Арсенал: Территория современного искусства
Главным культурным событием 2011 г. в Нижнем Новгороде стало открытие Государственного центра современного искусства в стенах Нижегородского арсенала.
Главным культурным событием 2011 г. в Нижнем Новгороде стало открытие Государственного центра современного искусства в стенах Нижегородского арсенала. Памятник архитектуры прошел большой путь от склада боеприпасов до произведения искусства. Его восстановление обошлось федеральному бюджету почти в 500 млн руб.
Здание Нижегородского арсенала было решено построить на территории Кремля после посещения Нижнего Новгорода Николаем I в 1834 году. Изначально ему отводилась не функциональная, а идеологическая роль: Арсенал воплощал патриотические представления о героике 1812 г. В его сводчатых залах предполагалось создать склад боеприпасов. В 1843 г. строительство было завершено. Ровно сто лет Арсенал выполнял функцию оружейного склада, где боеприпасы хранились в определенном порядке, который ежегодно утверждал государь император.
Ответственность на плечах нижегородских «кариатид»
Спустя 100 лет, в 1943 г., функционал здания поменялся: в его помещениях вместо оружия стали хранить стратегические карты. В правом и левом ризалитах Арсенала на хрупких вековых полах стояли огромные стеллажи, на которых лежали типографские пачки с картами. Такая нагрузка на квадратный метр пола неприемлема даже в современных строениях.
Естественно, к моменту, когда Арсенал передали Министерству культуры, он практически превратился в руины. Старинные деревянные полы проваливались под тяжестью советского наследия, ленточный фундамент местами прогнил до основания, а вместо крыши была огромная дыра. Последний ремонт оружейного склада датируется концом XIX века. По сей день реставраторы находят следы этих инженерных работ. Например, в правом ризалите кирпичные своды были заменены так называемыми сводами Монье.
По словам директора Приволжского филиала Государственного центра современного искусства Анны Гор, из-за того, что памятник многие годы был выведен из архитектурного оборота, «очень многие нижегородцы до сих пор не знают, где находится Арсенал». Благо, в стране ужесточилось законодательство по охране памятников архитектуры. Минобороны оказалось в ситуации выбора: либо выделять серьезные средства на реставрацию Арсенала, либо передать его Министерству культуры. Тем более что об этом заговорили Анна Гор и Любовь Сапрыкина, которые возглавляли общественную организацию «Центр современной культуры «Кариатида». Второй вариант оказался наиболее приемлемым. «Мы много лет шли к воплощению нашей идеи, доказывали, что центр современного искусства необходим Нижегородской области. И, наконец, в 2003 году нам удалось «взять Арсенал»,— вспоминает Анна Гор.
Идею перепрофилировать именно здание Арсенала под музей современного искусства нижегородским «кариатидам» подсказала руководитель департамента по сохранению наследия Наталья Бахарева. Она в то время отвечала за памятники архитектуры, и ей было важно, чтобы Арсенал имел полезную функцию, правильно эксплуатировался, восстанавливался и реставрировался.
Награда за «хождение по мукам»
«Власть не сразу пошла на открытый диалог. Мы долго говорили, писали бумаги, но оставались непонятыми. Помог нам бывший полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко: благодаря его энергии дело продвинулось. Думаю, он решил оказать нам поддержку, потому что понимал, что мы делаем это не для себя, а из-за профессионального долга: если не мы, то кто? В итоге здание было получено, и в нем шаг за шагом стала создаваться территория искусства и культуры в самом сердце Нижнего Новгорода. На восстановление Арсенала в федеральном бюджете было предусмотрено более 500 млн рублей.
«Безусловно, можно было выстроить новое, ультрасовременное здание под музей, как это сделали в Риме или собираются сделать в Москве, но зачем, если есть памятник, о котором можно позаботиться? Тем более что культура наконец дошла до осознания того, что не только дворцы являются наследием. Лучшие специалисты по всему миру с большой охотой берутся за модернизацию старинных складов, цехов, фабрик, потерявших свою первоначальную функцию»,— считает Анна Гор.
