«Наше государство заинтересовано в том, чтобы на экспорт шла продукция компаний, а не сами компании. Ну а кто сказал, что компания не может быть продуктом?».
Несколько недель назад на NN.DK.RU вышла колонка директора AcquiHunter и эксперта по инвестициям Ильи Соколова о проблемах инвестиционного климата в регионах России. В комментариях к этой колонке один нижегородский предприниматель написал: «Толково. Только ничего о кооперации с западными инвесторами, кроме того, что они «не хотят вкладывать в Россию». Илья Соколов решил ответить на его слова и предложить региональному бизнесу собственное видение того, какую организационно-подготовительную работу необходимо провести, чтобы построить взаимодействие с иностранными инвесторами.
«Выводи проекты сам или умри»
— В первую очередь, надо признать, что классическая венчурная «пищевая цепочка» в российских регионах не работает и пока нет никаких предпосылок для ее запуска. Как я говорил в прошлый раз — нет ни толкового посевного финансирования, ни возможности осуществить «выход» проекта в другие страны. Это стартовые условия, аксиома, которую мы не в силах пока изменить. Потому все разговоры о том, что за пять лет «Фонд (содействия инновациям) поддержал более 193 нижегородских проектов на сумму больше 900 млн руб.» — это разговор в пользу бедных и зачерпывание воды большим дырявым половником. Если мы препарируем эту сумму, то окажется, что это всего $2,7 млн в год или около 4,5 млн руб. на один проект. В то время как на запуск одного добротного наукоемкого проекта, как правило, даже на самых начальных стадиях, требуются суммы от $ 500 тыс.
Хочу заметить, что Фонд содействия инновациям — одна из немногих инклюзивных структур, где региональные проекты реально могут получить деньги. Для многих это единственный шанс. Но получить недостаточное финансирование — еще хуже, чем вовсе без него остаться. Люди начинают искать подработки, экономят на самых базовых вещах, а если и дотягивают до стадии работающего прототипа, то сталкиваются с отсутствием финансирования на следующих этапах.
Нет адекватной статистики объема ангельских и венчурных инвестиций, например, в Нижегородской области это просто разовые истории. Говорить о западных инвестициях непосредственно в региональные проекты в российской юрисдикции тоже не приходится (всем показателен пример Майкла Калви), потому рассчитывать мы можем только на формат самостоятельного вывода проектов за рубеж.
На западе есть тенденция к смещению всех этапов финансирования на более зрелые стадии. Подразумевается, что пригодный к ангельскому финансированию и/или акселерации проект должен уже проверить базовые гипотезы о продукте, запустить первые пилоты, иметь хотя бы небольшую базу потребителей. То есть проекты, которые на ранней стадии столкнулись с отсутствием финансирования в России, еще слишком «зеленые», чтобы искать деньги на Западе и нужно организовать «предпродажную» подготовку, так сказать.
Как создать венчурный вездеход и не штамповать единорогов
Вместе с тем, есть необходимый минимум для запуска нашего международного венчурного вездехода, то есть свободные денежные ресурсы. К примеру, недавно я насчитал сумму, эквивалентную годовому бюджету Нижнего Новгорода, на счетах только семи предприятий с государственным участием. Есть и источники проектов. Достаточно просто сконцентрироваться на том, что у нас хорошо получается. И это не штамповка «единорогов», а создание прототипов наукоемких решений, уникальных на мировом уровне.
В силу отсутствия конкурентной экономики, спроса внутри страны на эти решения еще очень долго не будет. А организация массового производства продукции, востребованной на мировом рынке — это точно не наш конек. Вспомните хотя бы десяток продуктов, разработанных и производимых в России и массово востребованных на мировом рынке (и чтобы это не было оружием или программным обеспечением)? Что далеко ходить — можно просто посмотреть на структуру экспорта и увидеть, что подавляющее большинство товаров в ней продолжают составлять продукты топливно-энергетического комплекса и металлы.
И что же делать? Нужно экспортным продуктом делать сами компании!
