Меню

«Такое ощущение, что турист в Нижнем Новгороде совершенно лишний», - Роман Пономаренко

"К сожалению, город пока не очень понимает, что туриста, особенно оказавшегося в Нижнем впервые, надо каким-то образом развлекать, брать его за руку, подсказывать".

Роман Пономаренко, руководитель НРООИ «Ковчег»:

Мужчина и женщина – средних лет, судя по всему, муж и жена – стояли, опершись на перила Верхне-Волжской набережной.

- Как красиво у них тут! – услышал я обрывок их разговора.

- Да, - ответил мужчина. – Только лавочек почему-то мало.

Он явно устал от долгой ходьбы и мечтал присесть, отдохнуть. Но Нижний Новгород суров. Нижний Новгород лавочками не балует. Такое ощущение, что турист совершенно здесь лишний.

Наш город, борющийся за присвоение звания «входящий в Золотое кольцо России» по-прежнему очень странно относится к туристам. Он предполагает, что:

А) туристы все про наш город знают и…

Б) туристы приезжают сюда просто побыть.

Нет, есть еще третий пункт, плавно вытекающий из первых двух: Нижний Новгород до сих пор не понимает, чем он может туристов привлечь.

Скажите навскидку, на что житель Владимира, Чебоксар или Кирова поедет в Нижний? На красивые виды, на народные промыслы, на церкви? Согласен с вами! Это все – крайне привлекательные объекты. Только они есть у всех. У всех – виды. У всех – народные промыслы. У всех – церкви. Да, они разные. Но они есть. Так же как музеи, театры, картинные галереи.

А что в Нижнем Новгороде есть уникального? Такого, чтобы только у нас – и больше нигде? Попробуйте выйти из парадигмы культурного туризма. Давайте не будем казаться высокодуховнее, чем мы есть на самом деле. Нас ведь в жизни не только музеи интересуют, верно?

Канатная дорога. Могу ошибаться, но ни в одном городе европейской части России ее нет.

Музей паровозов под открытым небом – где еще такой найдешь? По которому дети и взрослые могут лазить, сколько угодно и который работает бесплатно?

Музей ГАЗа – редчайшее собрание ретроавтомобилей.

Музей гипсового дела в поселке Пешелань Арзамасского района. Где еще можно спуститься в действующую шахту по добыче гипса? Местные говорят: «дОбыча гипсА». И это только придает очарования.

Это сразу, навскидку. И как мы привлекаем туристов?

- Молодой человек, а не подскажете, где здесь канатная дорога? – хотя бы раз этот вопрос слышал каждый, кото имеет привычку прогуливаться по Верхневолжской набережной.

Туристы знают: канатка где-то рядом. Но где? Как ее найти, если нижегородцы – и те не сразу обнаруживают узкий проулок, ведущий к «полетам» над Волгой? А ведь можно было вложить средства и визуально продлить Верхневолжскую набережную до канатки. Проложить путь, который объединит ее с самым популярным прогулочным маршрутом. Повысятся ли объемы перевозок у канатной дороги? Безусловно. Выиграет ли от этого город? Сомнений нет.

Есть и еще один крайне важный момент. Катание на канатной дороге – 20 минут в один конец. С очередью – час (максимум!) - туристы приезжают в Нижний минимум на один день. Куда еще им пойти, кроме канатной дороги? Вроде бы логично, чтобы на Борской стороне появился развлекательно-познавательный центр, где можно погулять, поизучать что-то интересное, пообедать, в конце концов.

Музей паровозов прекрасен, но что рядом с ним еще? Что делать туристу после того, как он облазил все вагоны и локомотивы? А ничего. Кроме музея и жилых домов рядом ничего нет. Ищи автобус и возвращайся в верхнюю часть.

Но что мешает на живописной территории возле озера поставить и другие «центры привлечения внимания»?

К сожалению, город пока не очень понимает, что туриста, особенно оказавшегося в Нижнем впервые, надо каким-то образом развлекать. Брать его за руку. Подсказывать: «А сейчас иди вот сюда!», «А тебе еще вот здесь будет интересно!» «А вот это попробуй».

Пожалуй, пока в качестве положительного примера можно вспомнить зоопарк «Лимпопо». Нет ничего проще, чем приехать в «Лимпопо» утром – и уехать отсюда поздно вечером. Здесь можно смотреть на зверей, общаться с ними, изучать и кормить их, кататься на аттракционах, обедать, бегать, играть. Это целый мир, в который погружаешься, и не хочешь возвращаться в реальность. Думаю, если бы руководителя «Лимпопо» Владимира Герасичкина попросили дать пару советов о том, как работать с туристами, ему было бы, что сказать.

И еще. Летом 2017 года в небольшом поселке Окуловка Нивгородской области прошел фестиваль памяти Виктора Цоя «КИНОпробы». Население Окуловки – чуть больше 10 тысяч жителей. На фестиваль приехало фактически пол-Окуловки.

Как все эти люди узнали о фестивале? Элементарно: им о нем рассказали. Можно как угодно относиться к рекламе, но без нее – никак. И, если уж мы хотим привлекать туристов, нужно… действительно их привлекать. Рекламировать город не внутри него самого, а за пределами. Выходить в группы близлежащих городов в соцсетях, общаться с участниками, рассказывать про нижегородские праздники, фестивали, игры.

Туристу приятно чувствовать, что его здесь ждут. Что ему рады. Что о нем заботится не только навигатор, но и город, стрелочками подсказывающий: здесь музей. Там парковка, там туалет (тоже, кстати, важный момент).

Зачем турист поедет к нам? Вопрос ключевой. И на него очень важно дать ответ. Хотя бы себе.