Меню

Рассмотреть возможности

    В самом начале кризиса с подачи высшего руководства страны началось обсуждение плюсов новых экономических условий и возможностей, которые они предоставляют бизнесу. Как обозначенные на федера

В конце октября в блоге Дмитрия Медведева появилась новая видеозапись, где президент перечислил плюсы кризиса. «Сейчас важно не только защититься от проблем, но и по максимуму использовать возникающие возможности, а их немало», — пояснил он.

 

 

В самом начале кризиса с подачи высшего руководства страны началось обсуждение плюсов новых экономических условий и возможностей, которые они предоставляют бизнесу.
Как обозначенные на федеральном уровне тренды повлияли на региональный бизнес, «Деловой квартал» спросил у нижегородских предпринимателей. По общему мнению, как таковых возможностей кризис вообще не предоставил. Падение арендных ставок, снижение цен на строительные материалы и некоторые энергоресурсы и т.д. — это, по сути, его следствия. При этом удешевление проходило параллельно со снижением спроса на продукцию, увеличением стоимости иностранных комплектующих и ростом процентных ставок по кредитам.
8 из 10 опрошенных «Деловым кварталом» экспертов назвали оптимизацию бизнеса и повышение эффективности — главной возможностью, которую предоставил кризис. Причем ответы руководителей поразительно однотипны — суть одна, различаются только словоформы. «Кризис предоставил возможность сделать некоторые направления деятельности более эффективными»,  — говорит генеральный директор филиала BSGV в Нижнем Новгороде Олег Виндман. «Кризис предоставил новые возможности: «Ингосстрах» оптимизировал региональную сеть и повысил ее эффективность», — комментирует Денис Морозов, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Нижнем Новгороде. «Мы по-новому взглянули на свои расходы: в первом полугодии 2009 г. сократили общие и административные расходы на 12,5% по отношению к первому полугодию 2008 г.», — отвечает Федор Бобков, директор филиала МТС «Поволжье Северо-Запад». Подобных ответов нижегородских предпринимателей можно насобирать десятки, если не сотни.

