Если кому-то придет в голову составлять рейтинг самых дорогих металлов в Нижегородской области, то победит не золото, не платина и не экзотика менделеевской таблицы. Чемпионом станет сплав, из ко
Если кому-то придет в голову составлять рейтинг самых дорогих металлов в Нижегородской области, то победит не золото, не платина и не экзотика менделеевской таблицы. Чемпионом станет сплав, из которого отлиты значки депутатов регионального парламента. Мартовская выборная кампания, которая на самом деле началась еще в конце прошлого года, была столь затратна, что на некоторых лацканах этот трофей весом в несколько грамм стоит десятки миллионов рублей. По крайней мере, так утверждают неофициальные источники. Поэтому летне-зимнюю коллекцию депутатских значков, выпускаемую раз в пять лет и представленную всего 50 экземплярами, можно смело считать и самым дорогим аксессуаром нижегородской элиты.
Выборы давно стали любимым видом спорта для бизнеса. Если бы эти бюджеты влить в опекаемый властями и не радующий победами нижегородский хоккей, то в нижегородском «Торпедо» давно бы играли звезды НХЛ. Престиж попадания в депутатскую сборную региона растет с каждым созывом, хотя славные времена регионального парламента, когда он был реальным политическим центром влияния, похоже, позади.
Самым мощным по влиятельности был третий созыв Законодательного собрания, который стал первым по такому количеству представителей местного бизнеса и крупных вертикально интегрированных структур. Попав во власть, бизнесмены и топ-менеджеры тогда увлеклись совсем не законотворчеством, а ощутили в себе силу противостоять губернатору Геннадию Ходыреву, победив его в политвойне и не дав ему остаться главой региона на второй срок. Нижегородскую депутатскую фронду успокоил только федеральный центр, послав губернатором московского вице-мэра Валерия Шанцева. Его тогда было принято сравнивать с Тунгусским метеоритом, который упал на регион и изменил его политический рельеф.
Жесткий стиль нового губернатора резко перенастроил настроения нижегородской бизнес-элиты с депутатскими значками на пиджаках. Созыв, избранный в 2006 году, уже получил от экспертов другое название— «шанцевый инструмент». Несмотря на то что список депутатов стал похож на доску почета ударников капиталистического труда, региональный парламент перестал быть политической силой, и бизнесмены-депутаты наконец-то занялись исключительно законодательством.
Чтобы у них не было мысли взяться за старое, региональное правительство постепенно лишило депутатский корпус части полномочий. Например, региональный парламент потерял свои СМИ, ограничил себя в правах утверждать членов областного правительства и голосовал даже за непопулярные инициативы областных властей.
Все это не ослабляет аппетита таких титанов, как Горьковская железная дорога, «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ОМК, «Газпромтрансгаз — Нижний Новгород», к депутатским мандатам. Интересной можно считать тенденцию деиндустриализации Законодательного собрания, которая продолжилась и в 2011 году. Дело в том, что Нижегородская область— традиционно промышленный регион, и стратегия-2020 подразумевает сильный крен в производство. Однако, глядя на депутатский корпус нового созыва, можно сказать, что промышленников там меньше, чем пальцев на руке. Зато на коне депутаты, имеющие отношение к энергетике и энергоносителям. Впрочем, это тоже традиционно, как и коммунально-строительное лобби в городской думе Нижнего Новгорода. Энергетики даже внутри единоросской фракции ЗС НО всегда брали верх если не числом, то весом— это наиболее влиятельные парламентарии, у которых нет проблем в налаживании отношений с правительством. При этом Законодательное собрание не утверждает тарифов на энергию, что еще сильнее укрепляет экспертов во мнении, что парламент стал для бизнеса просто элитарным клубом.
Партии поделили бизнес
Нижегородские предприниматели и топ-менеджеры компаний никогда не исповедовали идеи, что попасть в представительные органы власти можно, только будучи единороссом. В 2006 году часть региональной бизнес-элиты, не нашедшая с «Единой Россией» общего языка, избиралась в Законодательное собрание от Российской партии пенсионеров. Их победа была оглушительной, и РПП смогла образовать вторую по численности фракцию в Законодательном собрании. Правда, позже «пенсионеры» все же влились в состав «Единой России» в обмен на серьезные политические преференции.
