В сентябре в Нижнем Новгороде была поставлена точка в семилетней истории борьбы за автобусный маршрут №71. Популярный городской перевозчик ИП Каргин отстоял право работать на нём семь следующих лет.
В интервью DK.RU известный нижегородский бизнесмен рассказал, как изменится работа маршрута №71 в ближайшее время, почему он начал поддерживать мэрию и отчего стал выступать против конкуренции в пассажирских перевозках.
Новый старый маршрут
- В сентябре вы выиграли конкурс в составе простого товарищества. Помимо А-71, есть ещё шесть новых маршрутов, которые теперь будет обслуживать объединение перевозчиков. Почему вы не взяли остальные?
- Лот был укрупнён, чтобы администрации было проще контролировать и регулировать работу общественного транспорта. Теперь она взаимодействует с одним юрлицом (ООО «Лидер-Транс»). Были предварительные договоренности, кто какие маршруты будет обслуживать. Договором простого товарищества А-71 закреплён за ИП Каргин.
- Летом тариф на проезд в ваших маршрутках был повышен с 20 до 28 рублей. Вы объясняли это необходимостью закупки нового подвижного состава. Сейчас у вас 10 автобусов 2017 г. выпуска, а остальные 15 автобусов — 2009-2014 гг... Не совсем новые, так сказать.
- Вместимость, модель, срок эксплуатации автобусов соответствуют заявленным в конкурсе. Мы приобрели 10 новых автобусов средней вместимости ПАЗ-320414-05 «Вектор», сделали заявку на покупку ещё 15 таких автобусов. Они появятся в ближайшее время.
- Какие изменения можно ожидать на маршруте?
- Сейчас мы договариваемся с администрацией о возможности поддерживать работу временных 60-ти и 90-минутных проездных. С 15 августа они действуют на муниципальном общественном транспорте. Я надеюсь, что жители Нижнего Новгорода уже по достоинству оценили возможность бесплатных пересадок. С подключением А-71 к временному билету у жителей будет ещё больше возможностей для перемещения практически в любую точку города, с однократной оплатой проезда.
- Вы давно пытаетесь подключиться к муниципальной автоматизированной системе контроля оплаты проезда (АСКОП), но не получается - из-за льготников.
- Чтобы частники могли перевозить льготников и получать компенсацию выпадающих доходов, необходимы изменения нормативно-правовой базы на уровне регионального законодательства. Это достаточно длительный процесс. А вот чтобы внедрить временной проездной на А-71, таких изменений не нужно. Это просто соглашение между участниками перевозок о том, как будут делиться деньги за выполненную транспортную работу. Именно поэтому на первом этапе мы пытаемся подключить временные билеты.
Фото: Вячеслав Морозов.
Тариф как инструмент протеста
- Вы много лет устанавливали более низкие тарифы, чем у других перевозчиков. Что изменилось сейчас?
- Более низкий тариф был вынужденной мерой борьбы с беспределом и хаосом, которые более десяти лет творились в пассажирских перевозках Нижнего Новгорода. Большинство перевозчиков вдвое увеличивали допустимое количество автобусов на маршрутах, продавая право работать на них, тем самым нарушая баланс пассажиропотоков. Регулирующие органы не контролировали это (да и, в общем-то, не хотели). В городе была нездоровая конкуренция.
С беспорядком можно было бороться только стратегически. Однако раньше мы могли обслуживать пассажиров по более низкому тарифу благодаря развитой материально-технической базе. Но теперь ресурс практически исчерпан, подвижной состав требует скорейшего обновления.
- Нижний Новгород лидирует среди городов по количеству ДТП с общественным транспортом. В чём, на ваш взгляд, причина большого количества аварий?
- Дело в так называемой «планово-арендной системе», когда любой водитель может «купить» право работы на частном маршруте, выплачивая его «хозяину» план, а разницу забирая себе.
Эта система провоцирует гонки между водителями автобусов, поскольку их доход зависит от количества перевезённых пассажиров. Второй жирный минус такой системы – непрозрачная экономика, уход от налогов со стороны частных перевозчиков и, как следствие, более низкая конкурентоспособность муниципальных предприятий (они-то платят все налоги). К сожалению, так работает большинство перевозчиков.