Собственники сэкономили на строительстве и персонале
В то же время эксперты отмечают, что кризис — как раз та ситуация, в которой «минус на минус дает плюс», — новые возможности бизнесу предоставили рынки, наиболее сильно пострадавшие от кризиса. В частности, рынок строительства. «Кризис способствовал более эффективному росту: ставки на аренду торговых площадей снизились в среднем на 30-35%, предложение качественных площадей увеличилось, сократились затраты на ремонт магазинов», — отвечает Дмитрий Груданов, руководитель Волго-Вятского филиала Х5 Retail Group N.V. В целом по России за первые девять месяцев года X5 открыла 116 магазинов и 9 гипермаркетов, в том числе в Волго-Вятском регионе семь магазинов, включая один гипермаркет. Однако оценить, сколько магазинов компания открыла бы в условиях роста экономики и цен на недвижимость эксперты не берутся. По данным директора ООО «ГСМ» (сеть АЗС Taxioil) Алексея Краева, цены на строительство и материалы упали в среднем на 10%, а спрос на топливо «как рос, так и продолжает расти», что позволяет его компании расширять сеть автозаправок.
Еще одним последствием кризиса стали массовые увольнения. Собственники и топ-менеджеры рассматривают его как возможность оптимизировать затраты и повысить производительность. По данным компании HeadHunter, 24% работающих нижегородцев готовы к снижению заработной платы, причем 36% из них — на 10-20%. Как рассказала Софья Искакова, директор нижегородского филиала HeadHunter, зарплатные ожидания нижегородцев заметно снизились: «Ни для кого не секрет, что до осени 2008 г. запросы топ-менеджмента и среднего звена были неоправданно завышены. Кризис расставил все по своим местам, дав возможность работодателям выбирать и поставив соискателей в ситуацию жесткой конкуренции».
Самой популярной профессией остаются «продажники» и все те, кто зарабатывает деньги для компании. Даже в неблагоприятных условиях руководители продолжают заниматься их обучением. «Причем сегодня собственники не просят «чему-нибудь научить сотрудников». Их требования стали более жесткими, направленными на как можно более скорое увеличение продаж. Жизнь заставила», — поясняет тренер навыков продаж Сергей Борзов. В то же время подавляющее большинство специалистов по продажам остались без окладной части — работают за процент.
Кризис помог эффективным собственникам
По мнению экспертов, большинство собственников так и погрязли в попытках ужать расходы и переждать падение спроса. «В действительности кризис предоставил массу возможностей для развития, но воспользоваться ими смогли лишь те игроки рынка, которые сумели сохранить позиции и не испытывали очевидных финансовых трудностей», поясняет Олег Виндаман. Как рассказал Денис Морозов, «Ингосстрах» в Нижнем Новгороде на 40% увеличила сборы по КАСКО. При этом ничего особенного делать не пришлось — клиенты сами несли деньги, так как в условиях нестабильности предпочли оформить полис не в первой попавшейся страховой фирме, а в той, где нет проблем с выплатами.
«Кризис помог тем собственникам, которые работали с прицелом на долгосрочное владение компаниями, а не на продажу бизнеса, нагоняя количественные показатели за счет усиленного кредитования», — поясняет директор ГК «Финематика» Айс Шараев. По его мнению, главным инструментом во время кризиса стала кооперация: «Некоторые эффективные собственники приобретают активы своих неэффективных коллег практически за долги. Наша компания затем эти долги реструктурирует на долгосрочный период, что позволяет клиенту выплачивать кредиты фактически из финансового потока восстановленного предприятия. Таким образом, стоимость приобретения для эффективного собственника практически равна нулю». Г-н Шараев уверен, что кредиторам и проблемным предприятиям стоит еще поискать на рынке грамотных управленцев. Первые могут выдать кредит вторым (потому что другим не дают), а для проблемных предприятий это шанс для слияния или, скорее всего, выгодного поглощения. В то же время, по данным директора нижегородского «Банка готового бизнеса» Владимира Васильковского, сделок по продаже и приобретению бизнеса в Нижнем Новгороде больше не стало. «Объемы остались примерно на уровне прошлого года. Только теперь покупателей больше интересует не бизнес как таковой, а активы — земля, недвижимость и т.д.»
Нижегородские собственники по-разному использовали возможности кризиса, но все антикризисные действия можно объединить в два тренда: к основной деятельности предприятия они добавили новые направления, те, которыми раньше не занимались, и пересмотрели ценовую политику. По словам Олега Виндмана, неблагоприятная экономическая ситуация дала толчок к развитию некоторых сегментов. «Во-первых, нам удалось увеличить портфель депозитов. Во-вторых, мы стали активно развивать сегмент кредитования малого и среднего бизнеса. На фоне тенденции ухода банков из этого сектора нам удалось привлечь новых клиентов из числа МСБ, которым финансирование было необходимо, несмотря на неблагоприятную рыночную конъюнктуру». Как рассказал Федор Бобков, в начале года компании МТС важно было оценить бизнес в новых условиях, пересмотреть стратегию развития. «Для сотовых операторов важен был вопрос повышения или снижения цен на услуги связи, что активно обсуждалось в прессе. Могу сказать, что принятое МТС решение в пользу дифференцированного подхода было верным. Показателен был пример с роумингом — МТС снизила цены на роуминг в самых популярных среди российских туристов странах (снижение составило от 10 до 60%) и повысила стоимость услуг связи на отдельных бизнес-направлениях», — поясняет г-н Бобков.
Сергей Чернышев сообщил, что генеральный директор российского подразделения компании Ruukki , сложная экономическая ситуация заставила искать новые рынки сбыта: «Мы начали разрабатывать решения для строительства в нефтегазовом, энергетическом и других секторах экономики, где преобладают госзаказы. Благодаря этому, нам удалось следовать стратегическим планам развития компании без каких-либо потерь».

