Меню

Учить детей за границей патриотично, если они вернутся в Россию

Сергей Малов, представитель МИД России в Нижнем Новгороде Некоторые эксперты отмечают, что российский бизнес полюбил отправлять детей учиться за границу, что, мол, не совсем патриотично. Родители

Сергей Малов, представитель МИД России в Нижнем Новгороде
Некоторые эксперты отмечают, что российский бизнес полюбил отправлять детей учиться за границу, что, мол, не совсем патриотично. Родители вправе, конечно, решать, что станет основой успеха в жизни и карьере для их ребенка. И я искренне убежден, что в раскрытии природных задатков человека важную роль играет именно образование, и желательно качественное и глубокое. Такое образование ценится во все времена и во всех странах мира.
Но я принадлежу к той группе россиян, которая свято верит, что российское образование— одно их лучших в мире. Россия давно доказала этот факт своими достижениями и научными прорывами мирового масштаба. И неправ тот, кто говорит, что все самое замечательное в нашей науке и образовании в прошлом. Вспомните: в этом году Нобелевскую премию получил Константин Новоселов за новаторские эксперименты по исследованию двухмерного материала графена. В 2003 году Нобелевским лауреатом стал Алексей Абрикосов за создание теории сверхпроводимости второго рода и теории сверхтекучести жидкого гелия-3. Разве это вчерашний день? К тому же государство всерьез взялось за поддержку науки и образования. Нижегородский государственный университет имени Лобачевского, например, ежегодно участвует в конкурсах на получение федерального финансирования и получает его под конкретные разработки. Радует, что научные разработки ориентированы на четкое практическое применение, они востребованы и, следовательно, люди будут достойно вознаграждены за свою работу. Поэтому нобелевские лауреаты из России были и будут.
Правда, есть в этом и другое. Мы и не заметили, как получили новую форму— образовательная и научная деятельность на основе принципов интеграции. Это обеспечивает то, к чему мы всегда стремимся, но что у нас не всегда удается, — трансфер технологий в экономику. Главное ведь не только сделать открытие, а внедрить его, чтобы оно приносило пользу, «работало».
Но несмотря на все это желание молодежи учиться за рубежом и мечту родителей отправить туда свое чадо отменять нельзя. Да, я настроен патриотично, я учился тут, наше представительство МИД имеет успешный опыт сотрудничества с отечественными вузами, но у нашего когда-то закрытого города есть свой счет в отношении всего зарубежного. Именно изолированность города Горького сделала нижегородцев такими жадными до впечатлений и желания открывать мир. Учеба за границей в глазах многих предстала одним из лучших способов посмотреть мир и освоить иностранный язык, а потом найти хорошую работу с такой же хорошей зарплатой. В этом нет ничего непатриотичного, это нормально. Мы же все хотим вырастить своих детей конкурентоспособными на рынке труда.
Хотя учеба за границей не давала никаких гарантий трудоустройства и успеха ни в России, ни за рубежом. В этом смысле присоединение России к Болонской конвенции открыло новые горизонты для российской молодежи, стремящейся стать специалистами в своей области и в то же время найти практическое применение своим знаниям и совершенствовать их на международном уровне. Новая система бакалавриата и магистратуры позволяет российским студентам выбирать, приступать ли им к работе сразу после освоения первой ступени высшего образования или продолжить учебу в российском вузе или в одной из стран Болонской конвенции. Имея хорошую базу классического российского образования, владея иностранным языком и ориентируясь на пространствах Интернета, сейчас можно найти множество вариантов для углубления своих знаний и расширения кругозора, будь то возможности международных грантов, стажировок или именных стипендий. Поэтому возможность учиться за границей уже давно не является привилегией только состоятельных семей.
И большинство молодежи, выбрав однажды российское образование, не изменяют ему и возвращаются в Россию после стажировок за границей или даже более длительного обучения в магистратуре или аспирантуре. Я называю такую молодежь думающей. И я уверен, что настоявшиеся традиции российского образования полезно смешивать с веяниями иностранного. К тому же, на мой взгляд, именно возможность такого включенного в обучение международного опыта положительно сказывается на формировании правильной гражданской позиции у молодежи. Поколесив по миру, наше молодое поколение возвращается и начинает строить свою жизнь в России. И это правда здорово.
я уверен, что настоявшиеся традиции российского образования полезно смешивать с веяниями иностранного
Колонка написана специально для «Делового квартала»