«Уже не раз отправлял запчасть обратно в США, но не из-за брака, а в качестве необходимой кому-то дефицитной детали. Первый раз был шок. Даже проскользнула мысль, что это розыгрыш».
Максим Жидок из Нижнего Новгорода уже 17 лет занимается поставкой автозапчастей. На данный момент он руководит нижегородским филиалом компании-поставщика «Академии Плюс», предлагая российским и зарубежным клиентам запасные части для иномарок (причем не только на «свежие» машины, но и на ретро-кары вроде Cadillac DeVille 1965 года или Chevrolet Bel Air 1957 года). Бизнесмен рассказал DK.RU, какие знания и сервисы помогают ему в работе.
От анатомии человека — к анатомии автомобилей
— По образованию я — медицинский работник, а точнее — врач «Скорой помощи». Но зарплата у фельдшера-стажёра — это вам «не звезда с неба». Поэтому к концу обучения мое романтическое желание работать в здравоохранении было подорвано. И после медицинского я устроился не на «Скорую помощь», а грузчиком на склад кузовов и кабин.
Доходы на таком месте, конечно, тоже скромные, но немного повыше. А главное, при погрузке и переноске тяжестей очень хорошо начинаешь понимать принцип: не хочешь работать руками, работай головой.
И голова заработала. Мне удалось понять и изучить структуру (или, другими словами, анатомию) продаж, а со временем — стать менеджером и самому продавать запчасти. То есть перемещать детали уже не на себе, а в накладных. И куда на более протяжённые расстояния.
Торговля по всей России дала возможность заработать и на хлеб, и даже на масло к этому хлебу. А буквально через год-полтора после вступления в должность менеджером по продажам у меня появилась возможность перейти на другой, более интересный (как мне кажется) подвид работы в автосфере — торговлю запасными частями для иномарок.
Многие, конечно, спрашивают, не считаю ли я «потерянными годами» свое обучение в медицинском. Нет, не считаю. Ведь для любого врача всё начинается с основы основ — анатомии. Я неплохо учился, и сейчас эти знания мне помогают и на работе, хотя «анатомию человека» я променял на «анатомию автомобиля». Причем мне довелось поработать и с «живыми» деталями, и с компьютерными каталогами.
Именно такой Cadiilac DeVille 1965 и в таком цвете есть в Нижнем Новгороде в частных руках, на ходу. Для его обслуживания я привожу расходники (фильтры, колодки).
Моей любимой дисциплиной была «реаниматология». Практику я, как правило, выбирал в палате интенсивной терапии или в реанимационном отделении. Работать рядом практически с богами (по-другому реаниматологов и анестезиологов я назвать не могу) было невероятно интересно. Они достают людей буквально с того света. Потрясающе заточенные на результат люди. При работе с запчастями я тоже стараюсь работать именно так. И нередко получается доставать детали практически из ниоткуда.
Что пользуется повышенным спросом?
Первоначально компаний, которые привозили детали из-за Атлантического океана, было очень много. Я видел совершенно дикий рынок, где все везли в Россию всё, что в голову приходило. Это касалось как вариантов производителей, так и ассортимента запчастей. Со временем произошла систематизация, и на сегодняшний день многие автомобилисты выбирают машины не только по эстетическим критериям, но и по сугубо практическим соображениям: где обслуживать свой «автомобильный выбор» и откуда привозить запчасти.
Также, когда я начинал работать в автозапчастях в далёком 2003 г., я быстро понял, что продавать с готового склада может любой. А вот предложить неизвестный товар и сделать так, чтобы о нем узнали… Это было куда сложнее. Но я справился.
И если сейчас вы меня спросите «что пользуется повышенным спросом?», то я точно могу ответить — все. Продаётся практически всё, надо просто уметь находить своего клиента и любить свое дело.
Быстро и качественно продавать многие вещи мне помогает, например, сервис Avito, которым я пользуюсь с 2010 г. Тогда я ещё работал в другой фирме, и меня привлекла возможность бесплатно предложить свои товары пользователям интернета. Сервис не только показывал объявления людям при поиске по ключевым словам, но увеличивал частоту их появления в запросах поисковых систем. Правда, сейчас этот метод теряет свою популярность. Роботы, отбирающие информацию в поисковых системах, стали пользоваться другими алгоритмами.
Chevrolet Bel Air 1957
А вот тогда это хорошо работало! Я начал активно пользоваться сервисом, размещая объявления на детали с контрактных автомобилей (с разборки). Естественно, это отнимало много времени: нужно было снять деталь с автомобиля, сделать фотографии и т.п. К тому же, в нашем профиле, как правило, присутствовали крупные узлы и агрегаты: двигатели, коробки, кузова, «ноускаты», колёса. Но позже, разбирая спрос на разные запчасти, я стал продавать и более мелкие дефицитные детали в отдельных объявлениях. А однажды перенёс этот опыт и в другие направления работы компании, которыми руководил. Мои наработки приносили фирме реальный доход от 100 до 300 тыс. руб. ежемесячно с направления, а их было три.
Как написать идеальное объявление?
Когда пользуешься такими сервисами, нужно понимать, что это работа достаточно кропотливая и трудоемкая. Недостаточно просто выгрузить объявления и ждать, когда «народ повалит». Рекомендую при размещении максимально рассказать о продукте, но ни в коем случае ничего не придумывать и не расхваливать.Также важно помнить про «визуалов»: люди предпочитают знать, что они покупают. Все картинки и фото, которые я размещаю, очень тщательно проверяю, стараюсь, чтобы они были максимально информативными.
