Три сценария Александра Егоршина
Ректор НИМБа скорее оптимист. Хотя даже среди трех сценариев развития высшей школы в России, разработанной институтом, есть и пессимистический, который уже стал реальностью. Студентов становится
Ректор НИМБа скорее оптимист. Хотя даже среди трех сценариев развития высшей школы в России, разработанной институтом, есть и пессимистический, который уже стал реальностью. Студентов становится все меньше— вузы пожинают плоды демографического спада начала 90-х годов, — но Александр Егоршин уверен, что ситуация нормализуется, как только будет найден баланс между спросом и предложением.
Вы возглавляете негосударственный вуз, то есть по сути вы руководите коммерческой структурой.
— Как ректор я возглавляю негосударственный вуз, в котором 95% доходов— это плата за обучение по программам высшего образования. Вся коммерческая деятельность вуза — гостиница, общежитие, столовая, фитнес-центр — выделена с 2003 года и управляется по аутсорсингу как малое предприятие ООО «Парус». Кстати, мы это сделали на семь лет раньше, чем было рекомендовано вузам Минобрнауки РФ. Это предприятие возглавляет другой человек, я являюсь учредителем, но оперативной деятельности не веду. Поэтому коммерсантом я не являюсь ни по статусу, ни по сфере деятельности, ни по финансовым потокам. Я просто ректор.
Вы ректор коммерческого вуза, но сейчас даже государственные университеты и институты научились зарабатывать на образовании. Конкуренцию ощущаете?
— Действительно, вузы после 2000 года стали переходить на платное обучение. Но нельзя это называть коммерческой деятельностью в чистом виде. Коммерция— это торговля, а вузы занимаются платной деятельностью. Конкуренция в нашем сегменте «Экономика и управление» весьма существенная, потому что большинство государственных и негосударственных вузов дают платное образование по этому экономическому профилю. И конкуренция только обострилась во время кризиса. Правда, абсолютного лидера в этом сегменте так и не появилось— для этого нужно иметь 40% рынка и более, а у НИМБ только 15%.
Чтобы удержаться на рынке, нужно иметь конкурентные преимущества. У вас они есть?
— Конечно, есть. НИМБ с 1992 по 2008 год входил в двадцатку лучших вузов России в области менеджмента по рейтингу Минобрнауки РФ. А основные наши конкурентные преимущества— это более низкая стоимость обучения, чем в других вузах, современная материально-техническая база, а также высококвалифицированный состав преподавателей, из которых 61% имеют ученые звания и степени.
Можно ли говорить о том, что в регионе есть вузы-бренды, за обучение в которых общество готово платить деньги?
— В Нижегородской области есть очень сильные школы, которые признаны другими вузами и могут быть конкурентоспособными. Среди них техническая школа в НГТУ, физико-математическая в ННГУ, школа стратегического управления в НИМБ. Можно еще назвать юридическую школу, в основном — по уголовному праву. И надо признать, что сегодня потребители образовательных услуг готовы платить за бренды. Если ранжировать, то первенство в области образования по экономике и менеджменту среди государственных вузов я бы отдал Нижегородскому государственному университету имени Лобачевского, а среди коммерческих и филиалов лидером назвал бы наш НИМБ.
Вообще высшая школа может быть прибыльным бизнесом?
— Высшее экономическое образование в руках хорошего ректора весьма рентабельно, однако сейчас этот показатель невысок — не более 10%. А в 2009–2010 годах он резко снизился до 5–7% из-за экономического кризиса. При этом вся прибыль реинвестируется обратно в учебно-научно-методические сферы деятельности. Никакие дивиденды по закону об образовании не выплачиваются. Поэтому высшее образование неинтересно для инвесторов-олигархов. Но есть и положительный момент: нами не интересуется рэкет.
Да, интересный момент. Ну а заработанные на образовании деньги в какие проекты вкладываете?
— В течение 10 лет, с 2001 по 2010 г., мы реализовывали всего один проект— создание инфраструктуры вуза. В это мы вкладывали все свободные средства. За это время было капитально отремонтировано и реконструировано четыре здания и построен и оборудован главный учебный корпус. Инвестиции составили 268,5 млн руб. Средняя стоимость одного кв.м получилась 24 тыс. рублей. Это небольшая сумма для Нижегородской области, подтверждающая эффективность частных инвестиций и строительства хозяйственным способом.
Вы использовали только собственные средства или приходилось обращаться в банки?
— Конечно, мы использовали заемные средства— это три кредита Волго-Вятского отделения Сбербанка России на сумму 33 млн руб., а также трудовые кредиты субподрядчиков и материальные кредиты нескольких поставщиков.
Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития отечественной высшей школы?
— Российская высшая школа является одной из лучших в мире и находится на одной ступени по фундаментальности и качеству с американской и английской. Мы разработали три сценария развития высшей школы России до 2015 года: пессимистичный, оптимистичный и реалистичный. Два ближайших года развитие вузов пойдет по пессимистическому сценарию — из-за общего экономического кризиса в России и Нижегородской области. Другие могут в этом не признаваться, но это действительно так. Падает число поступающих, численность студентов сокращается во всех образовательных учреждениях. Но если у госвузов есть весьма большие бюджетные ассигнования, то у коммерческих вузов этого нет. Затем до 2020 года будет реализовываться реалистичный сценарий. Максимальный выпуск специалистов по группе «Экономика и управление» составит 6 тыс. человек в 2013 году и затем будет резко снижаться до 2,7 тыс. человек в 2020 году. Тогда спрос и предложение в сфере образования наконец будут сбалансированы в России. Ну а третий вариант развития событий,оптимистический, по нашему научному прогнозу в России маловероятен.
Родился в 1947 году
В 1971 г. окончил очное отделение промышленно-экономического факультета Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. В 1978–1988 гг. работал в строительном институте ассистентом, старшим преподавателем, доцентом. В 1988 г. организовал кооператив «Нижегородская школа эффективного управления». В 1991 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук. В 1994 г. присвоено ученое звание профессора. В 1992 г. организовал первый негосударственный вуз— «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса». В 1997 г. присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В 2000 г. стал лауреатом премии Нижнего Новгорода в области образования. В 2004 г. — победитель российского конкурса «Менеджер года» в номинации «Сфера образования». В 2007 г. избран академиком Международной Академии менеджмента, награжден орденом Почета.