Стратегический директор проекта Persona Grata Group Ромеро Рейес Илакаи о применении искусственного интеллекта в бизнесе, «маячках» для внутренних изменений и взаимодействии человека и технологий.
Бизнес все чаще обращается к алгоритмам искусственного интеллекта (ИИ). По данным исследования MIT Sloan Management Review и BCG, в развитие технологий инвестируют 9 компаний из 10, но пока далеко не все руководители понимают, как получить прибыль, так как не готовы изменить стратегию в соответствии с необходимостью применения алгоритмов искусственного интеллекта.
О том, как алгоритмы могут работать в бизнесе и как оставаться востребованными, когда более технологичные конкуренты наступают на пятки в интервью для DK.NN.RU рассказала спикер «Стратегического форума от 2020 к 2025» Ромеро Рейес Илакаи.
Форум пройдет в Нижнем Новгороде 27 марта. Подробнее о мероприятии по ссылке.
Справка NN.DK.RU
Если мы говорим об использовании искусственного интеллекта для решения неких рабочих задач, то насколько он эффективнее человека?
— Наверное, сегодня искусственный интеллект — это то, что на слуху. Это некая предметная область алгоритмов, где много разных подразделений. И эти алгоритмы помогают в оптимизации дата-процессов компаний. Например, в Томском Государственном Университете (ТГУ) есть классическая задача поиска абитуриентов. И обычно сотрудники для холодной аудитории устраивают мероприятия формата дней открытых дверей и участие в образовательных выставках, включая профориентационные активности. При этом выхлоп от этого не очень большой, конверсия 1-5%.
Основная сложность для ТГУ была в том, что в этом университете был большой процент отсева нецелевых людей: многие дети поступали, но потом не справлялись с программой и выбывали после первой сессии. И вот, через соцсети, с помощью искусственного интеллекта ТГУ нашли максимально одаренных абитуриентов из Томской области и, как результат, конверсия повысилась с 4% до 10%, и отсев упал на 30%. Как результат, в данном случае алгоритмы справляются лучше, чем человек.
Кроме того, все знают, что искусственный интеллект обыгрывает разные алгоритмы игры в шахматы. Если мы говорим про прикладное применение, то этот же алгоритм подходит для Data-центров. Как раз это история Google, они этот алгоритм купили и применили для своих серверов. Это позволило понизить энергопотребление на 40%.
Оптимизация, обработка больших данных, поиск аномалий — того, что обычным взглядом не видно, все это алгоритмы искусственного интеллекта делают лучше человека и это факт.
А если проблема с обучением нейросетей?
— Есть несколько подходов в искусственном интеллекте. Например, когда у вас есть данные, на которых его можно обучать, как детей. Дают книги разные, они читают слово за словом, а потом уже сами могут прочитать большой роман или даже сами его и написать. Но в этом случае мы даем детям примеры букв. То же самое есть в искусственном интеллекте. Это одна история.
Есть ситуация, когда у нас нет большого количества примеров и нам надо эти данные разбить, сгруппировать в какие-то другие данные. В этом случае алгоритмы тоже работают.
То есть, есть два подхода. Один, когда у вас есть на чем обучаться, второй — когда вам нужно из огромного объема что-то вычленить. Это называется обучение с учителем и обучение без учителя. Сегодня работает и то, и другое.
Нужны ли специальные навыки для далекого от техники человека, чтобы пользоваться этими инструментами?
— Я расскажу о своем опыте. Как раз в прошлом году я читала и вела курс по маркетингу. Это профессия, которая не столь требовательна к техническому бэкграунду. Но на сегодняшний день, если мы берем сферу реального бизнеса, знание определенных алгоритмов очень помогает. Понятно, что курс был адаптирован под тех, кто не имеет такого бэкграунда. Но справлялись с курсом лучше те ребята, у кого либо очень гибкий ум, либо у них уже есть свой определенный опыт. И благодаря опыту они делали свои ассоциации: «Ага, а это вот про вот это. Вот так можно применить, вот это можно обновить».
Если мы переведем на область уже практикующих экспертов, то легче заходить в область удается тем, у кого свой высокий уровень профессионализма.
Алгоритмы работают бездушно, а за цифрами, которые мы используем, стоят люди. И их важно понимать. Например, бухгалтер видит табель какой-то. Один бухгалтер будет говорить: «Вот, у меня дебет с кредитом не сходится», а другой скажет: « Я не смогу из-за этого людей отправить в командировку». Мы сразу видим уровень глубины сознания, которое присутствует у человека.
Поэтому эксперты, практики у которых есть гибкость мышления, то есть, готовность узнавать многое, могут спокойно входить в сферу. Да, безусловно, важно начинать с направлений, которые более популярны, чтобы не закопаться в сложном языке науки, но это совершенно подъемные рабочие вещи.
