Меню

«Партнерство в бизнесе обречено закончиться – это не плохо и не хорошо», — Леонид Кирнус

Чтобы разделить риски и увеличить возможности, в проект часто привлекают бизнес-партнеров. Как строили бизнес с родственниками и друзьями — об этом DK.RU рассказали нижегородские бизнесмены.

Важно ли партнерство в бизнесе?

Нижегородский предприниматель, инвестор, Леонид Кирнус считает, что партнерство (тайное или зарегистрированное) является основой бизнеса.

«Без совместного обдумывания, финансирования и разделения ответственностей нельзя создать долгосрочные и генерирующие прибыль продукты или сервисы. Одновременно с этим утверждением верно и то, что основной причиной гибели проекта является именно несостоятельное партнерство даже при хорошем продукте. Поэтому, приступая к созданию партнерства, следует понимать важность, временность и конечность этого уникального явления», — рассказал он DK.RU.

Он добавил, что инициатор партнерства должен принимать во внимание факторы, укрепляющие партнерство и уничтожающие его.

Как выбрать партнера?

Профессиональный бизнес-консультант Лазарь Циферблат рассказал, как правильно выбрать бизнес-партнера и какого партнерства избегать. По его мнению, в бизнес лучше не брать родственников или друзей, а делать друзей из партнеров.

«Вы начинаете работать с человеком, и он дорастает до того момента, когда вы предлагаете ему долю в бизнесе. Человек приходит в качестве наемного работника и перерастает свою должность. Это очень хороший метод. Я против того, чтобы приглашать друзей в бизнес, я за то, чтобы из партнеров делать друзей», — поделился он.

 

Согласен с ним и г-н Кирнус.

«Лучше не любить честного партнера и работать с ним, чем любить симпатичного «кидалу» из своего детского садика и разориться», — рассказал он.

Г-н Кирнус также добавил, что не советовал бы создавать бизнес с человеком, который обладает теми же деловыми качествами, что и вы сами.

«Например, если вы оба сильны на старте или во время «шторма», то велика вероятность «закисания» бизнеса в спокойный период. Хорошо, если партнером такого «стартапера» станет менеджер в «бухгалтерских нарукавниках», спокойно сидящий перед компьютером, когда вы насмерть бьетесь с противником. Поэтому перед тем, как идти к регистратору бизнеса, проиграйте в уме такие ситуации заранее», — подытожил он.

Своими примерами бизнес-партнерства с DK.RU поделились и нижегородские предприниматели.

Руководитель Клуба Миллионеров, бизнесмен Владислав Механцев неоднократно расходился с партнерами в бизнесе, и всякий раз это было очень болезненно.

«У меня еще не было из четырех попыток ни одной, которая бы завершилась хорошим расставанием. С некоторыми учредителями мы много лет назад прошли все студенчество. Через 15 лет наши пути снова встретились, но уже на поле бизнеса. Проект был запущен достаточно успешно. Общие инвестиции составили около 30 млн руб. Но в ходе допущенных ошибок появились идейные разногласия. Руководство разделилось на два лагеря. Напряжение в коллективе росло вместе с нашими долговыми обязательствами. Поскольку я владел меньшей долей акций предприятия, у меня не было решающего голоса. При выходе из бизнеса, кроме минусов на счетах и испорченных отношений ничего не осталось. К сожалению, прежняя дружба не прошла проверку на прочность», — рассказал г-н Механцев.

Резюмируя свой личный опыт, он убедился, что не стоит строить бизнес с друзьями и необходимо сразу обговаривать детально условия выхода из партнерства — это залог сохранения отношений и минимизации моральных и финансовых неприятностей.

«И если ваш потенциальный партнер говорит: «разберемся в процессе» — это верный признак того, что не стоит строить отношения в бизнесе с этим человеком», — подытожил г-н Механцев.

Нижегородский предприниматель Светлана Дружинина рассказала о своих стратегических разногласиях с партнером.

«Моим партнером был незнакомый человек. Я искала человека опытного в бизнесе и с противоположными знаниями, опять же прочитала, что лучше, когда каждый занимается своим делом. Нашла человека: программист, с опытом в бизнесе. «Затык» произошел после пяти месяцев, когда, перешагнув этап окупаемости, я предложила партнеру двигаться по глобальному плану, т.е. из простого, шаблонного на первый взгляд агентства — в интернет-платформу, IT-решение, и думала, что он меня поддержит. Большая часть идеи проекта агентства была его, и мы расстались, я продала ему свою долю, но он через полгода вынужден был закрыл бизнес, не выдержав конкуренции», — рассказала свою историю г-жа Дружинина.

Как себя застраховать от спорных ситуации и не остаться врагом и должником?

Г-н Кирнус считает, что прекращение партнерства — это непростой этап его существования. Взаимное удовлетворение маловероятно. Как правило, в наиболее выигрышном положении оказывается инициатор «развода и раздела имущества», поэтому старайтесь оказаться именно в этом положении. 

«В малом и среднем бизнесе, о котором я как раз и говорю, бухгалтерский подход к разделу обычно не проходит. Слишком запутано российское делопроизводство при почти полном отсутствии грамотных бизнес-адвокатов и медиаторов. В моем многолетнем опыте самым продуктивным оказывался вариант простого словесного торга. Причем, это срабатывало в случаях и с моим выходом, и с выходом партнера». 

«Сценарий разговора партнеров при разводе в моей практике всегда был приблизительно таков:   «У меня возникла гениальная идея, Вась! А не купить ли тебе мою долю в апельсиновом ларьке за 28 гульденов? Дальше — просто торг. Сделка закрывалась на цифре 22 или 25 гульденов. Ну а дальше просто: или деньги на стол, или схема выплат.

Подводя итог, скажу, что партнерство — это не плохо и не хорошо — это просто бизнес. Берегитесь друзей и родственников, не переоценивайте бумажки — это Россия. Старайтесь контролировать капитал своей хорошей долей, находитесь в бизнесе, а не на ренте, старайтесь договариваться, а не размахивать кулаками. И самое главное — помните, что партнерство обречено закончиться. Это не плохо и не хорошо», — отметил г-н Кирнус.

Г-н Циферблат считает, что о разводе лучше «договариваться на берегу».

«Надо в самом начале договориться, как будете разводиться: какие договоренности действуют в этой ситуации. Если так не получилось, то можно пойти другим путем: один из партнеров проводит оценку бизнеса, а другой выбирает, будет он выкупать бизнес за эти деньги или продаст. Это нормальная стандартная процедура. Это не обязательно 50 на 50: бывает, что доля и составляет 10%, тогда можно взять кредит под выкуп бизнеса», — подчеркнул он.