Меню

"Ресторанный день" состоится в Нижнем Новгороде 16 августа

Бургеры, маффины, капкейки и прочие митболлы: в это воскресенье в Нижнем Новгороде снова пройдет «Ресторанный день». Однодневные кафе, угощающие «самодельной» едой — как относятся к этому рестораторы?

Фестиваль однодневных ресторанов снова в Нижнем. Прошли три месяца с предыдущего ресторанного дня, и в это воскресенье уже в двенадцатый раз "самодеятельные" рестораторы будут по-дружески — правда, не бесплатно — угощать нижегородцев самодельными едой и напитками. Эта некоммерческая акция, когда каждый может на один день стать ресторатором, пришла из Финляндии, теперь она проходит одновременно во всем мире и повторяется каждый сезон. Открыть свой "ресторан" можно в любом месте: в квартире, парке, сквере или во дворе собственного дома. Участвуют только любители, профессионалам вход воспрещен. Каждый раз выпускается новая карта заведений, чтобы посетители могли ориентироваться во всем многообразии однодневных точек общепита.

DK.RU спросил нижегородских экспертов ресторанного бизнеса, как они относятся к этому "кулинарному флеш-мобу".

"Отношусь очень позитивно. Узнал, что бывают "Ресторанные дни", из фейсбука, специально их не посещал, но пару раз, проходя мимо, заглядывал в эти "кафе". Помню, в одном из них был хумус... Обсуждать качество еды не берусь, но считаю, что это одно из наиболее интересных событий, которые происходят в городе, в молодежной среде. Люди занимаются хорошим делом. Повышают культуру потребления. Чем больше народу вовлекается в ресторанную тему, тем лучше", —  такой была оценка Максима Мирсиянова, совладельца нижегородских баров Franky, Berezka, Fabrika и других проектов.

Владелец "Coffee Hostel" и "Кудяблишной" Дмитрий Кузин сказал, что к "Ресторанному дню" относится "нейтрально", хотя и сам, еще не будучи ресторатором, однажды участвовал в "Ресторанном дне" - с чебуреками:

"Народу было много, работы тоже. Клиентов было человек триста или даже больше. Затраты почти окупились", - поделился впечатлениями г-н Кузин.

К слову, по различным оценкам, вложения в ингредиенты для готовых блюд на одно "кафе" могут составлять 10-20 тыс. руб.

Ресторанный критик gofoods.me и шеф-редактор "Business FM" в Нижнем Новгороде Катерина Смирнова говорит, что ресторанные дни - это не праздное развлечение, а реальный шанс проверить, будет ли востребована бизнес-идея:

"Это же практически бесплатная фокус-группа для начинающих рестораторов. Так начинал "NOOT" и многие пекарни и кондитерские, которые сейчас работают на заказ. Именно на ресторанном дне можно проверить, случайные вы люди или "команда мечты". Принять решение, открывать ли торговую точку или становиться службой доставки. Конечно, это не только площадка для стартапов. Кто-то таким образом пытается разнообразить свою жизнь, избавиться от огородных излишков. В конце концов, это просто интересно. Отличный способ сделать жизнь города ярче".

Владелец открывшегося недавно нижегородского заведения "NOOT. Фалафель, хумус и всё такое" Евгения Рязанова - из тех, кто после участия в "Ресторанных днях" (а затем и в нескольких летних фестивалях в Нижнем Новгороде и области) открыл собственное "настоящее" заведение. Ее партнер по фалафельной Григорий Матасов — "ветеран" ресторанных дней, один из идеологов и кураторов этого проекта, с первого дня входивший в число тех, кто в Нижнем Новгороде ведет группы в соцсетях, составляет карту заведений, координирует подготовку - и сам реализует различные кулинарные идеи.

"Приняв участие в "Ресторанном дне" в прошлом мае (это был проект "Цимес") и увидев, как хорошо люди реагируют на вегетарианскую еду и этно-кухню, я решила, что было бы здорово применить имеющийся опыт в ресторанном бизнесе к собственному проекту. Таким образом появился "NOOT" ("Нут"). Фактически, на последующих ресторанных днях мы обкатывали концепцию фалафельной", — говорит Евгения, уточняя, что еще дважды участвовала в "Ресторанных днях" со сладостями — "с кондитеркой и пирогами".

У "Ресторанного дня" почти нет противников, но есть люди, которые относятся с недоверием к "самодеятельным" кафе, указывая, что непрофессиональные повара и не получившие соответствующих разрешений точки общепита не имеют права продавать продукты питания (по сути, это и есть нарушение действующего законодательства, хотя прецедентов - штрафов, проверок, запретов - участники ресторанного дня пока не встречали). В основном такие скептики не относятся к числу посетителей кафе на "Ресторанных днях". Остальным — кто вроде бы и не против попробовать домашние капкейки и маффины, но сомневается — надо обращать внимание на то, что и как происходит за прилавком: "Мы были ребята подкованные, даже с медкнижками, и условия работы сделали приближенными к "настоящим" ресторанам", — говорит Дмитрий Кузин. На карте точки располагаются очень плотно, по соседству всегда найдутся те, кто более устроит, не только качеством угощения, но и ценой, считает Евгения Рязанова:

"Ресторанный день — это тусовка. Про дружбу, про соседство, про городские инициативы - "люди для людей". И абсолютно точно —- это не про коммерцию. На тех, кто за маленькую порцию салата ставит ценник 300 руб., и покупатели, и другие участники посмотрят косо. Вообще, для покупателей есть негласное правило: "Не нравится — не покупай". С другой стороны, тех, кто потом пишет отзывы типа "Ой, ресторанный день уже не тот, все так дорого", хочется спросить: а вы в продуктовых магазинах когда были? Если себестоимость только продуктов для блюда около 70 руб., то, учитывая бессонную ночь работы накануне (тонны заготовок и полуфабрикатов), ставить итоговый ценник меньше 100 руб. — это неуважение по отношению к самим себе. В основном люди цены не задирают и продают блюда чуть выше себестоимости продуктов. Кто пришел с целью заработать — надолго не задерживается".

По словам Евгении Рязановой, популярность "Ресторанных дней" постоянно растет: "Каждый раз народу приходит все больше и больше, на первых порах сто человек - это был рекорд и победа, дальше мы уже готовили в среднем на 500 человек. В прошлом августе, когда дебютировал "Нут", мы накормили около 600 посетителей. И у нас даже не кончилась еда". 

Катерина Смирнова отмечает, что ежесезонно находятся нетривиальные идеи и "кафе" и вкусные блюда:

"Я в восторге от bbq "Горячо", таких вкусных ребрышек и скумбрию я не ела и в ресторанах. Удивила и "Еда престолов", там была похлебка в хлебе. Еще "Синяя дверь" запомнилась луковым конфитюром, и "Цветик-семицветик" — вкусным пловом. Но, к сожалению, много похожих проектов. Например, часто бывает десяток мест, где продают практически идентичные капкейки, а хочется индивидуальности".

В этом году нижегородцы смогут попробовать, к примеру, "любимый пирожок Шредингера", кексы "Гвардейцы короля" и вампирский холодный суп.

Вся информация о том, где искать участников "РД" — в группе вконтакте: vk.com/restaurantday_nn, а здесь собраны все точки: www.restaurantday.org/ru/. Есть даже приложение для смартфонов - называется Restaurantday. А еще можно скачать и распечатать карту: КАРТА РЕСТОРАНОВ

Напомним, что новый "Ресторанный день" пройдет в это воскресенье, 16 августа, в центре Нижнего Новгорода, в течение дня. "Вход" свободный.