Jeep Wrangler
Вот вам хорошая иллюстрация тому, как успешно это все это может работать. В ноябре 2018 г. я разместил объявление о продаже блокировки моста на Jeep Wrangler, находившейся на складе с 2011 г. И сделал это грамотно: с фотографиями, точным описанием самой детали, а также с необходимыми для установки дополнениями.
И что тут началось… Мне звонили и писали со многих городов России. Цена, конечно, была не просто «шоколадной», а «шоколадной в третьей степени». Деталь закупалась ещё в то время, когда доллар был по курсу 30 руб. В Штатах, на момент размещения объявления, блокировка стоила порядка 80 тыс. руб. (в долларовом эквиваленте), а я продавал за 20 тыс. руб.
Многие могут сказать, что это не обдуманно продавать так дешево. Но в тот момент продать было необходимо, и я это сделал. Причем, объявление висело ещё 3 оставшиеся недели (маркетинговый ход для изучения потенциального спроса). Цена была из него удалена, но интерес пользователей сайта не спадал.
Помощь партнёру и продажа деталей Chrysler «на родину»
Компания, в которой я сейчас работаю, изначально узко специализировалась на запчастях для автомобилей американского производства. Заниматься именно американскими запчастями в «Академии плюс» стали потому, что полностью в этом разбирались и видели в этом своё конкурентное преимущество. У нас были не только знание английского языка и умение работать с автомобильными каталогами, но и надёжные партнёры в США, Канаде и Мексике.
За океаном машины большие, красивые, с хорошими мощными моторами, и их надо обслуживать, но разница с «европейцами» или «японцами», безусловно, есть. Как минимум, в отличиях метрической и дюймовой систем мер. А если копнуть глубже, то даже эксплуатационные жидкости делаются под состав фрикционных накладок. Ведь если, например, в АКПП какого-нибудь Chrysler или Jeep залить не ATF4+ от Mopar, то можно очень быстро получить серьёзные неполадки в этом узле.
Одна из самых интересных наших сделок была с заводом «ГАЗ». Однажды мы осуществляли ему поставки прямо на конвейер. Я заказал в 2009 году аккумуляторы на продажу (порядка 10-15 штук) на склад нашего филиала, и думал, что на пару-тройку недель межсезонных холодов должно хватить. Но через пару дней нижегородский автомобильный гигант попросил нас срочно привезти образцы на испытания. У них случился провал в поставках, работа конвейера была под угрозой остановки. Причем на тот момент на ГАЗе выпускалась российская «реплика» Chrysler Sebring — Volga Siber. Заказанные после испытания партии, конечно, были не слишком большие. Всего мы поставили порядка 100-150 штук аккумуляторов. Но сам факт запомнился. Как смогли бы снабженцы завода решить проблему срыва графика конвейера, если бы аккумуляторы так удачно именно в этот момент не поступили в наш филиал — я не знаю.
Источник: соцсети
Находим мы клиентов и за пределами страны. Уже не один раз приходилось отправлять запчасти обратно в США, но не из-за брака, а в качестве необходимой кому-то дефицитной детали. Первый раз был шок. У меня даже проскользнула мысль, что это розыгрыш. Однако сделка совершилась, деньги получены, товар отправлен — значит, не шутки.
Лучше морем и под заказ
Сложностей в поставке автозапчастей для нас уже практически нет. Этому во многом помогает собственный склад и офис в Нью-Джерси. Нет препятствий и в получении товара внутри Штатов. Правда, многие продавцы из США боятся отправлять свои товары в Россию. Не знаю, почему. Может, верят каким-то стереотипам про русских с иностранного ТВ. Но собственная логистическая система компании давно уже решила эту проблему. Мы доставляем товары тремя способами: с североамериканских аукционов (например: E-bay), напрямую от некоторых американских поставщиков и из американских интернет-магазинов. Особенно удобно последнее: если клиент находит товар, который ему понравился или очень нужен, но его нет в России — он может просто предоставить нам ссылку на этот товар в найденном магазине, и мы его привезем.
Ограничения связаны только с затратами на поставку. Все хотят получить товар как можно быстрее и как можно дешевле. Но доставлять товар из других стран мы можем только двумя способами: самолётом или морским контейнером.
Первый способ достаточно быстрый — от двух недель. Но все равно это обходится в три раза дороже, чем морем. За срочную доставку нам приходится дорого платить. Зато морским путём можно привезти любые, даже самые тяжёлые и габаритные детали и узлы машин.
Кстати, если нет спешки, то детали выгоднее покупать под заказ. Анализируя рынок и предложения конкурентов, я много раз убеждался, что наценка в России может достигать баснословных процентов. К примеру, ступица переднего колеса в США стоит 12 тыс. 960 руб., её доставка из США в Россию составит порядка 2-2,5 тыс. руб., а в России за неё просят 24 тыс. 970 руб. Знающие люди скажут, что не учтен способ доставки. И будут правы. Но, если везти деталь на склад, ты, как владелец бизнеса, не будешь использовать дорогую доставку авиацией, да и вообще максимально будешь избегать любых лишних издержек.
Источник фото остальных автомобилей: Максим Жидок