Меню

Ольга Никитина: Хранительница семейного бизнеса

ГК «Симона» начиналась с небольшого магазина по продаже бытовой техники. Сейчас в этой группе компаний— сеть салонов по продаже бытовой техники, сервисный центр, инжиниринговая компания и гостиничн

ГК «Симона» начиналась с небольшого магазина по продаже бытовой техники. Сейчас в этой группе компаний— сеть салонов по продаже бытовой техники, сервисный центр, инжиниринговая компания и гостинично-ресторанная сеть. «Здоровое самолюбие, амбиции плюс надежная семья и проверенный коллектив»,— формулирует секрет успеха председатель совета директоров концерна Ольга Никитина.

Хранительница семейного бизнеса
Как это часто бывает, компания «Симона» была создана по вполне прозаичным причинам. Когда молодая семья Никитиных получила квартиру, она столкнулась с тем, что в городе не было качественной бытовой техники. Оценив ситуацию с предложением на российских рынках, решили приобрести известную своей надежностью бытовую технику Siemens. Эта техника была закуплена в Москве, и логично возник вопрос: а если вдруг что-то сломается? Придется везти ее ремонтировать в столицу? Налицо неудовлетворенный спрос.
Пришло понимание, что в Нижнем Новгороде не только семья Никитиных уважает немецкое качество. В 1994 году Ольга и ее супруг Сергей открыли магазин и сервис-центр Siemens. Немцы учли, что в нижегородском регионе тогда никто не работал с этой техникой, и пошли на сотрудничество. И не пожалели. «Если мне нужно будет показать кому-нибудь в Европе, как нужно работать с нашей техникой, мне придется привезти их в Нижний Новгород и познакомить с фирмой «Симона»,— сказал недавно директор компании Bosch und Siemens Hausgerate GMBH г-н Ханс-Керстен Хрубеш.
Изначально проект по созданию магазина и сервисного центра замышлялся как семейный бизнес. Люди, создающие общее дело, должны друг другу полностью доверять, а в 90-е годы, в период «смутного» бизнеса, найти порядочных партнеров было непросто. Сергей Никитин занял тогда должность генерального директора, а Ольга стала финансовым директором. Но несколько лет назад Сергею предложили возглавить одну из компаний в сфере энергетики, и он принял это предложение. А Ольга Юрьевна возглавила семейный бизнес.
«С самого начала мы сделали ставку на премиальную, прямо говоря, недешевую технику,— раскрывает концепцию Ольга Никитина.— Для того чтобы бизнес нормально развивался, всегда необходим некий эксклюзив. Сейчас в наших магазинах огромная экспозиция ультрасовременной классической и встраиваемой бытовой техники. Я думаю, мы не прогадали».
Недавно компания открыла салон на улице Белинского. Это совершенно новый для нашего города формат, в нем представлена лучшая бытовая техника высокого сегмента ведущих европейских производителей: Bosch, Siemens, Neff, Miele, AEG, Electrolux, Zanussi, Smeg, Faber, Jetair, Franke. Здесь посетитель может оценить технику непосредственно в работе и выбрать именно то, что устраивает его больше. В салоне всегда есть подключенные приборы, и есть сотрудники, которые могут проконсультировать. Можно достать овощи из холодильника и приготовить их при помощи выбранного прибора. Можно сделать кофе в капсульной машине. Можно помыть посуду в посудомоечной машине: до сих пор в России это не самый популярный на кухне прибор, хотя в Европе он есть у 80% хозяек.
«Всем известно, что автомобиль без тест-драйва сегодня никто не покупает. Но бытовую технику почему-то приобретают без апробации. И иногда впоследствии разочаровываются. Мы реализовали идею тестирования техники. Сегодня наш клиент уже покупает не «кота в мешке» и очень этим доволен»,— резюмирует Ольга Никитина.
Мозги для современного производства
