Спрос на отели есть, инвесторов мало
Эксперты считают, что нижегородский гостиничный рынок находится на начальном этапе своего развития, причем как количественного, так и качественного. И пока власти отмечают отсутствие в Нижнем Нов
Эксперты считают, что нижегородский гостиничный рынок находится на начальном этапе своего развития, причем как количественного, так и качественного. И пока власти отмечают отсутствие в Нижнем Новгороде пятизвездочных отелей, отельеры уверены, что на рынок можно выходить и с тремя-четырьмя звездами. Первым иностранным игроком, начавшим работу в Нижнем Новгороде, стала компания Accor hospitality. О том, каково быть пионерами,— операционный директор Accor hospitality в России и странах СНГ Патрик Женглер и директор компании «Весенние инвестиции» Дмитрий Володин.
Пока что в России слабо развит сетевой сегмент рынка гостиниц, наблюдается нехватка отелей средней ценовой категории, недостаток квалифицированных специалистов, а в законодательстве много недостатков. Однако это постепенно преодолевается, компании развиваются, перенимают опыт у западных партнеров, которые, к слову, также постепенно приходят на российский рынок, а уровень услуг и удовлетворенность клиентов растут.
Господин Женглер, как вы оцениваете развитие гостиничного бизнеса в России?
П.Ж.: Россия в самом начале развития этого рынка. И не только по количеству гостиниц, но и по уровню сервиса. Российские города, думаю, уже заждались роста числа гостиниц.
Почему же у нас так поздно все развивается?
П.Ж.: Потому что слишком много административных и бюрократических барьеров, которые затягивают процесс.
Д.В.: Я соглашусь с коллегой. Сейчас мы на старте, но при этом понимаем, какой путь должны пройти.
А мировым гостиничным операторам вообще интересно выходить в российские регионы?
Д.В.: До недавнего времени все стремились осваивать рынки Москвы и Санкт-Петербурга как наиболее перспективные. К тому же, чтобы выходить в регионы, бренд должен быть очень сильным. На региональных рынках есть спрос, но в большей степени это касается среднего ценового сегмента.
Нужно понимать, что развитие гостиничного рынка начинается только тогда, когда власти переходят от деклараций к реальной помощи инвесторам. Развитие мировых сетей определяется вовсе не пятью или четырьмя звездами. Все операторы, приходящие работать в Россию, имеют разный пакет отелей: от двух до пяти звезд. Понятно, что даже в самолете мест бизнес-класса не более 10% от общего количества. То же самое и в гостиничном бизнесе. К сожалению, инвестор не всегда понимает это, а регионы реально не готовы к пяти звездам.
Инвесторов пугают условия
Многие компании, заявляющие о строительстве гостиниц в Нижнем Новгороде, в кризис свернули свои проекты, но с «Ибисом» этого не произошло. Дмитрий Володин говорит, что все дело в том, что для инвесторов это был приоритетный проект, поэтому реализация не была остановлена.
— Нужно понимать, что именно необходимо твоему городу. Сегодня все города сравниваются с Парижем. Хотим мы этого или нет, но в столице Франции всего пять пятизвездочных отелей. И при всей нашей любви к Нижнему, посещаемость его определяется количеством не пятизвездочных отелей, а отелей, в которых вообще может поселиться человек.
Если говорить конкретно о нижегородском рынке, как у нас обстоят дела с насыщенностью рынка качественными отелями?
Д.В. Многие говорят, что нижегородский рынок емкий, и у нас постоянно звучит много заявлений о строительстве отелей, приходе крупных инвесторов, мировых сетей. Но на сегодняшний день я не вижу ни одного отеля, который был бы готов к открытию в этом году. Объективно ни сторонние, ни нижегородские инвесторы дальше деклараций не двигаются.
Почему?
Д.В. Для этого есть серьезные причины. Глубокий анализ рынка говорит о том, что спрос на отели в Нижнем Новгороде есть. Но в то же время у инвесторов есть предел для сумм, которые они готовы вложить в строительство. Несмотря на все декларации местных властей, бесплатно или на льготных условиях ничто не предоставляется — ни земля, ни подведение коммуникаций. А это все влияет на значительное удорожание проекта.
А разве это все должно предоставляться бесплатно?
