Меню

Ольга Носкова ушла в политику за новыми ощущениями

По статистике, не каждый журналист становится министром.Но вполне логично для каждого журналиста пойти в политику, — так считает министр социальной политики Нижегородской области Ольга Нос­кова.

Она сделала этот логичный шаг и стала депутатом Государственной Думы.

Секрет успешной карьеры всегда в самом человеке, а обстоятельства лишь играют на руку, — рассуждает экс‑депутат, нынешний министр и по‑прежнему журналист Ольга Носкова. «Просто бывших журналистов не бывает. Это уже стиль мышления, — и подумав, добавляет, — может даже и образ жизни».
 
Я бы на центральное телевидение пошла
 
До прихода на государственную службу Ольга Носкова сделала блестящую карьеру в тележурналистике, пройдя путь от редактора на Горьковской студии телевидения до генерального директора ННТВ.
 
Это сейчас уже странно слышать, что для Носковой — выпускницы факультета журналистики Московского университета Горьковская студия телевидения не была пределом мечтаний. «Плох тот тележурналист, который не мечтает работать на центральное телевидение. И я не скрывала своих намерений. Мои коллеги восприняли меня, мягко говоря, настороженно. В процессе мечту пришлось корректировать. С ЦТ не очень вышло, зато образовался затяжной роман с Горьковской студией телевидения. С работой я проводила большую часть своего времени», — рассказывает Ольга Носкова.
 
Эпоха «живого телевидения» не оставляла других шансов. Прямые эфиры должны быть удобны для зрителя. «Иногда мне казалось, что я уже живу на телестудии. И дочь росла под моим рабочим столом, — вспоминает министр, — но мне нравилась эта работа. А еще меня считали жестким руководителем, хотя я всегда казалась себе очень демократичной. Может, одно другому не мешает. И хорошо, что снаружи не сов­сем то, что внутри», — улыбается Ольга Носкова.
 
В парламент — за результатами
 
Но кое‑что спрятать невозможно. У Носковой всегда есть своя точка зрения и дополнительные вопросы «к основному докладчику». А еще есть умение выслушать собеседника и убедить или согласится. Она первой на нижегородском телевидении начала вести ток‑шоу. В ее эфирах были самые эмоциональные дебаты политических оппонентов. Зрители всегда считали ее открытым и принципиальным журналистом.
 
«Принципиальность — это хорошо в нужном месте и в нужное время. Это понимание приходит с опытом. Бывают ситуации, когда принципиальная позиция вводит ситуацию в еще больший ступор. Идти на принцип так же важно, как уметь слушать и принимать другую точку зрения. Нужно понимать, что иногда нужно не твое мнение, а результат», — говорит Ольга Носкова.
 
За результатами Носкова отправилась в региональный парламент. «На моей программе в гостях было много видных и невидных политических деятелей. И в конечном итоге, проанализировав свои возможности, я сделала вывод, что смогу трудиться на благо общества не хуже, а может, даже и лучше, чем они. Я люблю смелые решения с примесью авантюризма. Мне кажется, только это позволило мне поехать учиться из родных Березников Пермской области сразу в столицу, в МГУ», — делится мыслями Ольга Носкова. К слову, о результате: в 1977 г. закончила МГУ, в 1998 г. — стала депутатом Законодательного собрания Нижегородской области.
 
По сравнению с успехами на региональном уровне, путь в большую политику оказался непростым. Карьера дала ей возможность научиться проигрывать с достоинством. На первых выборах в Государственную Думу РФ в 1999 г. Ольга Носкова уступила Вадиму Булавинову. «Было познавательно, — смеется министр, — не хватило голосов, опыта и финансов». Но это не проблема. В 2007 г. высота была взята. Носкова получила желаемый мандат депутата Государственной Думы. По ее признанию, это был шаг, поменявший всю ее жизнь, потому что пришлось выбирать между политической и телевизионной карьерой.
 
«Было грустно, но захватывающе», — признается Ольга Владимировна, — «провинциальное ТВ — это работа, на которой ты рано или поздно достигаешь потолка. Накоп­ленный профессиональный опыт в тележурналистике может дать качественно новый результат, когда располагаешь техническими возможностями иного уровня. Тогда мне казалось, что на своем месте из этой профессии я выработала все, что могла».
 
Становиться преподавателем она не хотела, потому что ей не было бы интересно с некоторыми студентами: «Я не люблю ленивых и безразличных. И еще мне не нравятся люди, которых не научили грамотно писать в школе. Поэтому пусть будут счастливы те студенты, которым я не досталась в качестве педагога. Хотя все может быть», — пожимает плечами нынешний министр.
 
Плацдарм для благотворительности
 
Кресло министра Ольга Нос­кова заняла в июне 2011 г. За полтора года работы у нее успело сформироваться четкое представление о роли подведомственной ей структуры: «Нужно учить людей решать свои проблемы самостоятельно, а не рассчитывать на поддержку государства. Мы должны обеспечить стартовые возможности и выступать гарантом стабильности. Ну не должны при живых детях родители жить в домах престарелых».
 
Ольга Носкова не питает призрачных надежд в отношении финансирования своего министерства. «Бюджет не всегда может взять на себя необходимую нагрузку, поэтому в ряде ситуаций мы позарез нуждаемся в денежной поддержке. Вообще, наше министерство — это плацдарм для благотворителей. Помощь нужна пожилым людям, многодетным семьям, попавшим в трудное положение беременным женщинам и многим другим людям, оказавшимся в экстренной ситуации», — заключила она.
 
К счастью, все больше обеспеченных бизнесменов и политиков готовы помогать неимущим не напоказ, а из этических и духовных соображений: «Думаю, те времена, когда благотворительность была предметом создания имиджа, уже прошли. У людей вызывают улыбку бизнесмены, которые бегают по детским домам с плюшевыми зайцами, и политики, складывающие фундамент своей карьеры из построенных песочниц. Подобные вещи сегодня не подходят, потому что политика профессионализируется, и народ научился отличать разовые желания продемонстрировать на публику щедрость и доброту».
 
Работа отнимает практически все свободное время. Из хобби осталась только «привычка читать книги». Она охотно и с огромным интересом читает современную литературу, в частности Михаила Шишкина и нижегородца Захара Прилепина. Последний, по ее мнению, отражает свою эпоху очень правдоподобно. «Язык у него неплохой, глаз — острый, детали замечает интересные. Это я как журналист о журналисте. Заметно, что ему нравится то, что он делает», — поясняет министр Носкова.
 
Петр Зайцев