Меню

Рекрутинговый рынок вырос за счет кадрового голода

эксперты Марина Артемьева Руководитель нижегородского подразделения компании «Анкор» Оксана Борзова директор RC Group Людмила Гришина генеральный директор ООО «Место под солнцем» Андрей Кулако

Недостаток кадров привел к стремительному росту рынка рекрутинговых услуг в Нижнем Новгороде. Зарплаты менеджеров и специалистов выросли, а вместе с ними увеличилась и стоимость закрытия вакансии на 1520%. Рекрутеры начали развивать межрегиональные сети и предлагать клиентам максимально полный комплекс услуг по работе с персоналом.

За счет чего растет рынок рекрутинговых услуг
Как игроки выстраивают специализацию внутри компании
Какие дополнительные услуги рекрутеры будут продвигать в следующем году

эксперты
Марина Артемьева
Руководитель нижегородского подразделения компании «Анкор»
Оксана Борзова
директор RC Group
Людмила Гришина
генеральный директор ООО «Место под солнцем»
Андрей Кулаковский
директор компании «Мегаполис»
Алена Соловьева
исполнительный директор Регионального кадрового центра

В 2006 г. операторы рекрутингового рынка начали развивать новые услуги. Кроме классического подбора персонала, лидеры рынка активно продвигают executive search , лизинг персонала , аутстаффинг , аудит кадров, обучение персонала. Доля дохода от дополнительных услуг в бюджете рекрутинговых компаний пока не превышает 20%, но игроки уверены, что в ближайшем будущем она достигнет 4050%. Свыше 70% рынка по-прежнему удерживают крупные компании: «Анкор», «Мегаполис», «Кадры 2000», «Выбор», «Шанс», «Эгида», RC Group, Региональный кадровый центр, «Профи», BS Corp и подразделение компании «Кадровые решения». На расстановку сил в следующем году могут повлиять открывшееся летом подразделение Kelly Services и приход в город компании Head Hunter.

Гонорары рекрутеров выросли благодаря дефициту кадров

Все опрошенные эксперты «ДК» отмечают возросший в 2006 г. спрос на рекрутинговые услуги. Игроки объясняют это в первую очередь приходом в город федеральных и транснациональных компаний, нуждавшихся в подборе персонала. Рекрутеры столкнулись с недостатком квалифицированных специалистов практически во всех отраслях. Исполнительный директор Регионального кадрового центра АЛЕНА СОЛОВЬЕВА указывает на дефицит производственников: «Найти в городе кандидата на такую, казалось бы, простую вакансию, как руководитель производства, становится все сложнее». В числе «дефицитных» в Нижнем Новгороде вакансий эксперты называют инженеров, менеджеров проектов, IT-специалистов всех уровней, менеджеров по продажам. В условиях недостатка квалифицированного персонала компании повышают зарплаты соискателям, что ведет к увеличению стоимости услуг рекрутера. Почти все рекрутинговые агентства работают за процент от будущего годового дохода соискателя (1520% в зависимости от должности). Генеральный директор ООО «Место под солнцем» ЛЮДМИЛА ГРИШИНА сообщила, что в ее компании за прошедший год стоимость услуг пересматривалась дважды, а за год выросла в полтора раза, при этом компания не потеряла ни одного клиента.

Эксперты отмечают еще одну тенденцию 2006 г. — передавать управление бизнесом от собственников наемным менеджерам. Рынок откликнулся не просто предложением поиска управленцев высшего звена, а развитием услуг executive search: компании — лидеры рынка готовы искать управленцев под конкретные бизнес-задачи. Такой поиск сопровождается уже оценкой бизнеса со стороны рекрутеров, прежде чем они начнут подбирать походящих кандидатов. Как считает директор кадровой компании «Мегаполис» АНДРЕЙ КУЛАКОВСКИЙ, сейчас спрос на управленцев значительно превышает предложение, и в следующем году тенденция усилится. Рекрутеры подбирают топов уже не за 1520%, а за 2030% от будущего годового дохода соискателя.

Рекрутинговые компании начали специализироваться

В уходящем году наметилась тенденция к специализации рекрутинговых агентств. До классической международной модели рынка, когда компании специализируются по отраслевому признаку, пока далеко. Большинство рекрутинговых агентств предпочитают выстраивать специализацию внутри компании, определяя одного консультанта с помощниками на одну-две отрасли рынка. Андрей Кулаковский уверен, что специализироваться по отрасли наиболее эффективно. Одна из немногих компаний, близких к отраслевой специализации, — «Место под солнцем». Компания сознательно работает только с промышленностью, IT-сектором и сферой b2b, отказавшись от потребительского и FMCG-рынков. Таких примеров в городе пока немного, но эксперты считают, что в следующем году агентств с узким профилем работы в городе будет больше и в ближайшие два-три года рынок окончательно перестроится и станет более структурированным.

