"Состояние деловой среды и настроения малого бизнеса — улучшились": Альфа-банк
Малый бизнес воспрял духом: доля компаний, планирующих увеличение оборотов и выход на новые рынки, за полгода выросла с 42% до 46%. Растут и другие "индексы настроений", — считают в Альфа-банке.
В ходе онлайн-опроса, проведенного Альфа-Банком совместно с Международным исследовательским центром MARC (эксперты выясняли, как изменились такие показателеи, как прибыль, выручка, размер среднего чека, количество клиентов, частота покупок и т.д.), предприниматели оценили влияние изменений в экономике на малый бизнес и дали свои прогнозы на будущее.
Индекс настроений малого бизнеса вырос до (-24) пунктов, вернувшись к уровню годичной давности. Полгода назад его значение составляло (-38) пунктов, год назад — (-25) пунктов. Индекс ожиданий по компании вернулся в положительную зону, поднявшись до 17 пунктов.
СПРАВКА. Положительные значения индекса означают преобладание позитивных оценок, отрицательные значения — негативных настроений над позитивными. Диапазон индекса — от 100 до (-100) процентных пунктов.
Восстановление индекса сложилось благодаря более позитивной оценке респондентами текущей ситуации, а также более оптимистичным, чем в начале года, прогнозам предпринимателей. Хотя по итогам 2015 г. исследование показывало, что предприниматели настроились на затяжное восстановление.
«Сейчас мы видим больше компаний, планирующих увеличение оборотов и выход на новые рынки — их доля за полгода выросла с 42% до 46% опрошенных. Малый бизнес отличается гибкостью и быстрой реакцией на изменение условий, и текущее восстановление оптимизма отражает восприимчивость предпринимателей даже к небольшим положительным сигналам рынков. Вместе с тем, малый бизнес продолжает фокусироваться на работе с издержками и прибылью, повышению клиентоориентированности и качества сервиса и продуктов», — говорит руководитель блока массового бизнеса Альфа-Банка Денис Осин.
Исследование также выявило снижение давления на малый бизнес таких проблем, как сокращение спроса на товары и услуги — этот фактор назвали 49% опрошенных против 55% полгода назад, а также недостаток финансовых средств на развитие — 40% против 42%.
Среди других актуальных проблем предприниматели по-прежнему называют высокие налоги, сложности с поиском кадров и помещений, и т.д.
Никаких трудностей не испытывают 3% опрошенных компаний (против 1% полгода назад).
«На индекс оказали влияние признаки стабилизации экономической ситуации и информационного фона», — считают аналитики блока массового бизнеса Альфа-Банка по итогам третьей волны исследования «Пульс малого бизнеса».
СПРАВКА. Индекс настроений малого бизнеса по итогам I полугодия 2016 г. рассчитан экспертами Альфа-Банка совместно с Международным Исследовательским Центром MARC по собственной методике. Для этого были опрошены клиенты блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка — индивидуальные предприниматели и компании с выручкой до 350 млн руб. в год (банк занимает 4,7% этого рынка в среднем по стране и более 10% в крупнейших городах). Статистическая выборка исследования составила 2554 компании в городах России.
Итоговый индекс формируют четыре промежуточных, характеризующих оценку текущей ситуации в экономике и в собственном бизнесе, а также ожидания на следующие шесть месяцев в целом по стране и по своей компании:
- Индекс текущей ситуации в экономике: (-68) пунктов, рост на 10 пунктов;
- Индекс ожиданий в экономике: (-28) пунктов, рост на 19 пунктов;
- Индекс текущей ситуации по компании: (-16) пунктов, рост на 8 пунктов;
- Индекс ожиданий по компании: 17 пунктов, рост на 18 пунктов.