 

 

Кризис закончился?
Сергей Чернышев, генеральный директор российского подразделения компании Ruukki
Да! Наблюдается положительная динамика во многих отраслях. Наша компания прогнозирует 30% рост в сегменте жилой недвижимости на начало 2010 года.
Денис Морозов, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Нижнем Новгороде
Рановато об этом говорить. Для страховщиков сложные времена только настают. Скорее всего, в будущем году мы увидим подтверждение этому в виде банкротств ряда участников рынка, в том числе таких, которые сегодня используют демпинг в качестве инструмента привлечения клиентов.
Олег Виндман, генеральный директор филиала BSGV в Нижнем Новгороде
Отчасти. Преодолен дефицит ликвидности. Но есть рост уровня «плохих» долгов в целом по рынку, это, несомненно, кризисный фактор, который не дает возможности развиваться без оглядки на недавние потрясения.
Алексей Краев, директор ООО «ГСМ» сеть АЗС Taxioil
Кризис никогда для нас не заканчивался. На протяжении 8 лет работы мы с ним регулярно встречаемся. Иногда он даже гораздо страшнее, чем тот, который есть сейчас. Однако у всех кризисов есть общая черта  — они не позволяют развиваться так быстро, как хочется.

 

Дмитрий Груданов, руководитель Волго-Вятского филиала Х5 Retail Group N.V.

 

«Будем развивать производство товаров под собственной торговой маркой»
Одна из главных возможностей кризиса для нас — развитие собственной торговой марки (СТМ). В таком случае компания не несет маркетинговых и рекламных расходов, что позволяет существенно снизить себестоимость товара, а значит, продавать товар гораздо дешевле. Подводя первые итоги продаж товаров под СТМ, мы убедились, что в условиях кризиса для продукции под собственными торговыми марками открываются большие перспективы: она на 10–20% дешевле брендованной, поэтому спрос на нее будет расти даже сейчас.

 

Федор Бобков, директор филиала МТС «Поволжье Северо-Запад»

 

«Заработать можно даже на аренде подземной трубы»
Искать новые возможности для бизнеса помогают сотрудники компании на всех уровнях. В МТС с 2008 г. действует программа «Фабрика идей». Это механизм для работы с инициативами сотрудников: фабрика включает в себя группы офицеров по инновациям и экспертов, систему подачи заявок, их отбора и реализации, систему мотивации, а также схемы тиражирования предложений сотрудников на другие регионы. Если экономический эффект от внедрения идеи превышает $50 тыс, ее автор получает денежную премию от 50 до 260 тыс. руб. Идеи, экономический эффект от внедрения которых оценить затруднительно (например, предложения по улучшению стандартов обслуживания), могут быть отмечены ценным призом. С мая 2008 г. «Фабрика идей» переработала 1165 различных инициатив. Пройти первоначальный отсев удалось 594 из них, возможный экономический эффект от внедрения оценивается в $55 млн за три года. Эффект от более чем 80 уже реализованных идей составил $8,6 млн. Предложения довольно простые, но именно они оказываются самыми эффективными. Например, создание отдельных виртуальных университетских сетей связи с низкой стоимостью услуг внутри сети. Еще одна полезная идея — закладывать в грунт вместе с кабелем специальную полимерную трубу, свободное место в которой можно сдавать в аренду. Эффект от внедрения первой идеи оценивается в $30 тыс. c каждого вуза. Расчетный эффект второй может достигать $1 млн в год.

 

 

Центробанк разрешил купить Opel
Банк России на прошлой неделе одобрил выдачу разрешения Сбербанку на приобретение зарубежной компании, владеющей акциями немецкого автоконцерна Opel. Таким образом, консорциум Magna и Сбербанка России еще на шаг приблизился к завершению сделки. Планируется, что акции Opel распределятся следующим образом: General Motors — 35%, Сбербанк — 35%, Magna — 20% , остальные 10% будут принадлежать работникам Opel.

 

 

Сбербанк купил «Мосмарт»
В июле текущего года «Сбербанк-капитал», инвестиционное подразделение Сбербанка, закрыл сделку по покупке торговой сети «Мосмарт». Для этого розничный бизнес и недвижимость «Мосмарта» были переданы в новую компанию, в которой банк получил контрольный пакет.
После этого банк реструктурировал старые кредиты «Мосмарта» более чем на 3 млрд руб. , после чего выдал новый долгосрочный кредит еще на 3,9 млрд руб.
Справка:
В ЗАО «Мосмарт» входят 23 магазина «Мосмарт» и «Мосмарт-экспресс», в том числе 1 гипермаркет в Нижнем Новгороде.