Игроки в 2006 г. активно заявляли о своей специализации в зависимости от уровня подбираемого персонала, но даже эта классификация рынка оказалась слишком размытой. Большинство лидеров рынка считают своей основной специализацией подбор топ-менеджеров, но признают, что ищут и менеджеров среднего звена, и специалистов. Руководитель нижегородского подразделения компании «Анкор» МАРИНА АРТЕМЬЕВА указывает, что дефицит высококвалифицированных специалистов в городе выше, нежели дефицит управленцев высшего звена: «Я бы не стала утверждать, что сложившегося спроса на управленческие кадры достаточно, чтобы загрузить работой всех, кто заявляет услуги executive search».

Специализируясь по квалификации подбираемого персонала, рекрутеры стараются не ограничиваться подбором специалистов одного уровня. Большинство крупных компаний стараются выделить отдельное подразделение, а иногда и самостоятельную компанию для поиска специалистов и менеджеров среднего звена. Некоторые компании пошли по этому пути: BS Corp открыла «Кадровые решения», «Региональный кадровый центр» — «Соло ХР». Отдельное подразделение для оказания дополнительных услуг по работе с персоналом в этом году создала и компания «Анкор».

Компании формируют спрос на дополнительные услуги

Вне зависимости от специализации, рекрутинговые агентства не ограничиваются услугами поиска и подбора персонала. Еще год-полтора назад из дополнительных услуг рекрутеры предлагали преимущественно оценку персонала и обзор заработных плат — сегодня операторы активно продвигают услуги по обучению, аудиту, адаптации персонала. Алена Соловьева объясняет это тем, что клиенты, получив один раз качественную услугу по поиску персонала, сами обращаются к рекрутеру за дополнительными услугами. Ранее дополнительные услуги формировались у рекрутера в основном по запросу клиента. В этом году ситуация изменилась. Местные рекрутеры сами активно начали продвигать новые услуги, такие как лизинг персонала, аутстаффинг. Андрей Кулаковский прогнозирует, что в в общей структуре дохода агентства аустаффинг с 1215% вырастет до 4050%. Людмила Гришина объясняет это тем, что их клиенты стремятся минимизировать издержки по работе с персоналом, поэтому и лизинг персонала, и аутстаффинг будут пользоваться спросом. Однако спрос на дополнительные услуги рекрутеры ждут пока только от предприятий среднего и крупного бизнеса. Малый бизнес пока неохотно заказывает даже услуги поиска и подбора персонала, но рекрутеры видят в этом сегменте рынка будущий потенциал для развития собственного бизнеса.

Развитие дополнительных услуг ставит рекрутинговые компании в один ряд с консалтинговыми. Директор RC Group ОКСАНА БОРЗОВА считает, что напрямую конкурировать с консалтинговыми компаниями рекрутеры не будут. По словам эксперта, рекрутер решает возникающие у клиента проблемы персонала, а консалтер — бизнес-задачи. На это же указывает и тот факт, что спрос на абонентское обслуживание рекрутинговыми компаниями со стороны заказчиков пока не высок. Как считает Андрей Кулаковский, только часть крупных компаний заключают готовые контракты с рекрутерами. Интерес к абонентскому обслуживанию со стороны рекрутинговых агентств у компаний может появиться с развитием услуг аутстаффинга — компании начнут привыкать, что по линии персонала можно работать только с одной компанией, заключая с ней один договор.

Компании работают с субподрядчиками в других регионах

В борьбе с федеральными и национальными сетевыми агентствами местные компании выстраивают собственные межрегиональные сети. Год назад из других областей переманивали только управленцев — в этом году количество привозимых из других областей специалистов выросло в два-три раза.

На рынке выделились две бизнес-модели работы с регионами. Компания «Мегаполис» в этом году презентовала свою сеть из семи филиалов в крупных городах России. По той же схеме строит бизнес и Региональный кадровый центр, сосредотачиваясь на неразвитых рынках Чебоксар, Иванова и Костромы. Такой подход обеспечивает компаниям не только поиск персонала в других регионах для нижегородского, но и дает возможность работать на чужих рынках.Более распространена схема привлечения региональных кадровых агентств на субподряд. Игроки уверены, что поиск персонала в других регионах должен быть не менее качественным, чем поиск в Нижегородской области. В связи с этим компании уходят от модели скри­нинга чужих рынков и приходят к партнерству с региональными агентствами, выстраивая неформальные межрегиональные сети.

В следующем году игроки ожидают прихода в город еще нескольких международных операторов рекрутингового рынка. Эксперты исключают возможность передела рынка с приходом новых игроков. Сложившийся в городе рынок может вместить еще несколько крупных компаний. Это обеспечит как неудовлетворенный кадровый голод, так и постепенно растущий спрос на дополнительные услуги.

Андрей Кулаковский: «Пока только крупные компании готовы заключать годовые контракты с кадровыми агентствами».

Оксана Борзова: «Несмотря на развитие дополнительных услуг, напрямую конкурировать с консалтерами мы не будем».

Алена Соловьева: «Найти квалифицированного производственника становится сложнее, чем найти управляющего».