Концептуальная реставрация
Приступая к реставрации, инициаторы должны были решить три основные задачи: во-первых, сохранить то, что возможно, во-вторых, укрепить конструкцию, в-третьих, приспособить залы Арсенала под новую функцию. То есть вдохнуть в памятник новую жизнь посредством архитектурной и инженерной реставрации. Кандидатура архитектора была утверждена еще до начала работ. Им стал Евгений Асс, профессор московского Архитектурного института, человек с «большим общественным темпераментом». Можно смело сказать, что он входит в топ-10 ведущих архитекторов России.
С 2003 года началась серьезная работа по проектированию и восстановлению Арсенала. Новые технологии пришли на помощь историческому наследию. Сперва нужно было обследовать здание, выявить зоны, которые требуют жесткого соблюдения исторической достоверности. В частности, под охрану попал фасад Арсенала, его этажность, бойничные или полукруглые окна. Эти детали ни в коем случае нельзя было менять. Затем рабочие занялись ликвидацией аварийных моментов: разобрали старые перекрытия и кровлю, которые местами были полностью разрушены.
Далее специалисты приступили к реставрации стен. Они применили технологию инъекций в ткань кирпичной кладки: специальный раствор под давлением проникал во все мелкие трещинки и схватывал массив стены. Внутри кладка становилась словно бетонная, но склеек снаружи не видно. Центральный ризалит рабочие стянули большим железобетонным поясом, который держит стены. По периметру забурили около 600 свай на глубину до 12 м.
Во внутренней отделке залов было принято решение сохранить исторический декор, частью которого являлась кирпичная кладка, чугунные плиты на полу, массивные кованые перила, мелкие переплеты окон. К слову, восстанавливать такие окна в новой технологии стеклопакета, да еще и в дереве, оказалось очень трудно, поэтому пришлось заказывать их в Кирове, где есть специальное оборудование.
Целью организаторов работ было показать новым поколениям, как это выглядело в оригинале, несмотря на то, что для залов, где выставляется современное искусство, характерны белые стены и полное отсутствие декора. Гармонично переплести исторический интерьер и концепции современного искусства удалось благодаря идейному единению архитектора и реставратора. Первый не придумал ничего лишнего, ультрамодного, а второй не настаивал на чрезмерной стилизации «под старину». Благодаря этому сочетанию сам Арсенал— это художественный образ, своего рода арт-объект.
Параллельно с реставрацией в залах, не сильно пострадавших от времени, проводились выставки. Это делали для того, чтобы люди не забыли о существовании открытой территории искусства. В мае 2011 г. была сдана первая очередь работ по сохранению Арсенала. На завершение реставрации при стабильном финансировании, по словам Анны Гор, понадобится еще 2,5–3 года.
Назад в будущее
«Когда мы закончим реставрацию, вместо 400 выставочных «квадратов» будет 1,6 тыс., а общая площадь музея достигнет 6 тыс. кв. м. Буквально через три года Арсенал станет конкурентоспособным и в международном смысле. Это значит, что мы сможем привезти в Нижний Новгород достойную выставку из Парижа, Кракова, Берлина, и она найдет здесь достойное место и достойного зрителя»,— поделилась планами Анна Гор.
Современные европейские музеи давно сломали стереотипы о нафталиновых экспонатах и темных комнатах. Теперь музей— это динамично развивающееся пространство, способное конкурировать с кинотеатрами, Интернетом, телевидением и даже торговыми центрами. В центре современного искусства Арсенал также планируется создать кафе, медиатеку, киноконцертный зал. Он станет местом для сложного общения, которое «порождает смыслы». Как раз «порождение смыслов» является одной из основных задач, которые ставят перед собой авторы проекта. Ежедневно в кабинете директора ПФ ГЦСИ Анны Гор бывают иностранные партнеры, которые узнают о нашем городе через призму совместных художественных проектов. В дальнейшем можно надеяться, что интерес европейских партнеров к местной культуре и традициям может послужить также зарождению тесных деловых связей.