"Одной из самых стабильных отраслей, по моему мнению, была и остается розничная продажа продуктов питания", - управляющий филиалом банка ВТБ в Нижнем Новгороде Игорь Рожковский.
Нестабильная ситуация в экономике как под микроскопом объемно обозначила все поведенческие клише и населения, и бизнеса. Как банкир, прошедший с клиентами уже не один кризис, я вижу, как неодинаково чувствуют себя сегодня разные отрасли. Перечислю несколько ярко выраженных трендов.
Одной из самых стабильных, по моему мнению, была и остается розничная продажа продуктов питания, поскольку потребительский спрос здесь неизменно высок. Ведь люди ели, едят и будут есть. Именно поэтому продуктовый ритейл менее уязвим по сравнению с другими отраслями.
Хотя на этом рынке есть и другая сторона. Под действием закона «выживает сильнейший», который в кризис работает с утроенной силой, происходят слияния и поглощения и ценовые войны. А кто может составить конкуренцию местным сетям? Конечно, только крупные федеральные игроки. Поэтому не исключено, что в ближайшее время мы можем увидеть падение небольших региональных розничных сетей и их поглощение более крупными, в том числе, и федеральными.
Рынок автодилеров - это, напротив, тот отраслевой сегмент, который переживает сегодня, пожалуй, самые непростые времена. И здесь более живучими оказываются те, кто вовремя перестроился - дифференцировал свой товарный ряд или сместил акцент в сегмент более дорогих автомобилей. Мы видим, что спрос на более дорогие автомобили все-таки менее подвержен падению (кстати, это относится и к рынку продуктов питания в сегменте премиум), поскольку характер потребления обеспеченного класса не так чувствителен к экономическим изменениям. К примеру, такие марки, как Range Rover или Audi, как продавались, так и продаются. А продажи масс-марок, к сожалению, серьезно упали. Но, как отмечают наши партнеры-автодилеры, и в продажи в премиум-сегменте текущая ситуация вносит свои коррективы - продолжают покупать автомобили от 4 млн руб., а в ценовом диапазоне до 3 млн спрос сокращается.
Если все же отвечать на вопрос, какой бизнес оказывается более устойчивым в кризис, я в первую очередь, назвал бы те компании, которые работают с населением, где есть стабильный потребительский спрос и денежный поток. Про продуктовый ритейл я уже говорил выше. Это же можно отнести, к примеру, к компаниям сферы ЖКХ. Конечно, падение доходов населения сегодня приводит к возникновению долгов и по коммунальным платежам. Но, тем не менее, это довольно стабильный рынок с точки зрения получения доходов. Постоянный денежный поток, который обеспечивают этим предприятиям потребители, защищает их и позволяет оставаться устойчивыми в кризис. Здесь так же можно привести в качестве примера оптовые компании, которые работают с низкой маржинальностью, сохраняя за счет этого более или менее уверенное положение на рынке.
Что же нужно делать, а чего делать категорически нельзя, чтобы сохранить свой бизнес в текущих непростых условиях?
На самом деле, рецепты выживаемости во все времена остаются одними и теми же. И опытные бизнесмены, для которых этот кризис не первый, уже стараются не совершать традиционных ошибок, чтобы не ставить свое дело под удар. К примеру, мы знаем много случаев, когда у небольших компании основной объем поставок сконцентрирован на крупных монополистах. И когда крупные монополисты переживают не лучшие времена, это, соответственно, прямо пропорционально влияет на бизнес этих поставщиков. Поэтому здесь важно соблюдать принцип «не держать яйца в одной корзине». Он справедлив при организации любых партнерских отношений в бизнесе. Это касается и партнерства с банковскими учреждениями. Концентрация заемных средств у одного кредитора – это тоже ошибка. При всей приверженности своему работодателю, я считаю правильным, когда клиент обслуживается в 2-х и более банках. Но, в то же время, (и это один из уроков, который бизнесмены извлекают из сегодняшней ситуации) в кризисные периоды с большим количеством банков сложнее договариваться о реструктуризации задолженности.
В последнее время мы наблюдаем тенденцию, когда уже состоявшиеся средние региональные предприятия с сильно развитым основным бизнесом, осваивают новые ниши. В частности, особенно активно сегодня они идут в область сельхозпроизводства и сельхозпереработки, поскольку введение санкций простимулировало развитие этих отраслей ещё больше. К ним проявляют сегодня интерес и банки, поскольку это направление, по нашим оценкам, может стать одним из самых перспективных и динамично развивающихся.
Подытоживая все выше сказанное: я убежден, что на рынке выживает тот, кто более гибок, кто умеет быстро адаптироваться к новым условиям; тот, кто имеет четкий продуманный план, и руководствуется в ведении бизнеса принципом здорового консерватизма.
Управляющий филиалом банка ВТБ в Нижнем Новгороде Игорь Рожковский