Если в компании все хорошо и прибыль устраивает собственников, то стоит ли пробовать что-то новое? Или лучшее — враг хорошего?
— Тут есть несколько граней. У меня у самой сейчас несколько проектов в консалтинге и сопровождении, где вроде бы все хорошо, но есть внутри у руководителя желание применять новые технологии.
Когда мы впервые взбираемся на гору, нам хочется выдохнуть, сказать: «Вау, здорово!». Этот момент очень важно поймать. Но если остаться на том уровне, который есть; то через время кто-то со стороны ту же самую услугу, то же самое УТП (уникальное торговое предложение), то, что вы предлагаете рынку, сделает более быстро, более качественно и дешевле благодаря технологиям. Сегодня технологии играют большую роль.
Конечно, может быть бизнес, где это не нужно, но если не подготавливаться к тому, какие знания нужно будет применять, то, в какой-то момент может все поменяться, и ты даже не узнаешь этого. Например, вчера психологи сидели в кабинетах, к ним приходили люди, а сегодня рынок психологии и консалтинга ушел в онлайн. Я не говорю про качество, но это про то, что если вы не готовы сидеть за компьютером, вы потеряете возможность дальше развиваться.
Есть поворотный момент, когда каждая область трансформируется. Мы не знаем, когда это случится, но справляются те, кто по собственному интересу начинают вовлекаться в большой тренд изменений, которые охватывают очень многие рынки. Либо человек просто понимает, что в какой-то момент что-то будет меняться, и он должен быть к этому готов.
Когда мы начинаем кормить себя иллюзорными фразами: «Да ладно, и так работает, и так хорошо», — и вроде бы достаточно всего — это уже показатель, что нет уже интереса, огня в продвижении бизнеса, дела, карьеры. Это маячок о том, что важно принять что-то новое.
Не всегда это цифровые технологии, это может быть промежуточный этап, чтобы разобраться в том, какое будущее компании через пять лет вы хотите видеть. И отсюда уже понимать, какие технологии вам нужны.
Можете назвать примеры особенностей в применении технологий и новых подходов в компаниях? Есть ли какие-то игроки, которые развиваются быстрее всех и тащат за собой остальных?
— Сейчас большой блок трансформаций происходит в промышленности, основная часть которой сосредоточена не в Москве, конечно. Изменения коснулись производств, связанных, например, с авиатехникой, если мы говорим про конструкторские бюро. Они используют методы machine learning повсюду. Используют сегодня и алгоритмы искусственного интеллекта.
На самом деле, мы часто это видим. Та же самая реклама, которая идет через таргет. Все на слуху, но почему сливаются большие бюджеты? Когда мы просто заходим в кабинет и начинаем что-то настраивать, не понимая алгоритмы, мы просто выливаем деньги не туда. Например, по всей России представлен кетчуп Heinz. У него есть конкуренты среди других кетчупов. Соответственно, у компании была задача запустить рекламу через интернет так, чтобы она попадала к их клиентам.
Они взяли определенные данные из магазинов, с которыми сотрудничают: данные о том, какие люди покупают их кетчуп и продукты других компаний. На этой основе специалисты обучили алгоритм для рекламы на примерах тех людей, кто покупает Heinz, и кто не покупает этот товар. То есть, в рекламу были «зашиты» алгоритмы отсева не тех клиентов.
А как настраивается таргетинг чаще всего? Мы обычно берем какую-то информацию, вливаем ее, как-то красиво упаковываем и распространяем на всех. Таким образом, эффективность рекламы низкая, потому что нейросетям надо давать примеры: и те, которые им подходят, и те, которые им не подходят.
В социальных сетях и на своем сайте вы представлены как эксперт не только в информационных технологиях, но также и как психолог и коуч. Есть ли какая-то цель, которая объединяет все эти направления?
— Безусловно, у меня был такой период в жизни, когда люди не очень понимали, про что я. Они смотрели на мои аккаунты в соцсетях и думали: «А с чем это есть?». Такое бывает, когда слишком много разносторонних интересов. Сегодня я обычно объясняю, что я про то, как быть конкурентоспособным и счастливым, когда искусственный интеллект заменяет людей. Об этом я пишу на всех моих ресурсах; и так становится понятно, что я не только про какие алгоритмы использовать, но и про то, как внутри быть спокойным, когда происходят изменения в жизни.
Если говорить про свою цель, то у меня есть задумка создать прикладную модель развития силы личности людей в современном мире. Туда входит не только работа над навыками, но и с внутренней силой личности.