Д.В.: Конечно! По какому такому закону мы должны платить за присоединение к сетям? Мы платим за тепло, за воду, за электричество. Любая генерирующая компания найдет кучу причин, по которым будет за твои же деньги
Появление мирового гостиничного бренда способно изменить нижегородский рынок?
П.Ж. Для рынка это хорошая возможность развиваться. Мы, как интернациональный отель, задаем некую планку. Все остальные вынуждены будут подтянуться, чтобы сохранить свои позиции.
Когда же в Нижегородской области сформируется качественный рынок гостиничных услуг?
Д.В. Когда появятся отели с адекватными ценами и достойным качеством. Есть статистика, которая показывает, останавливаются люди в городе или нет. Мы можем сколько угодно говорить, что нам нужно столько-то номеров, при этом ничего не делая для формирования туристической или бизнес-инфраструктуры. Хотим мы этого или нет, но сегодня Нижний Новгород не имеет ни туристической, ни деловой привлекательности. Ситуацию нужно менять. Я думаю, это произойдет в течение 10 лет. Нижегородскому рынку не хватает тысячи гостиничных номеров, это примерно пять отелей по 200 номеров в разной ценовой категории. Пятизвездочных отелей нужно не более двух.
Да, эти отели не помешали бы Нижнему Новгороду, который будет принимать чемпионат мира по футболу 2018 года. Сумеем ли мы принять всех желающих?
Д.В. Нужно понимать, какая будет игра, сколько матчей, сколько людей приедут в Нижний. Я не уверен, что нужно удваивать гостиничный фонд. Тысяча номеров сдвинет ситуацию на рынке, не перенасыщая его.
Кадры нужно растить
В свете катастрофической нехватки трудовых ресурсов в отрасли Патрик Женглер уверен, что единственный верный путь— обучать специалистов в своей системе «с нуля», предоставлять им возможность карьерного роста и удерживать с помощью систем мотивации.
Как Accor выбирает партнеров в регионах?
П.Ж. У нашей компании есть специальный департамент по развитию, который занимается взаимодействием с территориями. И как только находится подходящий партнер, начинаются переговоры. У Accor большие планы по развитию сети отелей «Ибис» в России. И моя главная задача— чтобы все генеральные менеджеры в этой сети были русскими. Сейчас нашими отелями управляют только иностранцы. Десять лет назад я начал развитие «Ибисов» в Польше, где было 18 наших отелей и ни одного польского управляющего. Зато сейчас все наоборот. И я не вижу проблем в работе на росийском рынке: кадры уже есть, их просто надо обучить.
В России действительно трудно найти готовые квалифицированные кадры?
Д.В.: На сегодняшний день только один отель Accor в Москве управляется русским менеджером. Это говорит о том, что уровень персонала в России недостаточен даже для трехзвездочных отелей. На рынке не хватает управленцев мирового уровня. Это связано с тем, что был серьезный провал в образовании и в практике. Ведь человек может знать два языка, но не иметь практики общения.
А что скажете про рядовой персонал? Вы их тоже учите?
П.Ж.: Один день полноценного тренинга— это минимум для каждого сотрудника. Конечно, в зависимости от занимаемой должности уровень тренингов разный.
Чему можно научить за один день?
Д.В. Когда мы говорим про один день обучения, то имеем в виду 24 часа. Получается как минимум три дня по шесть часов. А на старте карьеры обучение длится в течение трех недель. У Accor вообще очень серьезная система обучения. В Европе находятся две Академии Accor— в Париже и Будапеште, куда отправляется на учебу персонал выше линейного. В Академии даже разработана методика заправления кроватей. Вот вы умеете заправлять кровать?
Конечно.
Д.В. Но персоналу приходится заправлять по 20 кроватей в день. И эта методика была разработана для того, чтобы люди не выворачивали себе руки. А были и такие случаи. Поэтому люди, приходя в Accor, получают колоссальную практику, которую не преподают в высших учебных заведениях.
Какие планы у Accor по дальнейшему развитию в Нижнем Новгороде?
Д.В. К 2014 году мы планируем открытие пятизвездочного отеля на 180 номеров под брендом MGallery на месте бывшей гостиницы «Москва», а также два трехзвездочных отеля «Ибис» в области.
П.Ж.: Одно могу сказать точно— нового партнера для своих проектов мы искать не будем.