Алексей Хазов директор ООО «Проминструмент»
Алексей Рудым
региональный директор OCS
Вы директор успешной компании, достигшей потолка на своем локальном рынке. Ее собственник — предприн
3 вопроса о методах управления и ценностях, приводящих к победам в рыночной борьбе
Алексей Хазов
директор ООО «Проминструмент»
Алексей Рудым
региональный директор OCS
Вы директор успешной компании, достигшей потолка на своем локальном рынке. Ее собственник — предприниматель «первой волны», не способный, как вам кажется, разглядеть всех угроз и возможностей для бизнеса. Вы убеждены, что бизнес, остановившийся в развитии в своем регионе, обречен. Собственник же считает, что выходить в другие города — значит пытаться перепрыгнуть пропасть. Пойти на конфронтацию с работодателем, отстаивая свои убеждения, или постараться сохранить «синицу в руке»? Что вы предпочтете?
Алексей Рудым: «Преодоление пропасти», по мнению автора одноименной книги Джеффри Мура, — обычное состояние для развивающейся компании. Если описанная компания успешна, ей уже неоднократно приходилось преодолевать различные «пропасти». И если директор смог добиться успеха, значит, он умеет достигать понимания с собственником. Не так уж собственник «близорук», раз все-таки доверил управление бизнесом наемному, более прозорливому, директору. Поэтому необходимо договариваться, договариваться с привлечением экспертов, консультантов, но — договариваться. Поскольку «преодолевать пропасти» можно только имея согласие в команде «преодолевающих», и все серьезные шаги нужно предпринимать, лишь достигнув консенсуса после изучения всех мнений. Так что если руководитель не придет к единому мнению с собственником (что было бы очень странно после таких успехов в совместной работе), то необходимо расставаться: «синица», что может остаться у него в руках, в перспективе — «мертвая» синица. У неразвивающейся компании нет будущего на развивающемся рынке.
Алексей Хазов: В такой ситуации я, скорее всего, решился бы пойти на конфликт. Если я директор успешной компании, достигшей потолка на своем рынке, имею хорошую репутацию и привел компанию к успеху, я смогу повлиять на ход событий! Думаю, я найду аргументы и доказательства, которые убедят собственника прислушаться к моему мнению.
Вы приходите в компанию проводить стратегию, которую вы полностью разделяете и поддерживаете. Очень быстро вы понимаете, что стратегия не может быть реализована: компания не располагает ресурсами, которые вам гарантировали вначале, а контрольным собственникам вы понадобились, чтобы «затыкать дыры» в балансе и улыбаться миноритарным акционерам. Увольнение «по собственному» сильно подмочит вашу репутацию, ведь владельцы компании предпочтут повесить всех собак на вас. «Хлопнуть дверью» и раскрыть правду о положении в компании — значит ввязаться в рискованную переделку.
Как вы будете выпутываться из истории?
Алексей Рудым: Если стратегию нельзя воплотить в жизнь ни при каких обстоятельствах, необходимо уходить этично и корректно. Уход с «шумом» оборачивается не только против того, от кого уходят, но и против того, кто уходит. Собственники не терпят некорректных игроков. Уйти нужно максимально красиво, по собственному желанию и взаимному согласию. Если менеджер достаточно быстро во всем разобрался и ушел, повесить на него всех собак будет тяжело — временной фактор на его стороне. Контрольным собственникам тоже не на руку расставание с «шумом» — у экс-руководителя всегда остается возможность раскрыть правду о делах в компании, что создаст владельцам серьезные проблемы. А для менеджера — два хороших урока: лучше изучать компанию, в которой ты собираешься работать, и улучшать собственный имидж как профессионала и человека. Профессионала высокого уровня, с репутацией человека, уважающего свое дело, на роль «вице-председателя Фунта» не позвали бы.
Алексей Хазов: Все будет завесить от ситуации. Я человек довольно своенравный и обмана терпеть не буду. Если это был преднамеренный обман, буду считать себя вправе «хлопнуть дверью» и раскрыть правду о положении компании. В любом случае, каким бы ни было мое решение, я его приму после долгого разговора с собственником. Можно уйти и по собственному желанию, но при условии, что компания не будет «мочить» мою репутацию! Выносить сор из избы и ввязываться в переделку невыгодно не только мне, но и собственнику.
Вам сделали заманчивое предложение. Чтобы удержать вас, собственник предлагает вам небольшую долю в бизнесе. Вас это не слишком радует: на вашем материальном положении это практически не отразится (доля слишком маленькая, да и рыночной стоимости компании никто не оценивал). Вы бы предпочли, чтобы вам дали больше управленческой свободы и повысили ежегодный бонус, зависящий от прибыли, до уровня, предложенного компанией-конкурентом. Тогда вы бы и себе, и компании заработали. Вы хотите убедить собственника, который категорически не хочет давать вам больше полномочий. Какие аргументы вы будете использовать?
Алексей Рудым: Один из аргументов — наличие на рынке труда компаний, в которых руководитель имеет нужную степень свободы и уровень дохода. В компании все должно быть на рыночном уровне: предложения для клиентов и предложения для сотрудников. Чтобы собственник смог больше доверять менеджеру, необходимо оказаться с ним «в одной лодке» — он должен понимать, что руководитель тоже рискует чем-то большим, чем просто недополученные
деньги или потеря работы. Будет замечательно, если директор будет заинтересован не только в получении сиюминутной прибыли, но и в постоянном развитии компании. В данном случае собственник делает большой шаг в этом направлении, предлагая долю в
уставном капитале. Отказ от нее может означать для него, что интересы менеджера в этой компании краткосрочны. Я вижу решение в том, чтобы
вести переговоры об увеличении доли (а это в том числе и доля от чистой прибыли) и поэтапном увеличении полномочий при достижении определенных показателей. Возможна и тройная схема с бонусом, ведь участие в собственности не отменяет вознаграждения топ-менеджера. Основной аргумент в пользу компании, где менеджер уже работает, — умение договариваться и понимать друг друга, раз они делали совместный успешный бизнес много лет.
Алексей Хазов: Когда предлагают небольшую долю в бизнесе, в большей степени это делается, чтобы привязать человека к фирме, удержать его. На материальном положении это действительно не отразится, и влиять на решение важных для компании вопросов я тоже не смогу: доля маленькая и больших прав не дает. Конечно, каждая ситуация оригинальна и требует индивидуального подхода и рассмотрения, но, скорее всего, я бы ушел! В моей жизни была подобная ситуация, и я отказался от предложения собственника.