Нынешняя выборная кампания удивительно напоминает ситуацию пятилетней давности. Ряд представителей регионального бизнеса, имеющих выборные амбиции, были вынуждены искать политического убежища вне «Единой России». Например, владельцы ГК «Электроника» Александр и Сергей Кузнецовы, из которых первый был действующим депутатом Законодательного собрания и единороссом, лишились шансов избраться еще на уровне единоросских праймериз. Партия власти выдвинула по их округам других кандидатов. Свое желание стать парламентариями братья хоронить не стали, а умело скооперировали свои амбиции с КПРФ.
Стоит отметить, что у местных коммунистов на тот момент был печальный опыт включения бизнесменов в свои ряды на выборах. Избравшийся по списку КПРФ генеральный директор ООО «МобилГазСервис» Дмитрий Добродомов довольно быстро перешел в ряды «Справедливой России». С тех пор левые в связях с бизнесом были очень осторожны. Однако на каждых выборах им заметно не хватало не только средств на агитацию, но и сильных кандидатов, которые реально могли бы претендовать на победу в округах. Поэтому на этих парламентских выборах коммунисты вступили в переговоры с нижегородским бизнесом. Наиболее яркими представителями левых в ходе кампании стали братья Кузнецовы и владелец концерна «Термаль» Владимир Буланов. Более того, они вырвали победу у единороссов в одномандатных округах, несмотря на административное давление на бизнес. Приехавший с визитом лидер КПРФ Геннадий Зюганов местными капиталистами под красными флагами остался доволен. Финансовая капельница серьезно поправила политическое здоровье КПРФ в Нижегородской области. Левые и до этого получали на выборах больше, чем в среднем по России. На этот раз результат стал еще лучше: КПРФ получила уже не 17%, как в 2006 году, а 28,7%, и увеличила численность фракции с 4 до 13 депутатов. Заметно «покраснели» Нижний Новгород, Дзержинск и Арзамас, что не радует партию власти.
«Единая Россия» не стала менять своего подхода и действовала довольно традиционно, собрав в числе своих кандидатов наиболее влиятельных представителей крупных вертикально интегрированных компаний и местного бизнеса. Правда, в числе одномандатников числились и несколько бюджетников— действующие депутаты, главврачи областной больницы имени Семашко Роман Зайцев и городской больницы №12 Вячеслав Лазарев, а также политический новичок, ректор Нижегородского государственного университета имени Лобачевского Евгений Чупрунов. Несмотря на пиар миллиардных федеральных вливаний в социальную сферу региона, все трое проиграли выборы бизнесменам— коммунистам и справороссу.
Гораздо слабее в ходе этой выборной кампании выглядели справороссы. В отличие от КПРФ, у них есть удачный опыт привлечения в свои ряды бизнесменов, однако сейчас они ослабили свою работу на этом фронте, уступив по результатам даже либерал-демократам, которые обычно замыкают четверку парламентских партий.
Кстати, ЛДПР, обычно заполняющая списки кандидатов студентами, охранниками, менеджерами среднего и низшего звена, проходные позиции традиционно отдает бизнесменам. На этот раз партия увеличила свое присутствие в парламенте.
Город мечтает о лобби
Законодательное собрание обновилось на треть, укрепив свой корпус сильными в бизнесе и амбициях депутатами. Официально региональные власти итогом выборов довольны. Губернатор в своем личном блоге написал, что полученные «Единой Россией» результаты дают «уверенность и силы для новых свершений» и призвал открыть новую пятилетку.
Правда, далеко не все были столь сдержанны. Экс-мэр Нижнего Новгорода, депутат Госдумы Вадим Булавинов заявил, что результаты мартовского голосования в других регионах, напримерв Кировской области, где «Единая Россия» получила 36%, и в Тверской области (39%), являются серьезным «звонком» для руководителей партии и страны в целом. А нижегородский результат партии власти тоже далеко не лучший по стране.
Мэр Дзержинска Виктор Сопин тоже не стеснялся в оценках: «Результаты выборов в Законодательное собрание Нижегородской области— это тревожный сигнал в отношении правящей партии».