Некоторое время назад я ехала в Москве в метро и встретила свою одноклассницу. Она — трудяга, которая очень любит свою область. Она очень много сил положила на то, чтобы стать экспертом в своем разделе экономики. Я спросила, как у нее дела, и одноклассница ответила: «Знаешь, на самом деле не очень, потому что все, чем я занималась всю свою осознанную жизнь, теперь будет делать программа. Банк покупает программу, и теперь я не знаю, что делать. Я просто сижу и выжидаю». И я чувствовала, что внутри у нее вызов: «А что теперь делать дальше, если все, чем ты раньше выделялся, теперь делают программы?». И тут вопрос даже не в знаниях, а в том, как выстоять в таких непростых ситуациях, создать себя заново. Прогресс не остановить, а умение справляться со всем этим очень важно.
А у вас был момент, когда вы поняли, что нужно что-то менять?
— Да, у меня был такой момент, когда я защитила свою кандидатскую работу. Произошло это шесть лет назад, когда мне было 26. Я подумала: «Ну хорошо, я защитила кандидатскую и что теперь дальше?». Оставаться в НИИ и заниматься тем же, чем я занималась, мне уже было неинтересно. Были предложения после защиты пойти в международные направления для продолжения того, что я делала в рамках кандидатской, но я понимала, что все, что могла, я оттуда взяла.
Как раз в тот момент друзья рассказали мне про проект Persona Grata Group (обучение по программам инженерии личности, компания предоставляет услуги консалтинга, сопровождения бизнеса, услуги по разработке стратегий по оптимизации бизнес-процессов, а также Digital-решения – прим. ред.), и там как раз была программа «Формула успеха». Поскольку я из науки, я посмотрела на это с таким скепсисом, подумала: «Ну, какая разница? Либо я попробую и что-то узнаю, либо я не попробую и ничего не узнаю».
Какие-то вещи в моей голове начали вставать на свои места, потому что, когда ты приходишь в другую сферу, ты начинаешь «рыхлить» мозг. В какой-то момент у меня появилось понимание того, что я хочу создать модель развития силы личности через звук и свет. И я подумала: «О, мне это нравится».
Конечно, потом было много моментов сомнений, я думала, что это бред какой-то. А потом поняла, что можно просто попробовать, начать первые шаги делать. И так я вовлеклась, мне начало это нравиться, я получила дополнительное образование. В тот момент сформировалась мысль о том, что мне хочется, что мои знания можно было использовать в бизнесе, и чтобы заработанные на этом средства давали возможность заниматься тем, что нравится.
В этом плане мне нравится Игорь Тамм. Это советский ученый, нобелевский лауреат по физике. У него был гибкий ум, вера в определенные свои мысли, которые позволили ему сделать открытие и, при этом, оставаться честным человеком в ладу со своими ценностями. И если говорить о моей цели, о создании модели развития личности, то для меня важна честность, порядочность. И тут ролевая модель Игоря Тамма мне близка.
Шесть лет назад желание создать модель появилось, сегодня есть уже понимание того, как это в неком миксе реализуется в жизни. И могу сказать, что за это время я получала много предложений по работе, но сверялась с внутренним компасом, и не увидела ничего, что могло бы меня сильно развернуть от того, что мне нравится.
Когда появляется цель такая большая, это похоже на влюбленность. Ты не понимаешь, почему тебе нравится человек, но внутри есть этот «огонь» и ты с этим ничего не можешь сделать. Внутри меня в тот момент было очень похожее состояние.
А было в какой-то момент желание перестать этим заниматься?
— Было много кризисных ситуаций, когда ты понимаешь, что рациональнее вернуться в область науки, программирования, где есть какие-то компетенции, которые уже прокачаны. Многие, конечно зовут программировать, предлагают деньги, но я понимаю, что для меня это шаг назад. И таких моментов было много.
Каждый раз, когда я не сворачиваю, в моей жизни появляется новый пазл, который «встает» туда, куда надо. И это очень поддерживает.
Вы занимаетесь консультированием. А как быстро можно достигнуть результата?
— Часто люди приходят с одним запросом, и после беседы фокус внимания падает совсем на другую проблему. Изменения происходят не сразу. Многие вещи становятся «базой».
У меня в школе была учительница математики, которая рассмотрела мои способности и смогла зажечь «огонь» внутри. И сейчас, все, что у меня есть — образование, международные награды — это все последствия.
И сейчас я вижу, что у некоторых людей, с которыми мы работали, есть серьезные изменения в личностном плане, но весь масштаб того, что происходит, будет видно только через несколько лет.
Если говорить про бизнес-консалтинг, то люди трансформируют направление своей работы в ходе консультаций, и это факт. Бывает, они приходят с одним запросом, например, увеличить прибыль и, в течение работы понимают, что у них есть совершенно новый товар, который они могут предложить рынку. И это не руководители, это талантливые сотрудники компании, которые были «распакованы».
А бывает так, что приходит человек с одной задачей, и мы в ходе работы понимаем, что дело не в том, что он боится, что его уволят. У него есть некие свои причины, чтобы оставаться в том положении, в котором он находится. Это не вопрос денег, это личные ситуации. И вопрос переходит уже в область soft skills.
