Меню

«Профессия педагога сейчас переживает ренессанс социальной значимости»

Елена Илалтдинова. Иллюстрация: Мининский университет

Прошли ли времена, когда в педагогический вуз шли за «корочкой», а профессия учителя была непопулярной? Отвечает врио ректора Мининского университета, доктор педагогических наук Елена Илалтдинова.

«Мининский университет имеет более чем столетний опыт подготовки педагогических кадров и богатую практику решения самых разных проблем в области образования. И сегодня наш вуз — эксперт, имеющий собственную точку зрения на современные вызовы и проблемы, а также целостное видение основных стратегий развития образования», — подчеркивает Елена Илалтдинова, которая возглавила этот вуз в сентябре 2019 г.

До назначения на пост врио ректора она работала в должности первого проректора НГПУ им. К. Минина, а ранее возглавляла Институт стратегических исследований и разработок в образовании при университете и заведовала кафедрой общей и социальной педагогики.

О настоящем и будущем системы педагогического образования

— Сентябрь в образовательных организациях – это время начала нового ежегодного цикла. Стартует учебный процесс, школьники и студенты встречаются с преподавателями, жизнь системы образования выходит на новый круг. В это время традиционно разгораются дискуссии по поводу развития детского сада, школы, университета: общество обсуждает проблемы образовательных систем и ищет пути совершенствования. Это время, когда мы можем слышать одновременно и слова признания успешных решений, и критику относительно каких-то событий.

Мы все больше убеждаемся в том, что наступило время, когда образование перестает следовать за изменениями общества и начинает формировать и определять эти изменения, создавая условия для развития и самореализации личности и формирования общества нового типа.

В этом смысле мы верим, что профессия педагога сейчас переживает ренессанс социальной значимости. Педагог становится тем, кто может научить управлять будущим человека и общества. При этом образовательный процесс больше не замыкается в стенах образовательных организаций, а выходит далеко за их пределы через ресурсы информационных систем и технологий.

Учитель, его подготовка и компетенции, содержание деятельности являются главным фактором, обеспечивающим эффективность образования.

На наш взгляд, в основе становления учителя лежат педагогические убеждения, которые формируются в человеке задолго до «входа» в профессию.

Педагогические устремления являются залогом профессионального мастерства. В отличие от многих других профессий у педагога несоответствие личных и профессиональных устремлений грозит не только самому педагогу психологической деформацией, но, что гораздо страшнее, несет прямую угрозу его воспитанникам. В этом свете актуален отбор в профессию мотивированных к педагогической деятельности студентов. Традиционный целевой набор в педагогические вузы претерпел сегодня существенные изменения в результате федерального проекта, который реализовал Мининский университет. Его принципы заложены в модели целевого обучения и контрактного трудоустройства.

Развитие профессионально-образовательных траекторий подразумевает переход от конструкции «педагог-универсал» к разделению педагогического труда с выделением узкоспециальных компетенций учителя как предметника, модератора учебного процесса, тьютора, наставника и др.

Ренессанс социальной значимости профессии педагога во многом обусловлен и повышением престижа профессии, однако мы подчеркиваем, что это регулируется в равной степени самим учителем, каждый раз, когда он входит в класс к ученикам, или когда делает пост в социальных сетях, а также целенаправленной государственной политикой поддержки учителя.

Сегодня в России отсутствует национальный этический кодекс педагога. В Мининском университете ведется работа над его проектом, уже два года выпускники дают «клятву» педагога, сформулированную с участием профессионального сообщества.

Образование должно развиваться как открытая и прозрачная система, активно взаимодействующая с обществом, принимающая от него запросы на изменение, с одной стороны, и открыто создающая новые форматы отношений и взаимодействия — с другой. 

Реализуя концепцию открытого образования, мы последовательно принимаем участие в формировании образовательной экосистемы города и региона, развивающих сегодня образовательную, культурную и спортивную инфраструктуру, создающих новые локации, формирующие события в творческой и культурной жизни.
 