И нынешним властям Нижнего Новгорода есть чем озаботиться. Многолетняя мечта областного центра иметь лобби в региональном парламенте, похоже, опять далека от осуществления: из девяти городских одномандатников четверо— оппозиционеры. Как будет выстраивать с ними отношения глава администрации Нижнего Новгорода и одновременно лидер городских единороссов Олег Кондрашов, непонятно. Как быстро коммунисты Буланов и Кузнецовы, а также справоросс Косовских забудут перенесенное административное давление, чтобы вступить в диалог и лоббировать интересы городских властей?
Мысль господина Кондрашова сделать одного из городских единороссов вице-спикером регионального парламента вряд ли решит задачу. Среди замов председателя Законодательного собрания уже были депутаты-нижегородцы, однако это не мешало областному парламенту поднимать на вилы даже приходящего на заседания мэра, чьи пожелания никогда не бывали услышаны. И городские депутаты были сориентированы только на губернатора.
Правда, не стоит забывать, что именно Нижний Новгород является основным драйвером в развитии всего региона. Областной центр всегда был центром притяжения для бизнеса, и даже крупные промышленные инвесторы предпочитают строить свои заводы на небольшом удалении от него. Нижний Новгород собирает 55% всех налоговых платежей и, по сути, является основным кормильцем для остальных, преимущественно депрессивных территорий. Поэтому желание городских властей иметь своих сторонников в парламенте вполне обоснованно. Осталось только сделать усилие и приручить парламентариев.
Впереди у законодателей второй раунд политической борьбы— за членство в президиуме и комитетах. Правда, захватывает не только то, кто получит кресла председателей и заместителей. Интересно, как распределятся группы лоббистов по комитетам. Энергетики наверняка проникнут в ключевые для них комитеты— бюджетный, промышленный и по АПК. Именно там рождаются инициативы написать президенту РФ или другому уважаемому руководителю письмо о высоких тарифах на энергоносители. И энергетикам нужно успокаивать коллег.
Эксперты вообще уверены, что при политически сильном губернаторе депутатов больше интересует собственный бизнес, нежели политические выступления. Поэтому от свежего созыва парламента ждут прежде всего профессиональной законотворческой работы, а не партийного противостояния. Хотя выборные результаты КПРФ настойчиво намекают на шаг в сторону двухпартийной системы. А это, соглиситесь, тоже одна из традиций старой доброй Англии.
28,79% КПРФ
12,81% ЛДПР
12,74% Справедливая Россия
ТОП-15 богатых кандидатов в парламент-2011
| ||||||
Официальные данные о доходах в 2009 году
| ||||||
1
|
|
100,938 млн руб.
|
Валерий Анисимов
|
член совета директоров Объединенной металлургической компании (ЗАО «ОМК»), член совета директоров ОАО «Выксунский металлургический завод»
|
«Единая Россия»
|
действующий депутат
|
2
|
|
78,268 млн руб.
|
Феликс Верховодов
|
гендиректор ОАО «НТЭК»
|
«Единая Россия»
|
|
3
|
|
52,03 млн руб.
|
Александр Кузнецов
|
генеральный директор сети фирменных
|
КПРФ
|
действующий депутат
|
4
|
|
48,194 млн руб.
|
Сергей Кузнецов
|
генеральный директор ООО «Электроника-
|
КПРФ
|
|
5
|
|
40,276 млн руб.
|
Максим Акатов
|
заместитель гендиректора по эксплуатации
|
«Единая Россия»
|
|
6
|
|
22,592 млн руб.
|
Александр Назаренков
|
исполнительный директор ООО «Евроэлитстрой»
|
«Единая Россия»
|
действующий депутат
|
7
|
|
16,988 млн руб.
|
Игорь Щеголев
|
генеральный директор ООО «Газпромтрансгаз Нижний Новгород»
|
«Единая Россия»
|
действующий депутат
|
8
|
|
15,747 млн руб.
|
Владимир Жигалов
|
заместитель директора ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» по инновациям и инвестициям
|
«Единая Россия»
|
действующий депутат
|
9
|
|
15,583 млн руб.
|
Андрей Спирин
|
генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»
|
«Единая Россия»
|
действующий депутат
|
10
|
|
13,447 млн руб.
|
Евгений Чупрунов
|
ректор ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
|
«Единая Россия»
|
|
11
|
|
10,988 млн руб.
|