Меню

"Под действием закона "выживает сильнейший" происходят поглощения и ценовые войны"

"Одной из самых стабильных отраслей, по моему мнению, была и остается розничная продажа продуктов питания", - управляющий филиалом банка ВТБ в Нижнем Новгороде Игорь Рожковский.

Нестабильная ситуация в экономике как  под микроскопом  объемно обозначила все поведенческие клише  и населения, и бизнеса. Как банкир, прошедший  с  клиентами уже не один кризис, я вижу, как неодинаково чувствуют себя сегодня разные отрасли. Перечислю  несколько ярко выраженных трендов.

Одной из самых стабильных, по моему мнению, была и остается розничная продажа продуктов питания, поскольку потребительский спрос здесь неизменно высок.  Ведь  люди ели, едят и будут есть.  Именно поэтому продуктовый ритейл менее уязвим по сравнению с другими отраслями.

Хотя  на этом рынке есть и другая сторона.  Под действием  закона «выживает сильнейший», который в кризис работает с утроенной силой,   происходят слияния и поглощения и ценовые войны. А кто может составить конкуренцию местным сетям? Конечно, только крупные федеральные игроки.  Поэтому не исключено, что в ближайшее время мы можем увидеть падение небольших региональных розничных сетей и их поглощение более крупными, в том числе, и федеральными.

Рынок автодилеров  - это, напротив, тот отраслевой сегмент, который переживает сегодня, пожалуй, самые непростые  времена.  И здесь более живучими оказываются те, кто  вовремя перестроился - дифференцировал свой товарный ряд или сместил акцент в сегмент более дорогих автомобилей.  Мы видим, что спрос на более дорогие автомобили  все-таки менее подвержен  падению (кстати, это относится и к рынку продуктов питания в сегменте премиум),  поскольку характер потребления обеспеченного класса не так чувствителен  к экономическим изменениям.  К примеру, такие марки, как Range Rover или Audi, как продавались, так и продаются. А продажи масс-марок, к сожалению, серьезно упали. Но, как отмечают наши партнеры-автодилеры, и в продажи в премиум-сегменте  текущая ситуация вносит свои коррективы  - продолжают покупать  автомобили от 4 млн руб., а в ценовом диапазоне до 3 млн спрос сокращается.

Если все же отвечать на вопрос, какой бизнес оказывается более устойчивым в кризис, я в первую очередь, назвал бы те компании, которые работают с населением, где есть стабильный потребительский спрос и денежный поток. Про продуктовый ритейл я уже говорил выше.  Это же можно отнести, к примеру, к  компаниям сферы ЖКХ.  Конечно, падение доходов населения сегодня приводит к возникновению долгов и по коммунальным платежам. Но, тем не менее, это довольно стабильный рынок с точки зрения получения доходов.  Постоянный денежный поток, который  обеспечивают этим предприятиям потребители, защищает их и позволяет оставаться устойчивыми в кризис. Здесь  так же можно привести в качестве примера оптовые компании, которые работают с низкой маржинальностью, сохраняя за счет этого более или менее уверенное положение на рынке.  

Что же нужно делать, а чего делать категорически нельзя, чтобы сохранить свой бизнес в текущих непростых условиях?

На самом деле, рецепты выживаемости во все времена остаются одними и теми же. И опытные бизнесмены, для которых этот кризис не первый, уже стараются не совершать  традиционных ошибок, чтобы не ставить свое дело под удар.  К примеру,  мы знаем много случаев, когда у небольших компании основной объем поставок сконцентрирован на крупных  монополистах.  И когда крупные монополисты переживают  не лучшие времена, это, соответственно, прямо пропорционально влияет на бизнес этих поставщиков.  Поэтому здесь важно соблюдать принцип «не держать яйца в одной корзине».  Он справедлив при организации любых партнерских отношений в бизнесе.  Это касается и партнерства с банковскими учреждениями.  Концентрация заемных средств у одного кредитора – это тоже ошибка. При всей приверженности своему  работодателю, я считаю  правильным, когда клиент обслуживается в 2-х и более банках.  Но, в то же время, (и это один из уроков, который бизнесмены извлекают из сегодняшней ситуации)  в  кризисные периоды с большим количеством банков сложнее договариваться о реструктуризации задолженности.

В последнее время мы наблюдаем тенденцию, когда уже состоявшиеся средние региональные предприятия  с сильно развитым основным бизнесом, осваивают новые ниши. В частности, особенно активно сегодня они идут в область сельхозпроизводства и сельхозпереработки, поскольку введение санкций простимулировало развитие этих отраслей ещё больше.  К ним проявляют сегодня интерес и банки, поскольку это направление, по нашим оценкам, может стать одним из самых перспективных и динамично развивающихся.

Подытоживая все выше сказанное: я убежден, что на рынке выживает тот, кто более гибок, кто умеет быстро  адаптироваться к новым условиям; тот, кто имеет четкий продуманный план, и руководствуется в ведении бизнеса  принципом здорового консерватизма.

Управляющий филиалом банка ВТБ в Нижнем Новгороде Игорь Рожковский