос на инвестиционные продукты. Например, если пару лет назад инвестиционное страхование жизни было редкостью, сегодня это системные продажи. И суммы чеков различны: от небольших до весьма значительных.