Конечно, государство заинтересовано в том, чтобы на экспорт шла продукция, а не компании. Ну а кто сказал, что компания не может быть продуктом? В сущности, вся венчурная модель и построена на их тождестве: корова для молока — это традиционный дивидендный бизнес, а племенные бычки на продажу — венчурный. При сохранении контроля материнскими компаниями из России не вижу в этом ничего криминального.
Мне, например, очень нравится модель «инновационных КБ», предложенная ex-управляющим партнером венчурного фонда Starta Capital Людмилой Голубковой. Ее идея заключается в том, что в России наиболее эффективно поддерживать не единичные проекты, а структуры, которые могут создавать целые грозди технологий и продуктов, часть из которых может обеспечивать текущую деятельность, а другие имеют перспективы вырасти в масштабируемый венчурный проект. Для регионов, имеющих большие традиции прикладной науки (Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Томск etc) это рабочее решение, требующее просто приспособления к местным условиям. Александр Каширин из «Ростеха» примерно это же называет «уникальной технологической компетенцией» (УТК), когда одна команда, имеющая большие наработки в конкретной сфере, может предложить не «монопродукт», а группу продуктов на базе одной или нескольких родственных технологий.
Если говорить проще, инвестор, вкладывающий деньги в команду с УТК или в «инновационные КБ», по факту получает целый портфель существующих и потенциальных проектов. Однако для этого необходимо создавать инфраструктуру, причем не только производственную, но и организационную. Хотя бы выявить эти «команды с УТК». В Нижнем Новгороде, где большая часть финансовых ресурсов с адекватным smart-содержанием сконцентрирована у нескольких десятков крупных промышленных предприятий, логично было бы организовать единый центр экспертизы в рамках одного из деловых объединений. Например, при Торгово-промышленной палате.
«Если есть возможность не брать государственные средства —– не берите»
Другой важный вопрос. Наличие у проекта прямых контактов с российскими государственными или квази-государственными структурами может стать «стоп-сигналом» для западных партнеров. Никто не хочет попасть под санкции, а в деталях (есть ли повод переживать) разбираться никто не будет — у хорошего инвестора и так приличный входящий поток проектов. В принципе, есть юридические механизмы, позволяющие не светить «санкциоемкого» соучредителя. Но если есть возможность не брать государственные деньги в России — то лучше их все-таки не брать.
Первое и главное, что может сделать бизнес из регионов с большим научно-техническим потенциалом — это довести разработки команд с УТК до стадии акселерации за рубежом. Благо, акселераторов, открытых для проектов по всему миру, сейчас тысячи. Но перед тем, как отправлять туда заявки, необходимо, чтобы местные инвесторы и промышленные партнеры помогли проектам с завершением ОКР, созданием прототипов, защитой интеллектуальной собственности (кстати, из России делать это достаточно просто и недорого), внедрением тестовых пилотов, а также организовали регулярные Road Show проектов по базовым мировым экосистемам. То есть необходимо предварительно обеспечить проекту базовые характеристики, чтобы заинтересовать иностранных инвесторов.
Также при первой же удачной возможности и наличии зарубежного соинвестора/ партнера нужно релоцировать в целевую страну команду или хотя бы ту ее часть, что отвечает за бизнес (разработка у нас дешевле), сохраняя контроль из России. Например, сейчас наша компания ведет переговоры с восточными партнерами. Оказалось, что Китай очень заинтересован в российских биомедицинских решениях, но при обязательном переезде части команды.
Еще создателям проекта предварительно нужно убедиться, что разработка не имеет какого-либо отношения к гостайне и оборонке.
У нас есть все шансы сделать хороший «детский сад» для международных проектов, уйдя уже, наконец, от сугубо вторичной модели «импортозамещающих» разработок для внутреннего рынка. Но для устойчивой кооперации с иностранными инвесторами, нам надо хорошенько «подтянуть» местные проекты и не портить их нерелевантным развитому миру длительным приземлением на региональном рынке. И начинать нужно прямо сейчас.