Российская промышленность постепенно встает на ноги. Предприятия все больше нуждаются в новом оборудовании и современных системах автоматизации. Оценив эти тенденции, компания «Симона» начала оказывать услуги системной интеграции и инжиниринга. И сейчас это направление приносит основные доходы в холдинге. «После трех лет работы с бытовой техникой мы заключили договор с департаментом Siemens по автоматизированным системам управления и стали обслуживать корпоративных клиентов,— вспоминает Ольга Никитина.— В промышленных кругах известно, что Siemens— мировой лидер по качеству таких систем».
«Симона» не просто поставляет сложное оборудование на предприятия, но и интегрирует его в производственные процессы: разрабатывает проекты, пишет программы, производит монтажные, пусконаладочные работы. Ряд технологий компания применила первой в России. Очень важно, что Siemens производит полный комплекс оборудования для автоматизациии энергообеспечения — все элементы легко стыкуются между собой и не конфликтуют. Например, на одном из промышленных предприятий раньше стояли системы управления от разных производителей, что вызывало ряд проблем. Сейчас там работают в основном приборы Siemens, и система очень надежна. Это позволяет экономить средства и производить более качественную и конкурентоспособную продукцию.
В числе главных клиентов компании — крупнейшие предприятия нефтедобывающей, перерабатывающей и химической промышленности, а также объекты энергетического комплекса.
Бизнес не терпит однообразия
В какой-то момент у компании появилось довольно много партнеров и в России, и за рубежом, многие стали приезжать в Нижний Новгород для встреч, переговоров. Возникла проблема размещения гостей. Поэтому было принято решение построить собственный отель. В 2008 г. в структуре ГК появился гостиничный комплекс «Николь» на 48 номеров с шестью ресторанами на любой вкус. «Мы постарались реализовать уникальный проект для нашего города,— делится Ольга Юрьевна,— и сделали это. Отель получил «Гран При- 2008» в городском конкурсе учреждений гостеприимства. А в текущем году был признан лучшим малым бизнес-отелем России».
Таким образом, сегодня ГК «Симона»— диверсифицированная компания. В сфере деятельности «Симоны» целый ряд направлений— инжиниринг, розничная торговля, услуги для населения, недвижимость, гостиничный бизнес. Каждый следующий бизнес берет свое начало и необходимость в предыдущем и создается на его основе. Здесь— экономия средств и использование уже накопленного опыта. «Нельзя забывать об известной народной мудрости: не клади все яйца в одну корзину,— говорит Ольга Никитина.— И недавний кризис подтвердил эту истину: если какой-то бизнес перестает давать должную отдачу, то другие бизнесы корпоративного портфеля его поддерживают».
Почему на женщину можно положиться
В 2010 г. был создан попечительский совет детского театра «Пиано». Его возглавила Ольга Никитина. С этого времени «Пиано»— актеры в нем дети, лишенные слуха,— вышел на качественно новый, более масштабный, уровень. А по итогам «Нижегородского Благотворительного сезона-2010» звание «Меценат года» было присвоено Ольге Никитиной.
«Казалось бы, что может быть проще и радостнее, чем помочь другому человеку?— размышляет Ольга Юрьевна.— Но помощь— вещь сугубо интимная. Желание помогать не может быть навязано. И меньше всего ты думаешь, что про тебя скажут. Мы с театром «Пиано» нашли друг друга. То, что я смогла дать им, я дала, и буду помогать и впредь. Может быть, это судьба. Просто когда кому-то плохо, от этого плохо мне. И если мне удается сделать чью-то жизнь чуть легче и радостнее, от этого становится легче и мне. Наверное, это и есть благотворительность».
В суете деловой жизни Ольга Никитина никогда не забывает о том, что прежде всего она — женщина. «Мне кажется, что с женщиной-руководителем мужчине намного интереснее,— размышляет она.— Нам приходится быть умнее и, наверное, даже красивее: должность просто заставляет следить за собой и в физическом, и в интеллектуальном плане. К тому же положиться в серьезных делах можно прежде всего на женщин. Мы добрее, смелее, сильнее и справедливее. На мой взгляд, женщины, утвердившиеся в бизнесе, — привлекательные деловые партнеры для многих предпринимателей-мужчин».