Развитие образовательной экосистемы города и региона обусловлено интересами и потребностями всех категорий населения, оно должна соответствовать запросам – от элитных до минимально базовых. Спектр ожидаемых результатов развития образования очень широк: от успешной личностной и образовательно-профессиональной социализации, закрепления человека-созидателя в социально-экономической системе города и региона до развития уникальности личности, персонального роста. Приоритетные условия развития образовательной экосистемы, как единственной формы ее функционирования, определены нами через:
 
  • формирование образовательного многообразия – моделей образовательных систем, отвечающих различным потребностям населения;
  • переход к кластерному способу деятельности как форме преумножения ресурсов и создания синергетических эффектов;
  • реализацию образовательных проектов по трем векторам: во-первых, решение узкопрофильных задач образования (все виды коррекции и адаптации, социализация мигрантов, формирование базового минимально необходимого уровня развития человека для дальнейшего развития и адекватной жизнедеятельности в обществе); во-вторых, создание центров разработки нового содержания образования и образовательных технологий, обеспечивающих высокий стандарт образования на всех его ступенях для абсолютного большинства населения Нижнего Новгорода; и наконец, проведение разработок глобального уровня, обеспечивающие трансфер образования, выход на международный рынок отрасли.

Елена Илалтдинова

Педагогический вуз сегодня берет на себя  функцию изучения социальных проблем региона и корректировки на этой основе содержания и технологии образования. Мы осуществляем экспертизу и реализуем социальные и образовательные проекты исходя из объективной необходимости для развития общества.

Так, Мининский университет провел анализ возрастной структуры педагогического сообщества всех регионов России. Идеальная структура заключается в равномерном распределении возрастных групп.

Но в большинстве субъектов РФ наблюдается критическое отклонение реального распределения от идеального, а в остальных — неприемлемое. Такое положение дел указывает на необходимость мер поддержки педагогов на всех этапах жизненного цикла профессии: входа, закрепления, зрелости и выхода из нее.

Мы видим готовность нижегородского учительского сообщества к развитию, готовность использовать новые технологии и практики в своей деятельности, мы видим новый образ педагога, как самостоятельного и готового к творчеству специалиста, развивающего своих учеников и развивающегося совместно с ними, ставящего персональные цели и достигающего их на благо свой профессии. И мы рады, что имеем возможность использовать весь свой опыт и возможности для того, чтобы проходить этот путь вместе со своими студентами и выпускниками, активными в педагогической профессии, желающими развивать свою профессиональную деятельность.

Мы с радостью наблюдаем, как наши усилия приводят к значимым для городского и регионального образования результатам, и уверены, что Мининский университет, являясь педагогическим вузом, может развиваться только как открытая образовательная система, нацеленная на развитие педагогического сообщества и общества в целом. Современный социальный контекст развития образования предполагает разработку сервисных решений, являющихся неотъемлемой частью современности. Вот лишь малая часть того, что сегодня мы делаем для развития общества:

  • В рамках нацпроекта «Образование», в части проекта «Учитель будущего», мы готовим площадки для повышения квалификации учителей-предметников региона, сформировали команду наиболее компетентных специалистов для обобщения и распространения педагогического и управленческого опыта.
  • Мы принимаем участие в развитии высшего инклюзивного образования России: на базе Мининского университета открыт один из немногих в стране ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (в его ведении находятся семь субъектов РФ), разработан федеральный портал «инклюзивноеобразование.рф».
  • Мы разработали электронный сервис «Региональный кадровый конструктор», позволяющий подросткам уже с восьмого класса определять свои устремления и предрасположенности, что в конечном счете должно помочь с выбором профессии.
  • Мы представили электронный научно-образовательный сервис нового поколения «Педагогическая карта мира» и единый портал вузов Нижегородской области «studyvolga.com».
  • На базе университета мы открыли ресурсный центр по развитию народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства Нижегородской области.

С 25 по 27 сентября на Нижегородской ярмарке мы организуем совместно с образовательными партнерами города и региона дискуссионную площадку «Учитель и ученик: инвестиции в будущее» в рамках 24-й выставки научно-промышленного и инновационного потенциала «Будущее России». Там мы и обсудим актуальные вопросы образования Нижегородской области. Подробнее узнать о мероприятиях и зарегистрироваться можно на сайте Мининского университета (https://www.mininuniver.ru/obrazovanie-nn). Приглашаю вас вместе обсудить вопросы, касающиеся каждого.