Избавиться от гонок можно только внедрив систему муниципального заказа, когда администрация определяет необходимый объём транспортной работы и оплачивает его по выполнении перевозчику. При такой схеме транспортному предприятию, и, соответственно, водителю неважно количество перевезенных пассажиров. На первый план выходят безопасность перевозок и строгое соблюдение расписания. Для реализации системы муниципального заказа нужен соответствующий бюджет, которого у города пока нет.
Фото: https://vk.com/zakargina.
- Муниципальный заказ существенно снизит уровень конкуренции.
- На мой взгляд, в этой сфере должна быть не конкуренция, а жёсткое регулирование. Только тогда можно будет построить эффективную транспортную систему, где каждый вид общественного транспорта будет не дублировать, а дополнять другой. Систему, при которой транспорт будет использоваться эффективно, работать по расписанию (насколько, конечно, это возможно), а не ездить полупустым.
Только при эффективно используемом транспорте можно добиться низкой себестоимости перевозки, соответственно, и минимальной стоимости проезда. Стоимость проезда просто должна быть экономически обоснованной и прозрачной. Яркий пример нездоровой конкуренции – Дзержинск. В городе химиков пазики выжали трамвай, более безопасный, экологичный и наиболее перспективный, как показывает опыт развитых стран, транспорт.
В Нижнем Новгороде такая ситуация тоже возможна. Если сейчас перевозчики установят тарифы ниже 26-28 руб. (по которым обслуживают пассажиров муниципальные предприятия), весь пассажиропоток перетечёт к коммерсантам. Новые автобусы МП «НПАТ» будут ходить полупустыми, а долги муниципальных предприятий будут неизбежно расти.
Сейчас, на мой взгляд, мэрия находится на верном пути. В новые договоры включили требование о подключении перевозчиков к АСКОП. Так можно будет увидеть реальные пассажиропотоки, сделать экономику более прозрачной и грамотно оптимизировать маршрутную сеть.
Теория и практика
- Перемен в сфере общественного транспорта жители города ждали давно. Почему-то они начались только в канун ЧМ-2018.
- Работа ведётся уже достаточно длительное время. Не всегда результаты видны сразу. Особенно если учесть, насколько всё было запущенно в сфере пассажирских перевозок.
- В теории ситуация выглядит лучше, чем на практике. Вы сами хорошо знаете, какие убытки приносят транспортному бизнесу пробки.
- Да, пробки сжирают массу времени и денег. Вот у нас, согласно расписанию, один круг занимает два часа, т.е. 120 минут. При выходе на линию 40 автобусов интервал, чисто гипотетически, должен был составлять 3 минуты. Но на практике бывали разрывы по 30 минут. Пробки "сжирают" 30-40% ресурса – из-за них приходится держать на треть больше автобусов с экипажами, чтобы сохранять минимальные интервалы движения. А это, в свою очередь, сильно увеличивает себестоимость перевозки.
Фото: Вячеслав Морозов.
- Помимо подключения частников к АСКОП, мэрия обещала отражать всю информацию об автобусах, электротранспорте на «Яндекс. Транспорте». Пока с этим сервисом работаете только вы.
- На всех наших автобусах стоит навигационное оборудование, поэтому на подключение ушло всего около двух недель. Данные о перемещении автобусов передаются в сервис. «Яндекс. Транспорт» хорош тем, что не только отображает автобусы на карте, но, благодаря накопленным данным и анализу дорожной ситуации, прогнозирует время прибытия автобуса.
Другие перевозчики не подключаются потому, что их смогут отслеживать конкуренты, работающие на смежных направлениях. В ближайшее время администрация обяжет их передавать навигационные данные в «Центральную диспетчерскую службу». А та, в свою очередь, будет пересылать их в «Яндекс.Транспорт» или создаст свой сервис, где пассажиры будут видеть местоположение автобусов.
- В 2014 году вы говорили, что хотите открыть школу тенниса в Сормове. На каком этапе проект сейчас?
- В 2012 г. инвестсовет при губернаторе области выделил нам землю для строительства кортов на ул. Федосеенко. После изменений земельного законодательства (была введена процедура аренды участков через аукцион) мы подавали заявку заново. В 2016 г. инвестсовет признал наш проект социально значимым. Сейчас мы готовим пакет документов для заключения договора аренды. В 2018 г. планируем начать строительство открытых кортов. Стоимость одного открытого корта составит 2,5-3 млн руб. Стоимость всего проекта - около 40 млн руб.
СПРАВКА