Одно из ваших выступлений касается вопроса о технострессе. Этот вид стресса как-то отличается от более, скажем так, «обычного»?
— Я бы сказала, что есть ситуации, которые для кого-то будут стрессом, а для кого-то — нет. Если мы говорим про техностресс, то тут более четко обозначена причина: идет перегрузка информацией из-за новых гаджетов. Это постоянное пиликание на телефоне, сообщения, огромный поток почты. Если ты развиваешься в какой-то области, то сам читаешь много статей, новости. Все вот это создает ощущение того, что можно никогда не успеть просмотреть все.
Есть два подхода по решению проблемы для тех, кто ее признает. В первом случае предлагают нанять помощника или самостоятельно сократить поток сообщений. Когда я начинала работать в этой сфере, я сама давала какие-то конкретные решения для систематизации информации, для того, как правильно искать данные в интернете, создавать запоминающиеся пароли. Это как раз и навело меня на мысль, что это не является ключевым ответом. Потому что люди вроде бы узнали все инструменты, но в итоге, после этих занятий применять данные начали около 20%.
Оказалось, что прокачивая только hard skills проблему не решить. Нужно работать над локусом контроля, над внутренними резервами. Это и позволяет позже использовать в жизни более конкретные методики работы с информацией.
Завершающий вопрос. Вы станете спикером стратегического форума в Нижнем Новгороде. Речь пойдет о развитии в ближайшие пять лет. К чему стоит готовиться: безработице из-за технологий или к некой интересной трансформации экономики?
— Если говорить про сектора развития, которые касаются каждого бизнеса, то можно выделить несколько теорий.
Первая — это посткапитализм. Бизнесу будет выгоднее платить людям, чтобы они не подходили к оборудованию. Взять хотя бы магазины с кассами самообслуживания. Понятно, что это позволяет заменить продавцов. В магазине остаются единицы. Штат сокращается, но, при этом есть прибыль. Здесь возможен механизм выплаты неких пособий, чтобы люди не работали с механизмами. Это будет эффективнее для общей экономики.
Второе направление это технофашизм — про то, что ключевая власть в экономике и бизнесе будет принадлежать тем, у кого сильные компетенции в технике. То есть, если раньше программисты воспринимались больше как исполнители, то есть мнение, что позже эти люди встанут во главе очень многих структур. Они насыщены внутри вариантами существующих технологий и умеют жонглировать ими.
Есть вариант технооптимизма, это про то, что технологии будут развиваться в содействии с человеком. Например, когда появились машины, а затем конвейер, сначала все было непонятно, люди ждали, что потеряют работу, но сейчас машина — это продолжение человека. Технооптимисты смотрят на то, что будет коллаборация: нейросеть найдет аномалии, а человек на их основе придумает новый продукт.
Остается технологическая сингулярность, которой всех кошмарят. Рано или поздно технологии будут развиваться так, что от человечества ничего не останется. Я не вижу в будущем этого сценария.
Искусственный интеллект сегодня глуп по сравнению с человеком и это вопрос, который не решить за пять лет. Сейчас человек не знает, как его мозг работает. Сегодня воссоздано 25% мозга крысы. И это ключевой проект, который делает IBM. То есть, это суперкомпьютер, количество ядер в котором приблизительно совпадает с масштабом 25% мозга крысы. Это очень слабый уровень.
Работая с алгоритмами важно очень четко понимать, как объяснить программе абстрактные вещи. Невозможно объяснить, что такое взаимоотношения алгоритму, он измеряет все в цифрах. А есть память, воспоминания, интуиция, творчество — эти все вещи очень абстрактны. Поэтому говорить о том, что мы сможем передать это машинам, если воссоздадим мощности человеческого мозга, нельзя.
***
Издание «Деловой квартал» приглашает нижегородских предпринимателей 27 марта в бизнес-зал отеля «Мариотт Кортъярд» на первый «Стратегический форум-практикум: от 2020 к 2025».
Программа состоит из трех блоков:
Тенденции: «новое» потребительское поведение, перспективные и деградирующие ниши, тренды на рынке труда и в профессиях, как использовать технологии искусственного интеллекта для анализа данных и какие алгоритмы доступны уже сейчас;
Бизнес-хаки: как двигаться к достижению большой цели с помощью анализа данных, как справиться с выгоранием и текучкой персонала, как двигаться к цели, несмотря на препятствия, как провести первичный анализ ниши перед запуском нового продукта;
Digital: разговор о трендах в интернет-маркетинге, а также о востребованных видеоформатах, а также о том, как оценить работу интернет-маркетинга в вашем проекте.
Подробнее о форуме и форматах участия по ссылке и в социальных сетях «Делового квартала» в Нижнем Новгороде!